Студенты их воскресила любовь

                РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»
               Афанасьев Сергей Дмитриевич Паршин Алексей Андреевич
         Творческое исследование «Их воскресила любовь».
          (На примере творчества Ф.М.Достоевского и других писателей)
 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» - сказал много веков назад Апостол Павел.
Любовь – самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек                к другому. Это  - некое влечение, желание, стремление быть рядом с  тем, кого любишь. Любовь облагораживает, заставляет по-иному воспринимать окружающий мир, восхищаться, совершать подвиги.
Никто никогда «не выведет формулы любви», но  так или иначе все к любви стремятся.
Истинная любовь вечна, как окружающее нас мироздание.  Любовь к близким людям, любовь к тому, с кем будет создана семья, любовь к Отечеству, любовь к Богу. Любовь, способная на жертву, на подвиг старше зримого нами мира.
Истинная любовь – это способность принять человека таким, каким он есть с его достоинствами и недостатками, не требуя ничего взамен. Истинная любовь зарождается не в мыслях, не в голове, а в сердце.
И, конечно, одной из вечных тем - тем, над которой размышляет не одно поколение  людей, была и будет тема любви…
        Перед нами одно из величайших произведений Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором  в искреннюю любовь перерастают отношения Родиона и Сони.
Главный герой – Родион Раскольников - молодой человек, страдающий от бедности. Он убил старуху, у которой закладывал драгоценности, чтобы проверить свою теорию об «особенных людях», которым «дано право» распоряжаться жизнями других.
Однако очень скоро  Родион Раскольников понял, что совершил страшную ошибку. После совершения убийства главный герой всё время страдал и не мог выбраться из лжи, из ада, который сам создал.
   Он понял, что убил «себя, а не старушонку». И вот, оказавшись «мертвецом в мире живых», Раскольников в поисках спасения признаётся в совершённом и отправлен за то на каторгу.
 Но к истинному раскаянию – вернее, - покаянию он приходит намного позже. Приходит, благодаря Соне. Именно она читает Раскольникову Евангелие от Иоанна о Воскрешении Господом Лазаря. Читает, чтобы совершивший такое страшное преступление понял, что искренняя вера, истинное покаяние способны сотворить чудо – воскресить убитую грехом душу.
И Раскольников принимает эту истину, открытую для него Соней  -                и идёт верным путём очищения через великое страдание - потому что девушка, пожертвовавшая собою ради семьи, знает, что такое настоящая любовь.
 Благодаря Соне, главный герой сам сознаётся в убийстве и отправляется на каторгу –  и Соня, жертвуя собою, едет на каторгу с Раскольниковым.
Но и сама Соня тоже ищет искупления своего греха. Пытаясь обеспечить отца, мачеху и её детей, она продаёт своё тело, становясь блудницей. А по сути  мученицей. Именно этой девушке, понимающей и не осуждающей его за ужасный поступок, признаётся в преступлении Раскольников. И после каторжных работ через семь лет они решают начать вместе новую жизнь. Это спасает их души от греха и даёт возможность начать жизнь словно «с чистого листа».
Итак, любовь Сони помогает Родиону отречься от своих предрассудков и прийти                к покаянию. Ведь Соня тоже обрела истинную любовь и поддержку. Союз Родиона и Сонечки, их глубокие и трепетные чувства спасли героев от мук и страданий, дав возможность увидеть совсем иную жизнь, возможность возродиться и стать счастливыми.
 «Их воскресила любовь» - говорит о своих героях писатель. Потому что любовь  дала им шанс сбросить бремя греха -  этого тяжкого, умертвляющего груза. Любовь дала смысл жизни  - и силы вместе преодолеть все трудности, все препятствия, возникающие на пути спасения...
А теперь, кажется, очень неожиданное сравнение – созданные почти через шестьдесят лет известные строки. Автор их - выросший в крестьянской семье Сергей Александрович Есенин – с его очень непростым отношением к Богу.
Кажется, они совсем о другом – и всё же…
 Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки...
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом
 в осень.
Я б навеки пошел
за тобой
Хоть в свои, хоть
в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
 В этом стихотворении крестьянского поэта Серебряного века, как и в романе                Ф.М.Достоевского, любовь спасает главного героя. И, как мы видим, ни разница                в происхождении писателей, ни то, что С.А.Есенин пришёл в этот миру, когда автора романа на этой земле уже более десяти лет не было, значения не имеет.
Не имеет – потому что и лирический герой С.А.Есенина приходит к покаянию, признаваясь в грехах прошлого, в жизни, которую «терял без оглядки». И вот, благодаря тому, что в сердце его пришла настоящая любовь, безымянный герой, бывший «хулиган» раскаивается и стремится начать новую жизнь. И этот безымянный герой, конечно, - сам, так много выстрадавший поэт - не только. Потому что истинная любовь способна переродить человека, спасти его от бездны нравственного падания. Спасти на краю бездны греха…
И вот, наверное, - ещё один очень яркий пример - повесть                Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой тема любви раскрывается совсем по-иному.
Наверное, нет человека, которого повесть не всколыхнула                до глубины души, не заставила бы пожалеть о судьбе несчастной девушки. Вспомним хорошо известные события:  Лиза – бедная девушка, живущая                с больной старенькой матерью в деревне.  Эраст – молодой городской красавец, перед которым невозможно устоять. Знакомство  с красавцем Эрастом становится для бедной девушки роковым. Бесхитростная, естественная и кроткая Лиза влюбляется - и полностью отдается своему чувству. Лиза любит Эраста, а Эраст, очевидно, любит Лизу. Ему трудно без Лизы, он очарован ее кроткой красотой. Что нужно для счастья? Казалось бы, Лиза и Эраст созданы друг для друга.
Но то, как Эраст поступил с Лизой позже, нельзя, невозможно представить - потому что это - предательство.
Молодой человек не в силах был справиться с дурными привычками – вот и привели они  к печальному итогу. Проиграв свое состояние, Эраст, не найдя другого выхода, вынужден был жениться на богатой вдове. Это, безусловно, очень нечестно                по отношению к Лизе, которая преданно ждала возвращения любимого  с войны.  Ну, а конец этой истории всем и без того известен. Очень печально, конечно… Особенно, если знать, что рассказанное Н.М.Карамзиным основано на реальных событиях.
Святитель Иоанн Златоуст, от земной жизни которого нас отделяет более полутора тысяч лет, сказал: «Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир…»
И воплотилось в повести Отцом Церкви написанное. У Эраста по отношению к Лизе любовь была плотской.
 «… кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».
Лиза же наоборот, любила Эраста по-настоящему. И, преданная, растоптанная любимым, не смогла жить дальше. Девушку безмерно жаль. А сказанное самим писателем должно послужить поводом для размышления.
Получается, любовь - это таинственное чувство, может спасти, а может привести                к трагедии. Но всё же причина трагедии – отсутствие истинной любви. Судя по всему, подобные Эрасту на истинную любовь не способны...
 «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» - сказал Апостол Павел.                Я понимаю эти слова Апостола так, что если люди любят друг друга, то им словно не нужны особая вера друг в друга                и надежда друга на друга. Если они по-настоящему любят, значит, будут знать, что друг друга не предадут, ни за что, как, например, Маша Миронова и Пётр Гринёв в пушкинской повести «Капитанская дочка», как Люба и Митя в пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок». В обоих произведениях влюблённым выпали на долю немалые испытания - и во имя любви они сумели всё преодолеть… 
А потому завершим беседу, как и начали, словами Главной Книги: «Любовь никогда  не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».


Рецензии