Глава1. Последний урок

Посвещается моей бабушке
Злобиной Любови Дмитриевне -
В молодости  Зибровой.      

Татьяна шла по знакомому месту своей юности, который покинула почти сразу после окончания школы и где была в последний раз в конце восьмидесятых. Шла и никак не могла вспомнить, как попала сюда и где была до этого. На ней было хорошо знакомое школьное платья цвета слегка не дозревшей вишни со стоячим воротничком . Платье прикрывал школьный шерстяной фартук с двумя карманами. Не понимала Татьяна, куда идёт и куда так торопиться, хотя чувствовала, что опаздывает.
Ноги сами привели к школе. Едва она занесла ногу на первую ступеньку, как раздался очень громкий школьный звонок и только теперь она поняла куда спешила и куда опаздывала.
Через несколько секунд она уже стояла возле входной двери. Из застеклённого проёма на неё смотрела старая женщина в несуразной для этого возраста школьной форме — под мышкой у неё был плоский портфель — такой какой они носили в старших классах — тогда они носили портфель не за ручку, как в младших и средних классах, а под мышкой, да и сам портфель сильно отличался от тех — прошлых — он был тонким и плоским и вмещал в себя только тетради, дневник и пару книг — большего им и не требовалось.
-Так. - подумала Татьяна. - Ну и что это всё значит? Дребедень какая-то! Мне что — сниться всё это?
Звонок продолжал греметь, но в коридоре первого этажа не было ни одного человека, и это означало, что все уже разбежались по классам,  и Татьяна почти бегом кинулась через весь коридор к лестничному пролёту — ей было нужно подняться на второй этаж в свой класс.
Взлетела, остановилась возле двери, прислушалась: педагог уже в классе или ещё не подошёл.
Касс гудел — значит педагога ещё нет. Татьяна толкнула дверь и почти влетела в класс словно её кто-то подтолкнул. Подняла вверх руку в приветствии:
-Привет! 
Только теперь начала понимать что за партами сидят не до боли знакомые одноклассники, а взрослые люди совершенно разные по возрасту.
-Это что  - родительское собрание? - предположила она.
Присмотревшись более внимательно к первому ряду удивилась ещё больше.
-Шурик?! - кричало сознание рассматривая коренастую фигуру в военной форме. Но этот, похожий на Кашарного мужчина, был лет на 30 старше того, что она помнила. Тёмные волосы были обильно припорошены сединой — особенно виски, а  вокруг глаз множество мелких морщинок и глубокие носогубные складки. Мужчина улыбнулся ей, словно узнавая.
-А улыбка не изменилась! - отметила Татьяна.
Рядом с Шуриком стоял Виктор Живоглядов — всё такой же высокий и поджарый — только голова почти вся седая.
-А это кто? - спросила она сама себя переводя взгляд ближе догадываясь:
-Раис Магадеев?!
Раис был седым совершенно и от того казался старше остальных. Затем взгляд Татьяны перекинулся на их второй ряд — он был почти пуст — лишь за последней партой сидел Кошкин Славка — всё с той же причёской а ля Есенин, только волосы не русые а ближе к блондину, а за первой партой сидел весьма тучный мужчина — Татьяна даже успела удивиться, как он вообще туда поместился.
-Боже! - внутренне возмутилась она. - Неужели это Вовка Береговский — ведь он был весьма худощавым мальчишкой. А это просто какой-то жиртрест... Не может быть!
Но ресницы у мужчины были длинными и пушистыми — именно таким  завидовала Жунусова Валентина, сидевшая рядом с ней. Но сейчас её не было. И только теперь Татьяне пришла в голову мысль, что все эти мужчины уже некоторое время назад покинули наш бренный мир.
-Это значит, что и Славка Кошкин о котором не было известно уже много лет, тоже мёртв. - сделала она вывод - А  значит и меня нет в этом мире. Как? Когда? Почему я ничего не помню? А Женя Рябцева — почему здесь? Совсем недавно мы общались с ней в Онооклассниках… Я так увлеклась своими проблемами, что упустила её смерть. Эгоистка!
