Ослепительно явное

     Вот, все тайное становится явным. А все явное -- ослепительно явным.
     Только что читатель сообщил, что раскрылось авторство некоего анонимного текста ФЕНОМЕНОЛОГИЯ «ПОСЛЕДНЕГО РУССКОГО», который 10 лет назад появился под несколько претенциозной подписью "Общ-во Любомудрия 2.0, Кройцберг".
Это был подробнейший разбор моего одноименного романа. Своего рода драгоценный сплав литературоведения, философии и филологии. Если бы не его простой и образный стиль, конгениальная аргументация, мудрость и, я бы сказал, сакральное душеведение, можно было бы подумать, что это пародия или литературный розыгрыш.
     Кое-чем подобным, кстати, в свое время баловался один мой заклятый приятель. Одна такая его мистификация, развернутая и довольно едкая, если не сказать злопыхательская, критика двух моих вещей "Человек-пистолет" и "Вышел месяц из тумана" была действительно напечатана в том же журнале, где печатался и я сам. Он и подписался тогда анонимно, и весьма изобретательно, именем моего собственного персонажа, одного из самых неприятных, отрицательных. Что ж, это можно понять: к тому времени мы сильно разошлись во взглядах. Но ко времени написания и публикации "Последнего русского" он уже давно лежал в могиле. А следовательно, никак не мог написать об этом романе.
     К тому же, "кройцбергский" текст скорее был комплиментарным, чем пасквильным.
     Впрочем, иногда до того комплиментарным, что я был готов не столько воспарить в воздухе от удовольствия, сколько провалиться сквозь землю от смущения, и не на шутку подозревал в этом тонкое издевательство и черный сарказм... Теперь вижу - зря. Моя подозрительность объяснялась разве что моей всегдашней мнительностью и перепетиями тех неспокойных лет. На самом деле текст был верхом доброжелательного внимания и  истинного благородства, образцом продуманного, качественного, неподдельно серьезного и добросовестного аналитического разбора, разветвленного и скрупулезно аргументированного, о котором может только желать при жизни автор. Ничего подобного я не припомню не только в критике моих вещей, но и вообще в современной критике.
     Каково же было мое удивление, когда 10 лет спустя, после появления этого загадочного текста, Александр Валерьевич Водолагин, замечательный, глубокий русский философ и писатель, решил раскрыть инкогнито и недвусмысленно заявил о своем авторстве.
Кстати, некоторые общие с Александром Валерьевичем знакомые, еще тогда десять лет назад убеждали меня, что так оно и есть, тут и думать нечего. Теперь-то я припоминаю, что и мое первое подозрение было тем же: Александр Водолагин, кто же еще! Конечно, я сразу услышал, чей голос звучит за ясными, мощными формулами и концептами. Вычисляя соотношения сторон треугольника вовсем не обязательно упоминать самую известную в мире математики фамилию. Дураку понятно, что это теорема Пифагора.
     Ох, недаром, давным-давно, как-то вскользь, Александр Валерьевич обронил, что -- в сущности, мы, русские литераторы, пишем об одном и том же -- о феноменологии русского духа. И я в "Последнем русском" тоже... Но нет, подумал я, этого не может быть. Он человек слишком занятый, самоуглубленный, чтобы тратить время на современников. Ему не досуг и тд и тп.
     А ведь мы знакомы уже больше 30 лет. Почему именно сейчас? Честно говоря, я и мечтать о таком не мог.

http://proza.ru/avtor/lyubomudrie


Рецензии