Студентка о безысходности жизни без любви

   РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Эрендженова Альмина Искандеровна
             «Безысходность отношений без любви».
              (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
        Глава первая «Забота», что хуже кнута палача».
Велика, огромна роль семьи – и в жизни, и в литературе. Потому                в некоторых хорошо всем известных произведениях события даже                за пределы одной семьи не выходят – словно незачем – потому что именно через семью можно  показать, можно раскрыть суть  главных героев, оценить поступки.
Это и лежит в основе пьес великого русского драматурга                А. Н. Островского...
Матери наплевать на счастье своих детей, намного важнее те законы,                по которым она живёт – вернее, - существует. Кабанова считает, что                в их семье закон и есть она сама - её мировоззрение. Мать словно управляет – пытается управлять своими детьми, как куклами, – и прежде всего  сыном.
Все понимают, конечно, что речь идёт о знаменитой «Грозе». Мы                не знаем, любит ли Кабанова своих детей, любила ли мужа – можно лишь догадываться, но читатель видит лишь её тиранию по отношению к самым близким людям. Мать считает, что, приказывая детям, она заботится о них. Но разве можно заботиться, навязывая   и унижая?!
 А если углубиться в произведения - вернее, в образы, в отношения, то можно сделать вывод, что Кабанова вовсе не знает, что такое любовь, точнее то, что представляют себе все нормальные, души не утратившие люди: заботу, доброту, нежность, самопожертвования. Ей всё это чуждо. В семье Кабановых это не принято, не знакомо – да неведомо, наверное, и всему городу...
Именно поэтому Тихон боится своей матери, не имеет своего мнения или не высказывает его.
Только любовь и страх несовместимы.  И сестра его Варвара, пытаясь вырваться                «на свободу», учится врать, недоговаривать, чтобы не тревожить свою мать - вернее, чтобы не создавать проблем себе. Она признаёте Катерине, что не была обманщицей, да «выучилась» - приспособилась к изначально порочным  отношениям. И можно ли более калечить душу человека?!
  Есть же, однако, семьи, воспитывающие своих детей совершенно по-иному.   Есть - только  не в этом городе.
Вспоминается сразу, как  рассказывала о своей семье Катерина – о том, как маменька её любила, не нагружала сильно работой. А ещё Катерина могла молиться, когда хотела –  а не «из-под палки», как в Калинове.
 Или родители Бориса, любившие друг друга по-настоящему, хорошо  детей своих воспитывавшие. И вот Борис вынужден терпеть унижение от Дикого ради сестры.
 Только нужна ли такая жертва ради наследства?! Всё почему-то трагедией завершается…
             Глава вторая «Любовь, победившая самодурство».
А вот более ранняя пьеса  - «Бедность - не порок».
Хозяин дома — богатый купец Гордей Торцов, решивший перейти на западный «манер» и словно стесняющийся корней своих. И дочь свою Любу решил выдать замуж за пожилого московского фабриканта Коршунова, чтобы в Москву переехать. И неважно для него, что Люба того не хочет, что против жена, что дочку оплакивают, словно «хоронить» собираются. Неважно, что Коршунов  - очень плохой человек. Для Торцова не важно ничего, кроме  его желаний – он  тиран, самодур...
И всё же в финале глава семьи изменится  - и дочь его выйдет замуж                за любимого человека, за хорошего человека - Митю.
Неминуемая, казалось бы, трагедия не произошла, благодаря младшему брату Гордея – Любиму, узнавшему в Коршунове некогда обманувшего его нечестного компаньона.  Именно Любим направляет на путь истинный своего брата. А ещё -  незлобие, чистота души и самой Любы, и её мамы Пелагеи Егоровны, и Мити. Несмотря на то, сколько им пришлось выстрадать, никто злобы на Гордея не держит – а Митя готов ему «заместо сына» быть – потому что любить умеет.
 И плачет в раскаянии Торцов, говоря всем, что он теперь «совсем другой человек».
Вот оно  - настоящее счастье. 
Великий русский драматург  показал, как важно для каждого участие любящей семьи, как важно  нравственное воспитание детей.
Он ещё раз напомнил, что наша суть, наше жизненного кредо, как а фундаменте, стоит на том, что заложила в нас семья.


Рецензии