Студент многогранность образа природы...

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Шестаков Андрей Дмитриевич
 «Многогранность образа русской природы в нашей литературе»
Глава первая. «Обновление и торжество»
Пришла, — и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.
 Всё проникнуто радостью, жаждой жизни, жаждой обновления. Но, наверное, и ещё чем-то бОльшим…
Природа – образ её всегда играл огромную роль во всех художественных произведениях - особенно, русской литературы.
«Пришла, — и тает всё вокруг…» - и смерть побеждена, и словно сливается                с окружающим мирозданием, словно растворяется в нём лирический герой –                да и не только он сам, конечно. И расцветающая природа словно «окрашивается» его настроениями и чувствами:
 «Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.»
 С древних времён хоровод всегда был связан с каким-либо празднеством - и здесь представляется хороводом лес - деревья, празднующие возвращение к жизни
 «…И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом»
И зазвучала песня как вестник прихода Весны. Песня оттаявшего после зимних «оков» ручья. И разливающиеся по всему небу песни птиц, возвращающихся в родные края.
 «Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, — миновало.»
 И вот финал - о красоте, что выше всего земного.
 «Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться»
 Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они оставили всякую мысль                о житейском, представляя себе, что находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе                с Силами Бесплотными поют Ему песнь-хвалу. И здесь, подобно Херувимской песни, воспевается победа над смертью.
В этом стихотворении природа являлась ключом для отображения всей красоты Жизни, Красоты Небес, победы над смертью. Весна прекрасно отображает и то, и другое, ведь несмотря на холод и суровость зимы, Жизнь всегда приходит и торжествует над смертью.
Образ весенней природы помогает передать и атмосферу происходящего,                и настроение лирического героя – его душевное состояние.
 Глава вторая «Вестник…»
А вот пример из «другой жизни». Окружающая человека природа с помощью различных явлений даёт понять,что с героем произойдет что-то хорошее или плохое.
Знаменитое «Слове о полку Игореве» — великий памятник русской литературы, переведённый поэтом двадцатого века Н.А.Заболоцким.
Здесь природа является предвестником будущих событий.
«Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила,
Свист зверей несется, полон гнева…» -
Всё окружающее мироздание показывает нам, что идет беда - старается уберечь князя. Но он  не прислушался.
 «Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум
Знаменьем небес пренебрегая…»
 Хоть природа и старается оградить русских воинов                от опасности, ей это не удаётся, потому что Игорь и его войско желают достичь:                «Князю – Славы, почестей – себе!». И попадает из-за ослепляющей гордости князь Игорь в плен к половцам.
Но удаётся ему бежать – и побег, возвращение князя Игоря ознаменовано ликованием природы.
«И, рассвет веселый возвещая,
Соловьи ликуют вдалеке»
И появление князя сравнивается с восходом солнца, наступившим после долгой ночи                в плену.  Солнечный свет знаменует ликование народа в честь возвращения Игоря –
«Но восходит солнце в небеси-
Игорь князь явился на Руси»
В поэме в том числе - и это очень важно – говорится сначала о скорби - о поражении русского войска, а потом                о счастливом возвращении Князя на Родину, в и этом проявляется антитеза произведения. И выражается она через образ русской природы. Поражение отразилось через «траурный» вид русского пейзажа, а возвращение – через природу ликующую. Через ликование родных Князю, как и всякому русому человеку, мест.
   Глава третья «Живой» рассвет»
Мы же снова возвращаемся к поэзии великого и загадочного А.А.Фета
«Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень
Жмется под ближнюю сень;
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло...
Солнца еще не видать,
А на душе благодать»
 В этом коротком, но удивительно глубоком стихотворении явно выражено олицетворение природы: «Плавно у ночи с чела…» - у времени суток появляется часть человеческого тела; «Жаждою света горя, выйти стыдится заря» - у зари появляются чувства, присущие людям (жажда и стыд). И перед нами предстает не просто пейзаж – не просто ожидание солнца, а полноценная, насыщенная спокойствием сонной природы красочная картина. Описание пейзажа вызывает трепет перед рассветом – перед благодатью, новым днём дарованной.  Образ природы являет «краски», «палитру», с помощью которой поэт  рисует для нас красоту рассвета.
