Заметки мимоходом. 1-30 июня 2022 года

1 июня
День защиты детей. Защитников, кажется, всё меньше и меньше...

* * *
*Продолжение темы*
Мы часто говорим о бурятской интеллигенции, о которой Роберт Рупен сказал, что она могла бы составить почётную часть демократической России, но демократической России нет, и судьба бурятской интеллигенции – часть большой трагедии нашего времени. В сознании изучающих историю бурят-монголов – это, довольно, большой список людей _(в дополнение к Р. Рупену),_ имена и биографии которых треплют в наше время по самым разным поводам.
Естественно, что все они были демократами разных политических течений и партий, к ним даже можно отнести религиозных деятелей. Кстати, само появление их без предварительных исторических этапов, то есть напрямую, – уже феномен мировой истории. Но этот феномен – мыслительные возможности бурят-монгольского народа, то самое действующее серое вещество, которое по бурят-монгольски звучит как боро ухаан.

Надо заметить, что после этой плеяды, уничтоженной в период террора 1930-1940 годов, более в бурятском народе демократов не было. Они исчезли и более не могли появиться, ибо почвой их рождения и роста была уничтоженная интеллигенция России, особенно – преподаватели учебных заведений и учёные-востоковеды, люди самых разных национальностей и убеждений, не только имеющие представление, но изучающие политическую экономию и наблюдающие за её процессами вживую.
Возникшие в конце XIX века в Российской империи, бурятские интеллигенты и демократы, став, самым естественным образом, лидерами народа, создав Бурят-Монгольскую и Монгольскую Народную Республики, были уничтожены Советской властью, более точнее – невежеством и неразвитостью большинства населения огромной территории, убивающих всё живое и разумное. 

Вместо них появилась номенклатура, которая благоденствует до сегодняшнего дня. У каждого из них свои прегрешения и заслуги, каждый из них неординарен и, по-своему, талантлив как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Но дело в том, что номенклатура – обязательное приложение неразвитого общества. Номенклатура не может быть лидером никакого общества, ибо она не способна развивать массы людей. Лучшее, что она может, в разумных для неё пределах, влиять на процессы, помогать власти на местах, лоббировать чьи-то интересы, даже строить дороги, дома, пробивать в центрах какие-то финансы, помочь отдельному человеку и т. д. и т. п., но она не может развивать сознание людей и не способна на жертвенность во имя торжества справедливости, что в наши дни звучит даже «кощунственно», особенно среди бурят-монгольского населения, вымуштрованного той же номенклатурой, умело использующей традиции, обычаи, религию…
Номенклатура и существует за счёт неразвитого общества – это непременное условие её существования, а при развитом обществе исчезает вместе со всеми своими заслугами и прегрешениями, если только не переродится в другую категорию, где есть возможность стать лидером масс. Других шансов остаться в истории у современной бурят-монгольской номенклатуры нет.

*Общество развивает совсем другая категория людей, чувствующая живой пульс того самого серого вещества или боро ухаан, которое никогда не исчезало и, надеюсь, не исчезнет в бурят-монгольском народе как возможность его сохранения и развития…*

2 июня
Начну с пословицы: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Кстати, зачем и первое, и второе? Кто мешает жить своим умом? Всегда!
Далее: разные авторы «братских народов» всюду говорят о каких-то бурятских бригадах, зверствах и нечистоплотности бурят за кордоном. Приём старый, известный, кэгэбэшный: свалить свои свойства на других, чем больше свалишь, тем легче дышать, чем больше наврёшь, тем правдивее ложь.
Нет и не может быть никаких бурятских войск, тем более отдельных воинских подразделений. Что за уровень, что за авторы? Откуда набежали? Нормальному человеку такая дичь вообще в голову не придёт, как и весь остальной понос о бурятах, льющийся из отверстий и каналов  стран, где в отношении азиатов всегда был и будет неискоренимый расистский нарратив. Схема работы у них простейшая: каждый взращивает себя на навозе другого, а любой «продукт» всегда вторичный, что было на самом деле они и сами не знают. Вот и всё, что можно сказать об уровне культуры, образования и цивилизованности этих «авторов», которым до чистоплотности и честности бурят как до луны пешком.
В общем, когда те, кто сидят на золотых унитазах и купаются в пенных ванных, то есть в своём г…, понося при этом бурят, вспоминайте пословицу: «По себе погонишь х… ошибёшься или по собі поженеш, х.. помилишся».  Так что, буряты, по ним не надо жить. Никогда! Всякое общение с ними вообще недостойно для нормального человека. Помните «С кем поведёшься, от того и наберёшься. З ким поведешся, від того й наберёшся».