В это время вспыхнул шум на задних партах первого ряда и внимание Татьяны переключилось на шумевших ребят. Зачинщиком как видно был Виктор — он имел вызывающий вид, приняв почти боксёрскую стойку.
Береговский дёрнулся на помощь и, чтобы остановить его, Татьяна спросила, назвав его именем которое бытовало в их классе:
-Вовуха, а какой сейчас у нас урок?
-Понятия не имею! - бросил тот кидаясь в гущу событий, что раньше ему совсем не было свойственно. - Либо математика либо химия — какой препод войдёт — того и урок!
-Логично — решила Татьяна, выпуская рубашку Вовухи из рук.
Присоединиться к заварухе Береговский  не успел — открылась дверь и в класс вошёл Фёдор Васильевич — преподаватель математики и Татьяна выдохнула, понимая что  пока на этом инцидент окончен — остальное уже будет после уроков.
Педагог прошёл к столу строго поглядывая на сгрудившихся ребят и те все как один вернулись на свои места.
-Здравствуйте, ребята! - сказал строго педагог и весь класс через секунду уже стоял на ногах в разнобой приветствуя любимого учителя:
-Здравствуйте, Фёдор Васильевич!
-Садитесь! - вполне миролюбиво отозвался тот — Давайте начинать урок.
Окинув взглядом пустующие парты продолжил:
-Я вижу что у нас сейчас много отсутствующих, поэтому для начала проведём перекличку.
Учитель достал из портфеля классный журнал и ручку и открыл журнал на своём предмете начиная перекличку:
-Береговский Владимир.
Береговский с трудом высвободился из объятий парты и недовольно буркнул:
-Здесь!
Фёдор Васильевич продолжил:
-Живоглядов Виктор!
Виктор уже стоял рядом с партой, как стойкий оловянный солдатик.
-Жунусова Бигаш!
- Отсутствует — ответила Татьяна.
И тут удивлённый взгляд учителя упёрся почти в глаза её и требовательно произнёс:
-Зиброва Татьяна? Ты как сюда попала?!
- Как все — ногами пришла — не понимая в чём дело ответила та.
-Ты не имеешь права находиться здесь! - возмущённо произнёс педагог — Ты должна быть совсем в другом месте и далеко отсюда.
-Почему? Где?
-Где не знаю — ответил Фёдор Васильевич. - А вот почему — мне известно. Видишь ли, Зиброва, все кто здесь присутствует находятся по воле небес, а ты не имеешь права быть рядом, потому что самоубийца.
-И что же мне делать теперь? - опустив виновато голову, ответила Татьяна.
-Собирай вещи и уходи отсюда и, как можно скорее, пока за тобой не явились стражи тьмы, - это будет весьма неприятное зрелище для твоих друзей.
-Куда уходить?! - запротестовала Татьяна.
-Куда глаза глядят! - недовольно бросил педагог. - Это уже не моё дело.
-Не правда! - возразила Татьяна.  - Я не верю что вам безразлично что со мной будет- вы всё время относились ко мне хорошо.
-Это всё в прошлом — ответил преподаватель. - Сейчас ты совсем другой человек, которого я не знаю и  не понимаю. Собирайся, Татьяна — Я ничем не могу тебе помочь, даже если очень буду хотеть этого. То, что будет теперь с тобой это уже не в моей и не в нашей власти — на всё теперь воля небес.
В это время зазвонил телефон и педагог повернулся к Татьяне спиной. Фёдор Васильевич достал мобильный телефон из портфеля и поднеся к уху стал отвечать:
-Да... Да... Да ,она здесь… Да. Всё ясно… Как скажете, Святой Пётр!…
В это время Татьяна собрала вещи и уже подошла к дверям собираясь открыть её.
-Стоять! - почти выкрикнул педагог. - Святой Пётр разрешил тебе остаться — пока. Чтобы ты наконец осознала чего лишила себя своей глупостью. Можешь остаться — это твой последний урок!  Потом он примет решение что делать с тобой дальше. Садись на место — продолжим урок. Сегодня он у нас будет можно сказать свободным: вы назовёте самую сложную тему и мы пройдём её заново.  Называйте.
