Студент о воспитании русского воина
Воспитание русского воина, отражённое в поэзии о бранной славе России.
Воспитанию воинов, начиная со времён Древней Руси, придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело - каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть оружием. Но мало одной подготовки - для того, чтобы воспитать настоящего воина, требовалось духовное «наполнение» воспитания.
Обратимся к истории и русской поэзии. Сразу же вспоминается истинно русский офицер Царского рода, истинный воспитатель, наставник - Великий Князь и поэт К.К.Романов – двоюродный дядя нашего последнего Царя.
Вот одно из самых известных его стихов - «Кадету». Юному воину даётся наставление перед боем. Ведь ему придётся воевать, и, может быть, вскоре жизнью его будет отдана за Отечество.
Счастливые пожертвовать собой,
Вы ринетесь отважно в смертный бой.
Завидна смерть за честь родного края!
Это будет не просто смерть, а жертва, принесённая за Родину, за Царя. Жертва, Богу угодная.
Чтоб мог и ты, святым огнем горя,
Стать головой за Русь и за Царя.
За Бога, Царя и Отечество - как отцы их.
А вот очень похожее по своей сути стихотворение «Юнкеру». В нём говорится ещё и о том, что скоро грядут перемены в жизни.
Ты — что рассвета вешняя заря:
Повеет лето за весной прекрасной.
Поэт неслучайно сравнивает юнкера с рассветом, с весною - ведь многое будет зависеть от него - не только жизнь самого юнкера, но и жизнь Царя и будущее Родины
И рад сражаться с недругом жестоко
За родину, за веру, за Царя.
И именно этими словами прежде всего перекликаются произведения, посвящённые юным, входящим в жизнь воинам.
В этих строках можно понять, что юнкер сражается не просто, потому что получил приказ, а потому что защищает свою Родину, веру и Царя. Потому что служение Отечеству – его призвание.
И словно продолжает тему русского воинства стихотворение «Часовому» - стихотворение в котором отражено постижение рядовым - молодым солдатом его предназначения.
Взят от сохи, полей вчерашний житель,
Ты на часах сегодня, рядовой,
Недремлющий, терпенья выразитель,
Неколебим, могуч и тверд душой.
Предстань тебе крылатый небожитель
И повели с поста сойти долой, -
Не внял бы ты: лишь тот твой повелитель,
Чьим словом здесь стоишь ты, часовой.
Твоя рука оружья не положит,
Тебя ничто лишить его не может,
Ты лишь Царю отдать его готов.
В глазах толпы пусть твой удел ничтожен.
Нет! На тебя великий долг возложен:
Здесь на посту ты Божий да Царев!
Великий Князь относится к солдату не просто как к простому русскому крестьянину, а как к верному сыну Отечества и Царя. К верному стражу, который никогда, ни при каких обстоятельствах не предаст, не отступит - и будет отдавать свой долг Отечеству до последнего издыхания. И только воля Божья да Царева может прервать его службу.
В течение многих лет в наших глазах пытались очернить образы Царя и великих князей, говоря об их уничижительном отношении к простому народу. Но разве можно так говорить с тем, кого изначально презираешь?! Разве можно на «ничтожество» возлагать такую высокую миссию?! Ответ очевиден.
Истинно русский человек, истинно русский офицер Великий Князь К.К.Романов и к русскому крестьянину относится как к товарищу по службе - ведь они вместе служат Богу, Царю и Отечеству.
И вот пример воспитания собственных сыновей.
Будь же ты верен преданьям
Доброй, простой старины;
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны!
С верою твердой, слепою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Служит примером терпенья
Наш православный народ.
Это – колыбельная для сына Иоанна. Не просто «убаюкивание» младенца, а пророчество. «Спи же! Еще не настали Годы смятений и бурь!» - пишет К.К.Романов, словно предчувствуя то, какая беда с Отечеством случится. Его земная жизнь закончилась раньше. А если знать о судьбе Иоанна Константиновича, которому песня посвящена, знать, как вместе с другими сродниками Семьи Царской примет он смерть от рук пришедших к власти слуг антихриста, то провидение Великого Князя становится ещё очевидней – и потому нами с болью читается.
Эти пронзительные строки кровно связаны с прочитанными ранее тем прежде всего, что отец – русский, православный офицер и поэт - наставляет сына на путь истинный – жертвенный путь русского, православного воина.
И потому в финале пусть прозвучат эти истинно христианские строки Великого Князя и великого поэта:
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня,Боже, любить!
Поэт, как и его лирический герой, обращается к Богу с просьбой научить его любить, ведь умение любить – одно из самых важных умений – «способностей» человеческой души. Как и умение, следовать Воле Божией - и никогда не жаловаться, не роптать.
Эти замечательные строки перекликаются – вернее, - словно становятся логическим «продолжение» всех, приведённых здесь стихотворений. Русские воины, что исполняли свой долг «до смерти», что погибли на посту, любили свою Родину. Все они знали, что возможно, за эту любовь придётся умереть. Они несли своё служение, следуя Воле Господа.
Так воспитывал истинно русский офицер К.К.Романов и своих пятерых сыновей, и всех будущих воинов, которых обучал.
Так мыслили все истинно русские офицеры.
Нравственные основы воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности, перипетии, испытанные многострадальным Отечеством нашим, ныне начать возрождаться традиции русского, православного воинства.
Свидетельство о публикации №222071301465