3 июня
Если человек молчит, это не значит, что его надо в чём-то убеждать...

4 июня
Рад за Солбона Лыгденова и всех создателей "321-ой". За две недели в ютубе фильм первый "Братья" набрал 2 миллиона 165 тысяч просмотров, 25 тысяч лайков, 3 с лишним тысячи комментариев (думаю, что больше...)

6 июня
За свою жизнь человек проживает историю всего человечества. А это вот что: ты всё время находился и находишься в процессе развития человечества, во всех его перипетиях, нюансах, деталях. С рождения начинаешь постигать все этапы развития своего вида и своей среды. Ведь любая система образования подразумевает сконцентрированную в периоде обучения историю человечества в тех или иных объёмах. Но оно продолжает развиваться и при твоей жизни, ты – участник глобального процесса, который в тебе и вовне. Ты слышишь и понимаешь Баха и Бетховена, взлетая и падая в бездну вместе с волнами музыки жизни.
Ты родился в этом процессе, а иного не было и нет. Задача – непрерывное постижение. Образование тут уже бессильно, нужно самообразование. И только поэтому ты чувствуешь в себе и за собой всю культуру человечества, а потому случайно раскрытая страница библии или увиденная в первый раз скульптура мастера средневековой Флоренции давно знакомы и известны тебе. А Бенвенуто Челлини – твой друг. И мышечная память находит клавиатуру ноутбука вслепую с юности. Сенсорность  концентрируется на подушечках пальцев, артикуляционные мышцы ласкают фонемы. Ты можешь беседовать и творить с цивилизованным миром и говорить что-то этому миру. А если не можешь, то ты находишься в тупике и из-за этого ненавидишь всё, что недоступно твоему пониманию, и вся твоя жизнь превращается в притворство…
Ты, естественно игнорируешь иррациональное и принимаешь рациональное, ибо осваиваешь опыт и навыки человечества, от простейших приёмов и методов физического труда, до сложнейших и радостных философских размышлений и озарений. Но прежде…
Прежде ты должен осознать, что в тебе не запрограммированы знания, но за тобой – навыки и опыт человечества, глобальная кладовая методов и знаний, накопленных за тысячелетия такими же, как и ты, представителями твоего вида. Твоя задача осмыслить это и сделать свою жизнь осмысленной. И тогда ты становишься очередной ступенью для идущих за тобой.
Смысл развития человечества неизвестен, но он есть и где-то там, впереди. Стремись туда. Может быть, это бессмертие, которого можно достичь в мире и согласии со всем человечеством. Обратной дороги нет…

7 июня
Когда речь идёт о руководителях стран или регионов, то авторы, говорящие о нравственности, выглядят безнравственными дурачками…

8 июня
Если у тебя нет своего мнения, то его создадут другие.

11 июня
Спасибо всем, кто выражает желание говорить и сотрудничать со мной, хотя не представляю, как это будет выглядеть. Время отнимать, ноутбук включать или бумагу подносить?
О материальной помощи умалчивают, но это  – редкий случай и случается безмолвно, от души и сердца.

* * *

Известные на сегодня проблемы и беды бурят-монголов говорят о полном отсутствии национальной элиты. Это главная проблема.