Ученики вставали и говорили какую тему считают особенно трудной, но ни один из них не назвал ту, которая действительно по мнению Татьяны была самой-самой. Она тянула руку, но педагог не обращал на неё внимание Тогда, не выдержав, она сказала довольно громко:
-Фёдор Васильевич, спросите меня — я точно знаю самую трудную тему!
-  Я не должен слушать тебя, Зиброва, но раз уж сам Пётр разрешил присутствовать — ладно говори.
-Бином Ньютона! - с вызовом ответила Татьяна — это самая трудная тема из всех, что мы изучали.
-Согласен — ответил педагог. - Если класс согласен мы повторим именно эту тему. Кто за неё?
Разом взметнулись руки всех присутствующих.
-Хорошо: слушаем все о этом самом биноме который открыл на ваши бедные головы гениальный Ньютон… Только всё внимание на меня: кто отвлечётся — сразу попрошу на выход. Татьяна согласно кивнула головой понимая что эта фраза относится именно к ней и ни к кому другому. И она честно старалась сдержать обещание — даже когда почувствовала на себе взгляд с первого ряда не повернула голову только слегка дёрнула плечом словно говоря: - Отстань! Взгляд ушёл в сторону но потом возвращался к ней ещё раз. Бесполезно возвращался: Таня не хотела знать какой негативный  импульс получил от её вида, так пристально смотревший на неё однолассник. И уже было совсем не важно кто это был — Таня понимала что теперешний её внешний вид может вызвать не просто разочарование — полное неприятие и даже отторжение: кому интересна почти древняя старуха? Особенно если она старела вдали от тебя…
А Фёдор Васильевич всё говорил и говорил и Татьяна удивлялась почему в первый раз она не понимала эту тему — сейчас ей было всё понятно.
А за окнами становилось всё темнее и темнее: только что было утро, а теперь спустился вечер, переходящий в ночь. Но звонка на окончание урока всё не  было. И только когда преподаватель подвёл итог своего урока прозвучала раскатистая трель — словно только для них. Класс как по команде вскочил на ноги.
-Парни — обратился к классу педагог — надеюсь проводите одноклассниц до дома?
-Не сомневайтесь Фёдор Васильевич! - хором ответили мужские голоса.
Когда преподаватель вышел, Славка Кошкин поинтересовался:
-Кто пойдёт провожать Татьяну?
Первым шагнул Виктор Живоглядов:
-Я!
Его тут же оттеснил плечом Шурик:
-Нет я!
-Пусть вдвоём идут — подключился Раис.
-Ты хочешь чтобы они подрались дорогой? - удивился Славка.
-Клянусь — драться не буду — поднял руку Виктор.
-А я тем более драться не стану — потому как знаю чем это закончится для Витьки.
-Ну и чем же?! - вскипел тот.
-Трёпкой! - ответил Шурик не сомневаясь в исходе этого мероприятия.
Но столкнувшись со взглядом Кошкина сник, принимая почему-то силу одноклассника безоговорочно, хотя раньше Славка такой силы в классе не имел.
- Ладно, идите — согласился Кошкин — но смотрите у меня, чтобы ни словом, ни взглядом — Татьяне и без этого плохо, а тут ещё вы петушитесь. Поздно спохватились, голубчики — раньше нужно было свои чувства проявлять — когда ещё в школе учились. Что же тогда молчали, храбрецы?
-Вот именно! - хором согласились с ним оба спорщика, словно разговор шёл вовсе не о них.
Всей толпой вышли из школы и тут разделились в разные стороны: Славка и Толик пошли провожать Евгению,  Виктор и Александр Татьяну, а остальные направились по домам.
Когда отошли на достаточное расстояние Татьяна поинтересовалась:
-О чём спор был мальчики?
-Кому из нас ты больше нравилась — ответил Виктор.
-Странно — отреагировала та — я была уверена что тебе не нравлюсь совершенно, и даже более того — неприятна.