 Но главное – солнце разгоняет тьму – тьма «убегает» от света. Так во всех сказках зло, ночью царствующее, перед светом дня становится бессильным. Как ледяные оковы падают  с наступлением весны.
Во всех приведённых здесь произведениях победу добра над злом отражает образ вечной природы, которая вокруг нас, рядом с нами...
                Глава  четвёртая
 «Колокольный звон, в «край благодатный» возвращающий
И вот словно «продолжение» - и словно в «иных сферах»  пребывание в стихотворении А.К.Толстого «Благовест».
 Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,—
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
 Не замирает…
 О чём эти замечательные стихи?! Конечно же, прежде всего о чувствах, которые православный человек испытывает, услышав родной сердцу колокольный звон.  Стихотворение словно состоит из двух частей. Первая  - описание православного храма. Вторая часть – отражение тех чувств, которые испытывает лирический герой, заслышав родные звуки благовеста. Чувства, его переполняющие. Он всем сердцем ощущает, как колокольный звон позволяет ему забыть все зло мира, все недобрые чувства и прикоснуться сердцем к небесной чистоте –                к «благодатному краю».
Глава пятая «Родники Святой Руси».
 
Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.
За родником - белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила.
 В этом стихотворении Иеромонаха Романа почти все  слова и предметы несут в себе глубокий - глубинный смысл. Родник становится местом очищения души, успокоения.                К роднику приходят для того чтобы очиститься от всего наносного, освободиться                от скорбей мирских.
Этот забытый край
Русь нам оставила.
 Перед нами возникает истинно русская «картина», истинно русский пейзаж -  тихое, умиротворенное место, не затронутое «прогрессом».  Готовящаяся ко сну природа. Уголок, в котором сохранилась атмосфера ушедших времен, когда человек был очень близок к окружающей природе, а не разрушал её, вместе с ней и душу свою разрушая...
 
Источник Божьей благодати
От скверн очистит и грехов,
С молитвой искренней присядьте
У животворных родников.
В ладонях влага вдруг внезапно
Блеснёт подобно серебру,
Вода святая благодатна,
Как Слово Божие в миру!
 Словно вторит Иеромонаху Роману поэт О.Н.Воротынский.
Смысл этих строк в том, что при всех неудачах можно найти помощь и поддержку. Возможно, и в окружающих людях – но прежде всего в Боге, если обращаешься к нему                с молитвой.
В обоих произведениях одним из главных является образ Родины – и слово «родник» однокоренное ему. Россия - мать, олицетворяющая понимание и любовь к своим «заплутавшим» детям.
И через родники святые Господь Благодать дарует…
 Глава шестая «Исцеление «добрыми» травами»
  И вот «появляется» вдруг в стихотворении А.К.Толстого на русском поле Святой Пантелеймон, по приказу римского императора казнённый в начале четвёртого века, когда и Руси на земле не было.
 Пантелей-государь ходит по полю,
И цветов и травы ему по пояс,
И все травы пред ним расступаются,
И цветы все ему поклоняются.
И он знает их силы сокрытые,
Все благие и все ядовитые,
И всем добрым он травам, невредныим,
Отвечает поклоном приветныим,
А которы растут виноватые,
Тем он палкой грозит суковатою.
По листочку с благих собирает он,
И мешок ими свой наполняет он,
И на хворую братию бедную
Из них зелие варит целебное.
 Этот образ Целителя Пантелеймона отражает, можно сказать, «дружеские» отношения между человеком  и природой. Пантелей Государь  относится к природе –                к мирозданию Божьему  с уважением, любовью   - потому  «всем добрым он травам, невредным, отвечает поклоном приветными».