* * *
С Международным днём дружбы, друзья!

14 июня
Кстати...
Борис Пастернак

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

1946

15 июня
А ЭТО помните?

Борис Пастернак

* * *
Борису Пильняку

Иль я не знаю, что, в потёмки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я – урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста.

1931

* * *
Трудно доверять людям, которые получают десятки, а то и сотни тысяч рублей, но звонят по вайберу и прочим мессенджерам. Понятно - выгодно. Но всё же, всё же...

16 июня
Всё время обсуждают пропагондонов, как будто рупоры имеют своё мнение и могут что-то решать.

18 июня
Все куда-то бегут, хотя на самом деле топчутся вокруг бюджета. Какое тут, может быть, развитие?

* * *

Об истории бурят-монголов
Известно выражение, что историк не тот, кто знает, а тот, кто ищет.
Если у многих народов есть труды, которые являются основополагающими для государства или даже цивилизации, написанные известными людьми, то у монголов, в частности у бурят-монголов, такой истории нет. Это – основная беда, порождающая проблемы за проблемами. И они не кончатся до тех пор, пока не исчезнет народ, лишённый или не имеющий национальной элиты, то есть той части или прослойки своих представителей, которые работают только и только на свой народ и свой мир, на его историческую матрицу. Без такой матрицы и без такой элиты никакое развитие  невозможно, а исчезновение народа – дело времени.
Вопреки, всем мнениям, я могу сказать, что такая прослойка в бурят-монгольском народе уже появляется и остановить этот процесс в наше время невозможно, ибо это явление времени, которое можно декларировать одной фразой: «Живите и работайте на свой народ и свой мир!»
Из этого же процесса должна появиться фундаментальная история бурят-монголов, написанная без всякой зауми, доступная для человека любого уровня развития и опубликованная в сети, мессенджерах, СМИ, словом – на всех известных людям носителях, а в будущем – и в книгах.
Заметно, что вопреки ужасающему негативу, такой же номенклатуре и доморощенным авантюристам, препятствием исчезновения бурят-монголов может стать и становится деятельность многих и многих бурят-монголов, которые работают над пробуждением духа, сознания и идентичности своего народа в разных сферах и направлениях деятельности.
Не останавливайтесь, друзья!

19 июня
Стать знаменитым, сделать себе имя, прославиться и т. д. и т. п. – одни из самых мерзких желаний, от которых надо избавиться, как от страшной заразы недоразвитого и больного мышления.
Хорошо просто работать, мыслить. Хорошо свободно дышать!

* * *
Кстати…
*Юрий Андропов* _(тот самый)_

* * *

Да, все мы — смертны, хоть не по нутру
Мне эта истина, страшней которой нету.
Но в час положенный и я, как все, умру,
И память обо мне сотрет седая Лета.

Мы бренны в этом мире под луной:
Жизнь — только миг; небытие — навеки.
Крутится во вселенной шар земной.
Живут и исчезают человеки.

Но сущее, рожденное во мгле,
Неистребимо на пути к рассвету,
Иные поколенья на Земле
Несут все дальше жизни эстафету.

* * *

Мы, бурят-монголы, родившиеся и проживающие вне республики и округов, конечно, – всехние буряты. Естественно, что в России наиболее близки к нам по менталитету и комфортности общения иркутские буряты.
Дело дошло до того, что некоторые из них специально для общения со мной создали группу в телеграм. Общаемся и знакомимся! Скоро начнём устраивать реальные встречи и беседы.
Такое же отношение к себе я замечаю у жителей Монголии, бурят-монголов Китая. Люди стремятся узнавать друг о друге, рассказать о себе, расширять свой кругозор.
Вообще, монгольский мир, не знающий разделений, огромен, уникален и прекрасен!

