Миг или вечность?

Если мартышке дать гранату, объяснить «зачем» нужна чека, практически невозможно – победит природное любопытство...
Если человеку дать рассудок и свободу воли, с подробным описанием, «зачем» они ему дадены – он ограничится природным любопытством, или воспользуется шансом спастись?

Земная жизнь для тех из нас, кому сам процесс важнее результата (когда в итоге «только лопух на могиле»), подобна развлечению мартышки.

Однако, это уже не так интересно, ибо наблюдается повсеместно и во всей красе. Поэтому лучше поговорим о вечном. Если  предположить, что объективность вечной жизни в лучшем из миров вовсе не «фантазии мракобесов», а закономерный вариант реализации бытия нашей бессмертной души, возникают довольно любопытные следствия. Но для их адекватной интерпретации имеет смысл предварительно слегка углубиться в "матчасть".

Никакой материальный объект (не важно, что это: стул, на котором вы сидите, египетская пирамида или вселенная) теоретически не может существовать бесконечно. Материальный объект может существовать только ограниченное время. Стоит допустить бесконечное время, как следом мы приходим к отрицанию материального существования. Из этого следует: сам факт существования любого материального объекта говорит о том, что у него есть начало.

Дело в том, что за бесконечный объем времени все материальные процессы, какие только можно представить, должны были завершиться. Для завершения любого материального сценария бесконечного времени должно хватить. Бесконечность — это не миллиарды в миллиардной степени лет, а бесконечно больше. Любая цифра, какую вы напишите за жизнь, будет бесконечно меньше бесконечности.

Согласно второму закону термодинамики, за такое количество времени материя должна распасться, энергия истощиться, и вообще все, что только могло случиться, давно должно было случиться и завершиться. Но оно до сих пор не завершилось.

Рациональное мышление приводит к выводу: существование во времени не может иметь началом что-то существующее во времени. Началом такого существования может быть нечто, существующее вне времени. Это непривычно, парадоксально, но иного нет. Тленному бытию может предшествовать только нетленное инобытие.

Раз мир есть, что-то сделало небытие бытием. Как минимум, было действие. И раз так, было нечто, совершившее это действие. Действие породило существование энергии и материи, а их движение в пространстве стало возможно измерить временем. Причина первого действия имеет совсем иную природу, нежели причины известные нам. Развёртывание материального бытия во времени и пространстве, вылилось в знакомую нам вселенную. И при этом совершенно не важно, сколько длился процесс творения знакомого нам мира - 6 земных дней или миллиарды световых лет.

Любое существование — есть упорядоченное определенным образом движение. Упорядоченность обеспечивают физические законы. Если законы прекратят действовать, движение остановится. То же самое касается всех звезд и галактик: они есть, пока образующие их частицы движутся определенным образом. Стоит им изменить траекторию или скорость, как знакомый нам мир мгновенно исчезнет. «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24,29).

Можно ли увидеть область, где не действуют никакие законы? Нет, ибо чтобы обеспечить процесс видения, необходимо действие законов. Если они не действуют, невозможно ничего зафиксировать. Получается, видеть можно только ту область, где действуют законы. Где они не действуют, там небытие, или говоря религиозным языком: «тьма кромешная».

Подчеркиваем: это будет вовсе не хаотичное движение существующих частиц, ибо сам факт существования частиц указывает на упорядоченное движение энергии — действие закона, регламентирующего взаимодействие мировых констант. Без закона существование первичных кирпичиков мироздания невозможно. А без них нельзя помыслить существование атомов, молекул, вещества, планет, звезд и галактик. Книга Бытия называет такое состояние «безвидным» и «пустым»: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2).

Однако, всё вышесказанное относится исключительно к материальным объектам. Объекты же, которые не подчиняются фундаментальным законам сохранения вещества и энергии, материальными не являются и потому существуют вне времени и пространства. Поэтому в поисках ответа начнем с констатации факта: все существующее фиксируется. Не важно, кто выступает в роли фиксатора: человек или иная сущность. Равно как не важен объект и способ, каким он обнаруживается. Важно, что все сущее можно зафиксировать. Фиксация возможна при условии, что действуют известные законы природы.

Бытие — область действия закона. Небытие — область бездействия закона, абсолютное ничто. Его нельзя понимать неосвоенным бесконечным темным и пустым пространством, без конца и края. За границами бытия пространства не существует. Пространство только там, где действуют законы. Оно может быть совершенно пустое, но если оно наполнено законами — это бытие.

