5. Контролируемая глупость

КАРЛОС: Дон Хуан, что такое контролируемая глупость?
ДОН ХУАН: Я рад, что ты спросил о контролируемой глупости, хотя это и не имеет значения. Я рад твоему вопросу, как если бы это имело значение. Это и есть контролируемая глупость.

Объяснение превосходно, хотя Карлос так и не понял его полностью.

КАРЛОС: С кем ты применяешь контролируемую глупость, дон Хуан?

ДОН ХУАН: Со всеми.

КАРЛОС: Значит, твои поступки не искренни, это лишь действия актера?

ДОН ХУАН: Мои поступки искренни, но они лишь действия актера.

КАРЛОС: Тогда все, что ты делаешь, это контролируемая глупость! Получается, что для тебя ничто не имеет значения. Возьмем, например, меня. Тебе все равно, буду я человеком знания или нет?

ДОН ХУАН: Да, мне нет до этого дела. И ты, и другие в моей жизни – это моя контролируемая глупость.

КАРЛОС: Ведь должно же быть что-то, до чего тебе есть дело, в том смысле, что это не контролируемая глупость.

ДОН ХУАН: Все, что я делаю по отношению к себе и к другим людям, это глупость, потому что ничего не имеет значения.

КАРЛОС: Если для тебя ничего не имеет значения, то как ты можешь продолжать жить, почему бы тогда не выбрать смерть?

ДОН ХУАН: Многие люди знания делают это. Однажды они исчезают. Они выбирают смерть, потому что для них это не имеет никакого значения.

Я же выбрал жить и смеяться не потому, что это имеет какое-либо значение, а потому, что такова склонность моей натуры. Я продолжаю жить, так как у меня есть воля. Моя воля контролирует глупость моей жизни.

КАРЛОС: Разве я чувствовал бы иначе, если бы мог видеть?

ДОН ХУАН: Как только человек научится видеть, он окажется один в мире, где есть только глупость. Твои поступки, как и поступки других людей, кажутся важными для тебя, потому что ты научился думать, что они важны.

КАРЛОС: Я пытаюсь думать, потому что лично для меня это единственный способ что-либо понять. Например, дон Хуан, ты говоришь, что как только человек научится видеть, так сразу же в мире все потеряет свою ценность?

ДОН ХУАН: Я не сказал, что потеряет ценность. Я сказал: станет неважным. Все действия и вещи равны и поэтому все неважно.

КАРЛОС: Но, если ничего не имеет значения, то почему имеет значение, научусь я видеть или нет?

ДОН ХУАН: Наша судьба, как людей, состоит в том, чтобы учиться для добра или для зла. Я научился видеть и говорю тебе, что ничего не имеет значения.

Человек знания живет действиями, а не думаньем о действиях или о том, что он будет делать после того, как выполнит действие.

У человека знания есть только жизнь, чтобы ее прожить. Поэтому, единственное, что связывает его с людьми — это его контролируемая глупость.

Из разговора с доном Хуаном у Карлоса остается единственная мысль, что ему до него нет никакого дела, это беспокоит и страшит его.

КАРЛОС: Дон Хуан, я доверял тебе и уважал твой образ жизни. Но, твои слова о контролируемой глупости ввергли меня в сомнения, они толкают на то, чтобы я изменил свои чувства.

ДОН ХУАН: Значит, теперь ты боишься меня, так как я сказал тебе, что ты равнозначен всему остальному. Ты впадаешь в детство.

Наша судьба, как людей - учиться! Для меня не существует ни победы, ни поражения, ни пустоты. Чтобы стать человеком знания,стань воином, а не хныкающим ребенком.

Нужно биться и не сдаваться до тех пор, пока не станешь видеть только лишь для того, чтобы понять, что ничего не имеет значения.

КАРЛОС: Дон Хуан, означает ли контролируемая глупость, что человеку знания никто больше не может нравиться?

ДОН ХУАН (смеясь): Карлос, ты слишком заботишься о том, чтобы нравиться людям или чтобы любить их самому.

Человек знания любит то, что хочет или кого хочет, но он использует свою контролируемую глупость для того, чтобы не заботиться об этом. Думай над этим!


Рецензии