-Почему интересно так решила? - удивился Виктор.
-По твоему высказыванию, - напомнила Татьяна - когда ты сказал, что до талии я ещё ничего, а дальше — просто выбросить. Знал как больнее ударить одноклассницу!
-Это от обиды , что внимания не обращала— начал оправдываться Живоглядов — на самом деле я так не думал и бить никуда не хотел.
-Вот! - отреагировал Кашарный — Я оказался прав — можешь отвалить, Витяша, — иди домой!
-Не радуйся, Александр — официально ответила на его восторг Татьяна — ты ничуть не лучше своего друга: от тебя я получила намного больше доказательств того, как я тебе неприятна. Так что — обое рябое…  И можете вдвоём домой топать.
-Ну уж нет! - хором запротестовали провожающие. - Просьбу Фёдора мы не можем проигнорировать: что потом ему ответим когда он спросит как проводили тебя?!
Татьяна осмотрелась по сторонам решая сколько же лет она не была здесь. Последни - была в восьмидесятых и тогда на месте землянки нашла только холмик земли.
Вернувшись доназад в Узбекистан она написала стихи где были такие строки:
Землянки той гдея жила когда то давно уж нет -
Сравнялось всё с землёй.
Стою у холмика как будто виновата
Одной лишь мне известною виной.

Года летят невероятно -
И рушат горы, страны, города.
Но там, у холмика, вдруг стало мне понятно:
Ты счастлив коль вернуться есть куда...

Тогда возвращаться было некуда. И не потому, что развалилась землянка - потому что не стало бабушки. Ведь мы возвращаемся не к чему-то а к кому-то.
А сейчас вот она землянка здесь - на кухне горит свет, значит бабушка дома.ОСталось только одно: дойти до порога и шагнуть за него, но это и оказалось для неё самым трудным: всё тело сковал такой страх, что каждый шаг давался с трудом.
А ведь именно сейчас ей, видимо, предоставляется тот единственный шанс, когда она может хоть что-то изменить из того, что сотворила в своей жизни с того момента, когда покинула родной дом.
Дальше уже шли молча и только у самых дверей землянки, где жила Татьяна в школьные годы с бабушкой, та сказала, когда пацаны собрались уже уходить, попрощавшись.
-Шурик, у меня к тебе есть один вопрос — давно хотела задать его, но только теперь появилась такая возможность. - Прости, Витя, можешь нас оставить на несколько минут?
-Могу — ответил тот — Я ведь не  деспот какой: надо — значит надо… Когда шаги Виктора стихли за углом землянки, Александр спросил, не ожидая для себя ничего хорошего:
-Не тяни, Татьяна — бей уж!
-Что ты хотел сказать мне тогда — после выпускного вечера в лесочке за школой?
-Когда ты отшвырнула мою руку, словно это была какая то тварь ползучая?- начал Шурик. - Хотел сказать что ты нравилась мне с самого первого дня, когда переступила порог нашего класса.
-Позволь тебе не поверить! - ответила Татьяна — Твои поступки говорили об обратном, и мне казалось всё время, что ты ненавидишь меня. Только за что не понимала, ведь ты моя первая любовь, и именно с того первого дня в седьмом классе.
-И между тем это правда —  продолжил Александр убеждённо. -  Молчал потому что просто боялся признаться в этом — все помнили твой ответ Мишке Гречко на предложение дружить — помнили какой это позор  был для него, и как он   переживал по этому поводу: такой смелый, свободный, а с девчонкой справиться не смог! И это его сильно тревожило, ведь он после этого потерял авторитет среди пацанов — а для него это было страшнее всего. Я не хотел повторить его опыт.
-А что если бы тебе ответ был бы совсем иным? - задала вопрос Татьяна. - Теперь спустя годы я могу сказать что именно ты, Шурик, был моей первой любовью, и я помнила тебя все эти годы, и всех встреченных молодых людей меряла твоей меркой и многие из них проигрывали тебе.
И тут из темноты раздался голос Живоглядова:
-Кашарный, ты идёшь или нет?