С помощью олицетворений А.К.Толстой  показывает природу словно  образ человека - так  проще передать взаимоотношения между Целителем и природой  - «травы пред ним расступаются», «цветы все ему поклоняются»  - как перед тем, кого искренне уважают. Мироздание Божие преклоняется перед Святым – перед Великомучеником.
Целитель  полагается  на «сокрытые силы» трав - и когда Пантелей Государь собирает их, можно почувствовать его благодарность. В этом стихотворении отображена гармония между человеком и природой, которая, к сожалению, утрачена в наше время...
«Вы без Бога лечите» - говорит «прогрессивному» врачу бабушка  будущего монаха Татьяна Власьевна в книге С.А.Нилуса. К ней пришёл и сам этот горе-врач, когда всерьёз заболел. И помогли «силы сокрытые» собранных с молитвой трав. Бабушка                и всё, с ней связанное, не выдумка...
Образ мироздания Божьего вместе с Пантелеем Государем помогает и отразить  губительную суть нигилизма в финале произведения. Потому что есть такие,                что «лечением всяким гнушаются», разрушаю всё вокруг себя. Их Мироздание Божие                не приемлет... 
                Глава седьмая
«Молитва человека и Мироздания Божьего»
 А напоследок обратимся к строкам поэта, оставившего мир земной уже в нашем веке – В.Г.Волкову. К строкам, песней ставшим.
Посажу яблоньку, тонкий саженец-веточку –
Ты расти, яблонька, чтоб родить яблоки.
И на помин души моей оставляю меточку,
Чтоб добром поминали меня соловьи да зяблики.
Посажу вишенку – пусть живут рядышком,
Чтоб не так было страшно им одним под зарницами...
Посажу яблоньку, тонкий саженец-веточку,
Посажу вишенку, пусть живут рядышком.
Попрошу звёзды с месяцем им в ночи сиять...
Между ними в Судный день должен крест стоять!
Между ними в Судный день будет крест стоять...
Лирический герой очень бережно относится к окружающему мирозданию  - словно                к младенцу. Каждая строка проникнута большой любовь ко всему живому: и к вишенке, к соловьям и зябликам, и к самой яблоньке, конечно.
И к светилам небесным относится лирический герой с уважением, как к старшим                и мудрым,  - и просит их о помощи в таком важном деле.
Для него природа не просто окружение  - все образы её  словно ему родные...
Только умение любить и жалеть встречаем мы и в дохристианской культуре,                а лирический герой, как и сам автор, истинно русский, много выстрадавший, православный человек – потому и такой финал – от общения с яблонькой, вишенкой                и зябликами восходит он к Кресту.
Крест - символ, указывающий на искупительную жертву Христа.
И вот лирический герой хочет искупить свои грехи, приобщаясь к Вечному     Мирозданию – Мирозданию Божьему, трудясь во благо, дабы очистить душу свою –                и с душою чистою в Судный День перед Спасителем предстать.
И вишенка с яблонькой, как и всё мироздание, молятся вместе с лирическим героем…
Великое множество писателей прибегает                к литературному пейзажу. И потому весь окружающий мир представляется нам в виде картины, благодаря которой мы можем погрузиться в глубину литературных произведений русских писателей.
И, конечно, попытаться постичь Духовное Начало Русского Пейзажа.
                Литература.
1. А.А.Фет «Пришла  - и тает всё вокруг»
2. «Слово о полку Игореве…» в переводе Н.А.Заболоцкого.
3. А.А.Фет «На рассвете».
4. А.К.Толстой «Благовест».
5. Иеромонах Роман «Родник».
6. О.Н.Воротынский «Святой Источник»
7. А.К.Толстой «Пантелей-целитель»
8. В.Г.Волков «Посажу яблоньку…»
9. Лекции по литературе МТКП МГТУ им. Н.А. Баумана.


Рецензии