20 июня
Для того, чтобы знать о бурятах вообще, прежде всего, надо знать о бурятах, живущих вне республики и округов, а также в Монголии и Китае, у которых совершенно иное сознание, мировоззрение и представление об истории и территориях, культурах и народах.
Именно буряты с таким менталитетом назначаются главами республики, округов (Цыденов, Жамсуев), становятся религиозными деятелями (Аюшиев и др.) В будущем, по мере изменения ситуации, на смену им придут буряты с более широким и свободным мировоззрением, не ограниченные шаблонами республиканского или окружного мышления, созданных посредством калькирования шаблонов ограниченного общероссийского мировоззрения.
История уже готовит почву для их деятельности. Об этом говорят все события последних десятилетий, особенно те периоды, где происходят активные и глубинные изменения в сознании общества, которые разрушают существующие форматы мышления, заставляя человека, иногда самым жестоким образом, думать и жить своим умом. Так создаётся субъектное общество, так рождается народ…
Новые буряты, родившиеся и выросшие вне ограничивающих сознание форматов, сформулируют настоящую историю и современность не только бурят-монгольского, но и всего монгольского мира, на основе его реальной матрицы. К ним, естественно, начнут присоединяться и все остальное народонаселение республики и округов.
Это естественный и необратимый процесс.

* * *
Если народ покорно (!) не развивается, значит ему скармливают совершенно неправильную историю, которая и порождает менталитет, закрывающий ему все пути для развития. В таких обществах хороша развита только номенклатура и абсолютно отсутствует национальная элита.
Например, у бурят-монголов республик и округов история замыкается только в границах этих образований. Между тем, история бурят-монголов – это огромные территории передвижения родов и племён, участвовавших в их этногенезе. Бурят-монголы республики и округов совершенно не представляют события и сакральные места, обозначенные их предками, за историческим Ононом, в междуречьях Ингоды, Шилки, Аргуни, Керулена, малых рек – Борзя (до 10), Ималка, Ульдзя, Дучин и других. А что можно сказать по этому поводу о территории Иркутской области и даже части Красноярского края, а также местах проживания предков бурят в Монголии и Китае? Выпорхнуть из уютных гнёзд республики и округов в другие районы для многих бурят почти трагедия. Большая история монголов искусственно втянута в административно-территориальные образования бурят-монголов и препарируется на все лады там. Откуда тут быть развивающему менталитету и мировоззрению?
Основная история бурят-монголов – на просторах Забайкальского края, Иркутской области, Монголии. Китая, а не в границах республики Бурятия и двух округов, куда их загнали, может быть, в целях сохранения, которое обернулось торможением развития во всех сферах из-за получившегося в результате такой истории менталитета и невозможности появления национальной элиты. Доказывается просто: недолгий взлёт жанров искусства в годы советской власти, включая и литературу, обернулся сегодняшней пустотой, безвкусицей, кучей серо-буро-малиновой макулатуры, именуемой историческими и художественными книгами, которые никому не нужны и даже вредны.

22 июня
Кого спасает или на пользу какого народа работает чётко продуманный и создаваемый негативный образ совершенно беспомощных нерусских народов России? Как это отразится в будущем?

О какой истории, культуре, литературе, традициях, религии и т.д. и т. п., о какой национальной элите этих народов можно говорить, если на создаваемый искусственно негативный образ, то есть на продуманное и враждебное очернение, никто не может серьёзно ответить, а жалкие ответы неких активистов укладываются в один рад с имеющимся политическим шаблоном мышления, кстати, совершенно чуждым для этих народов?
(Пост вызвал сильное волнение в интернет-среде)