-Сейчас — ответил Шурик — ещё пара минут и всё.
И неожиданно обратился к Татьяне:
-Можно тебя поцеловать?
-Обалдеть! - воскликнула та. - Для того чтобы услышать такое, нам обоим пришлось умереть?!
-Так да или нет? - настаивал Александр.
-Давай уж я сама тебя поцелую — сказала Татьяна прикладываясь к его щеке губами и не почувствовала ничего — просто воздух. Ведь они оба теперь были бестелесными духами.
И снова голос из темноты:
-Ещё пара минут и я ухожу.
-Ну и уходи, мистер торопыга! - отозвался Александр — Я и без тебя дорогу назад найду.
Послышались шаги нарочито громкие  - топал специально так ,чтобы его услышали.
-Ушёл? - спросила Татьяна.
-Претворился — не согласился Шурик — злится, что ты со мной разговариваешь а не с ним.
-Из-за -этого и в школе повздорили? - предположила Татьяна.
-Ну, да — согласился Александр. - Представляю как злится сейчас.
-Может не стоит злить его? - спросила Татьяна. - Ведь вы больше меня никогда не встретите — завтра меня отправят в страшнее место, а вы будете общаться и дальше — зачем ссориться из-за того кто этого не достоин?
-Не говори так! - запротестовал Александр. - Ты достойна большего - просто совсем не ценишь себя.
Знаешь, я когда то  прочёл слова оодного неординарного писателч Алешниковского, которые поразили меня не проходящей загадочностью и силой: смерть — это дверь через которую можно выйти. А сейчас я думаю: если можно через дверь выйти куда-то, то есть и дверь  в которую можно куда-то войти — то есть вход туда, куда именно тебе надо. Остаётся только найти этот вход. Я например кждую ночь ищу его - хотя пока бесполезно но я не отчаеваюсь: кто ищет тот всегда найдёт. Не отчаивайся и ты - ищи его - этот вход!
-Увы, Шурик мне осталась всего лишь одна ночь, ведь завтра утром, не позже, меня отправят туда, где нет ни дна, ни покрышки — искать уже некогда. Если раньше этот вход не нашла, то в последнюю минуту его уже не отыскать!
-А я верю в тебя — запротестовал Александр. - Ты всегда была умной девочкой — подумай хорошо, и вход откроется сам собой. - Ищи,  Татьянка — ищи, и мы с тобой ещё встретимся, и тогда в нашей жизни может всё измениться. Я верю — потому как тоже тебя люблю. А ведь и вправду — обалдеть — только смерть развязала нам языки… До встречи! А то Витёк уже извёлся там.
-Смотрите не подеритесь! - напутствовала Татьяна. -  Глупо драться из-за самоубийцы, которую завтра отправят в такое место, которое даже в самых извращённых фантазиях представить не возможно. Прощай, моя первая любовь!
-До встречи! - запротестовал Александр. - Посмотришь:  завтра мы встретимся снова в нашем классе ,и я перед всеми скажу, что ты мне давно нравишься.Верь в это так же, как верю я, и всё у нас получится.
-Хорошо, попробую - до встречи — согласилась Татьяна. - Передай Виктору, что я не злюсь на него — давно простила - пусть и он на меня не злится.Это было так давно, что за давностью лет уже давно нужно всё простить и забыть...
И Шурик ушёл в темноту, а Татьяна развернулась лицом к  двери за которой её ждало то, что так почему то пугало её.
-Не дрейфь, Татьянка - там тебя ждёт встреча с бабушкой! -подбодрила она себя.-Что же так пугает тебя- то что она не узнает тебя, или то, что не простит?

      Продолжение:http://proza.ru/2023/02/14/1224


Рецензии
Пока читал, вспоминал про то, как встречался с одноклассниками своими при встрече на юбилее школы, когда нам всем было уже за сорок:)...

Владимир Мигалев   04.10.2023 16:50     Заявить о нарушении
Вот и у вас появилась тема чтобы поделится
с нами...
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ -

Тамара Злобина   05.10.2023 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.