Студентка о правде жизни
Эссе «Наказание за укрывательство от правды жизни».
(На примере произведений А. П. Чехова)
Глава первая «Больничная палата, ставшая «эшафотом».
Наказание - это мера воздействия на совершённое преступление. Однако наказанием может стать не только кара закона юридического. Духовная кара может настигнуть принявших для себя как жизненную позицию «позитивизм» - что значит «укрывательство от правды жизни».
Одним из самых ярких примеров того является знаменитое произведение А. П. Чехова «Палата №6», где укрываться от правды жизни стал доктор Андрей Ефимович Рагин.
Доктор прибыл в больницу для того, чтобы лечить людей, но со временем перестал обращать внимание на отношение врачей к пациентам больницы и в частности к обитателям палаты №6 - душевнобольным. У него словно руки опустились.
В юности Андрей Ефимович, как говорит о нём А. П.Чехов, «был очень набожен», хотел пойти в духовную академию, стать священником. Однако отец - хирург посмеялся над таким желанием и «заявил категорически, что не будет считать его своим сыном, если он пойдёт в попы». И вот по настоянию отца Андрей Ефимович выучился на доктора. Поэтому он и не чувствовал призвания к медицине, не горел особым желанием что-либо менять.
Поступок доктора можно считать отречением – отречением от призвания, иначе бы А.П.Чехов мог «выбрать» какую-нибудь другую «несостоявшуюся» профессию. А ещё, наверное, не углубляясь в то, каким врачом был отец Андрея Ефимовича, можно сказать, что человеком он был бездуховным. По сути оба от Бога отреклись...
Итак, по прибытию в город доктор Рагин увидел, что больница «безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей» учреждение. Однако он не стал ничего предпринимать – менять, искоренять, рассудив для себя, что «для этого недостаточно одной только его воли». А после доктор много думал о том, что в городе нет людей, с которыми можно было бы «порассуждать» - только уже не о медицине...
Однажды Андрей Ефимович увидел на улице жида Моисейку, возвращавшегося из города в палату №6. Доктор Рагин последовал во флигель, чтобы узнать, почему Моисейка без обуви. Там-то он и встретился с Иваном Дмитриевичем Громовым – тонким, образованным человеком, страдавшим манией преследования. Доктор Рагин был очень рад встретить человека, с которым можно было «порассуждать» - и потому на следующий день Андрей Ефимович снова зашёл к Ивану Дмитриевичу. В их разговоре доктор утверждал, что человек может не чувствовать холод, не обращать внимание на происходящее и спокойно жить, но Громов говорил, что если человек ничего не чувствует, то значит и не живёт. Доктор стал проводить время в разговорах вместо того, чтобы немедленно исправить всё происходящее, чтобы защитить обитателей палаты от сторожа Никиты, всем своим видом, всем своим поведением напоминающего тюремного надсмотрщика, убеждённого, что «их надо бить» и что без этого не будет порядка. Доктор же вместо этого стал говорить Ивану про то, что общество избавляется от «неугодных» и что это неизбежно...
И вот постепенно доктора стали считать сумасшедшим - и в конце концов отправили в ту самую палату №6. Доктор Рагин умер здесь вместе с теми, кого должен был вылечить, спасти. Умер в наказание за укрывательство от правды жизни, которая, как написал в своей статье И.С.Шмелёв, «потребовала к ответу»...
Глава вторая «Запоздалое прозрение».
А вот рассказ «Цветы запоздалые», написанный несколькими годами раньше - произведение, в котором тоже один из главных героев – врач.
Из-за принятия похожей позиции – отречения от идеалов юности, из-за равнодушия доктор Топорков потерял свою возлюбленную - княжну Марусю. Это и стало для него наказанием.
Доктор был когда-то крепостным в доме родителей Маруси, а после выучился на врача, что само по себе делает ему честь. Только работать потом он стал исключительно ради денег. Ради денег и женился…
И вот однажды во время посещения доктора исстрадавшаяся по нему Маруся призналась Топоркову в любви.
И тогда словно пелена спала с глаз доктора – привыкший к «шелесту» купюр, он вдруг осознал, что деньги далеко не главное. Ради того, чтобы вылечить от чахотки Марусю, Топорков готов был отдать всё, что имел, – но было уже поздно. Маруся умерла - и никакие деньги спасти возлюбленную не смогли – да и что могло бы быть после? «Не цветут цветы осенью». Любовь, как и цветы, должна расцветать весною, когда всё преисполнено радости и надежды. А если любовь «расцвела» поздно, если человек слишком поздно «спохватился», что утрачены идеалы, что понапрасну растрачены силы, то любовь не сохранить. А что дальше?
Итак, завершая беседу, вспомним ещё раз, что в обоих произведениях главные герои – врачи. Образы врачей показывают болезнь общества — вот все и «больны» - «больны» равнодушием — а по сути утратой самого смысла жизни. А потому так или иначе получают все наказание за своё равнодушие к происходящему, за укрывательство от правды жизни. А правда жизни рано или поздно призовёт к ответу.
Свидетельство о публикации №222071301500