24 июня
Разговор ни о чём
Беседуем с гастарбайтером. Штукатурит и шпаклюет. Один. Здание огромное, двухэтажное, переходы, лестницы, зал, комнаты. Промышленное здание. Работы уже заканчиваются.
Назвался гастарбайтер Мехрубоном. В памяти всплывает что-то древнее, персидкое. Мы – о житейском, с подчинительным союзом «если», на уровне возможного. О заказчике разговор, о гарантиях, немного о политике. Минутный разговор, ни о чём.
- Если заказчик не заплатит? Время сейчас ненадёжное.
- Другого заказчика буду искать. Заказчиков много, работы много. Никто не хочет работать.
- Если гастарбайтеров отправят в их страны?
- А кто будет работать? Без таджиков, узбеков, киргизов и, вообще, Средней Азии, Россия по колено в грязи будет жить.
- Привыкли что ли?
- Ага, как наркоманы. Надо честно работать, но, кроме нас, некому. Гвоздь забить некому. Ладно, некогда мне болтать, работать надо…
- А где русскому языку научился?
- В Москве, Питере, Твери, Екатеринбурге, Омске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Послезавтра в Хабаровск еду. Работы везде много!
В общем, древняя история, где всегда два вопроса: кто виноват и что делать? И существуют они только здесь. И нигде больше. В остальных местах – работают.
Дома заглянул в Гугл: Мехрубон – завершение действия…

* * *
Главный совет от всех мудрецов мира: никогда и ни на кого не раздражайтесь и не думайте плохо.

26 июня
Всегда находятся люди, которые возмущаются тем, что я пишу о бурят-монголах, об их истории, традициях, менталитете, анализирую, исследую свою тему. О ком же мне больше писать, если я бурят-монгол? О других?
Никто не запрещает тем, кого раздражают мои темы, писать о своих народах, своих традициях, своей истории, своём менталитете. Прежде чем, уважать других и требовать хорошего отношения к себе, надо уважать себя и свой народ, способствовать его развитию. Ещё одно правило, выработанное людьми за века общения: не лезть в дела друг друга, не подсматривать, не завидовать и т.д. и т.п… Хорошо об этом в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» написал Борис Пастернак: «И окунаться в неизвестность, и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность, когда в ней видать ни зги!»
Вообще, относиться уважительно ко всем людям планеты, следуя библейскому принципу «Полюби ближнего» – главная заповедь любого человека. Иначе люди закрывают друг другу все пути для развития.

* * *
Кстати
Борис Пастернак

* * *

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

1956

27 июня

* * *

Может там, за лесами, горами,
За веками, под толщей интриг,
За чужими словами, делами
И под тоннами текстов и книг

Мой мятущийся дух и сознанье,
Второпях позабытый язык?
Ветры смутные шепчут сказанья
Или слышится сдавленный крик?

Далеко за горами, степями
У овечьей отары пастух
Свои песни поёт вечерами.
Может там мой мятущийся дух?

Далеко за степями, песками,
Смуглый воин поёт под луной,
Окружённый ночными кострами.
Может там дух мятущийся мой?

Далеко за годами, веками
И под толщами книг и интриг,
Слышу матери песню ночами,
И душа, пробудившись на миг,

Вдруг открыла такие просторы
И такое величье времён,
Что исчезли преграды и споры,
И теснины, и стены сторон.

Всюду степь, как само мирозданье!
Всюду небо, земля, бег коней…
Мой мятущийся дух и сознанье
Растворяются в дали степей.

* * *
В седьмой или восьмой раз правлю стихотворение, а в памяти возникают слова Бутид-абжа, слышанные мной в далёком детстве: "Энэ Даширабдан нэгэ юумэ бэшэмсээрэ, гуйжэ эхилхэ..." и т.д. Короче, она говорила о Батожабае, что он напишет и торопится издать сырую вещь, что надо править, править и править. Моя тётя Бутид-абжа была первой женой Батожабая и работала в Бургизе... Иногда, во время работы, я слышу её голос: "Б; яара!"

28 июня
Кстати, я тоже с пяти лет ездил верхом, а в шесть работал на конной волокуше...

30 июня
Послезавтра еду в Иркутск. Самое превосходное, на мой взгляд, замечание конца 19 века А. Эрмана об атмосфере во время торгов, где: «Монголо-бурятский язык является живым языком на иркутских базарах». А что сейчас?

Иллюстрация по настроению: на Ольхоне


Рецензии