Размышления приводят нас к пониманию: причина пространства — законы, организующие в нём движение энергии и материи.  Сущность любого закона — информация. Любое существование — это всегда движение. Без движения нет существования. Основа движения тоже — информация. Значит, информация существовала прежде всякого существования: "Вначале было Слово"(Ин.1:1)

Представим себе темное безграничное пространство без тяжести, заполненное неподвижным чистым воздухом при нормальных условиях. В этой невесомости висит голый философ. Для упрощения, пусть он не хочет есть. Долго ли он будет оставаться мудрецом? Вскоре он потеряет разум.

Вот теперь можно вернуться к незадачливой мартышке или к тем, кто считает себя её родственниками и даже потомками. По крайней мере именно так сказано в статье "антропогенез" Википедии, поэтому ничего личного - всё строго согласно научным воззрениям современности.  Поскольку всё познаётся в сравнении, вспомним, что же нам говорят воззрения "тёмных" предков? А они настоятельно рекомендуют использовать ту единственную "инструкцию земной жизни", тиражи которой по-прежнему бьют все рекорды, поскольку период её действия строго ограничен рамками этой жизни.

Однако, незадача состоит в том, что понять смысл "инструкции" можно единственным способом - вера. Без неё текст не складывается в общую логику и смысл, что выглядит как тупик. Поэтому предлагается мысленный эксперимент "от обратного", иллюстрирующий логику тысячелетней веры предков. Да-да, именно логику, ибо без неё никакая вера в принципе не возможна, даже вера в гипотезу антропологов, "логически" убедивших многих, что их разум  есть продукт длительного "развития" грязной первобытной лужи.

Итак, для осознавших объективность вечного бытия бессмертной души в лучшем из миров, неизбежно произойдёт переоценка ценностей земной жизни с точностью до наоборот. Все земные наслаждения (похоть плоти и похоть очей) приобретут строго отрицательную коннотацию, ибо на фоне "вечного кайфа", наши жалкие попытки удовлетворить "бесконечные хотелки избалованного ребёнка" никогда не приведут к полной, окончательной сатисфакции - Билл Гейтс или Роман Абрамович тому яркие и наглядные примеры.

Поэтому сегодня "высшие" отличаются от "низших" не объемом и качеством потребления, а масштабом и качеством целей. Цели "высших" всегда за рамками земного. Стремления "низших" всегда в области материального. Поднять их взор к небу невозможно из-за особого строения шеи. Внешне "низшие" будут выглядеть даже лучше своих хозяев. Так сегодня обслуга очень богатых людей выглядит лучше своих работодателей — миллиардеры в пластмассовых часах и простой одежде, а их водители и повара обряжены в бренды, часы и бижутерию, как новогодние елки.

Но это всё "лирика" по сравнению с такими фундаментальными  для человека понятиями, как добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Следовательно в случае реальности того, что обещали нам "тёмные и невежественные" предки, земная жизнь даже логически перестаёт играть роль ценности, выше которой ранее мы ничего и представить не могли, а злом становится уже не столько потеря жизни, сколько её неправильное использование, идущее вразрез с требованиями "инструкции". А понятие "любовь" в этой ситуации закономерно занимает своё ключевое место, ибо без неё вся конструкция теряет цели и смыслы.

Таким образом, парадоксы христианства сразу начинают приобретать зримые и логически обусловленные черты:

- нужно отдавать, чтобы получать;               
- нужно понять, что ты слеп, чтобы увидеть;               
- нужно стать простым, чтобы приобрести мудрость;               
- нужно быть последним, чтобы стать первым;               
- нужно умереть чтобы жить...

В результате остаётся сравнить две стратегии. Первая из которых провозглашает человека случайным результатом эволюции бессмысленного хаоса и на этом основании логически освобождает его от серьёзных обязательств, высших целей и смыслов - потомку животных свойственно посвятить жизнь удовлетворению инстинктов.

Вторая стратегия предлагает ориентироваться не на привычки и инстинкт, а на понимание целого, которое всегда находится за рамками жизни. Охват целого — это охват двух типов бытия: вечного и однажды появившегося. Их надлежит связать воедино, и осмыслив как целое, вывести частное — цель и смысл жизни человека и человечества.


Рецензии