Сообщающиеся сосуды
Много лет длилась у нас с одним родственником душевная тяжба, противостояние, точнее. Наверное, он меня не принимал больше, чем я обижалась на него. Я пыталась помогать, сочувствовать, жалеть, но в ответ получала резкости, колкости, жестокие издевки. А дело было в мои первые монастырские годы. Тот человек был в вере нетверд, половинчат, чаще скептичен, и к моей вере, понятно, у него пиетета никакого не было. А потому меня он слушать ни в чем не хотел. И я, намучившись и напереживавшись (родственник был много старше меня и вскоре скончался), стала молиться: "Господи, даруй ему Твоей благодати, возьми у меня и дай ему, чтобы он приник к Тебе всем сердцем" .
Что было потом, я не умею описать. Меня накрыло не просто опустошение, а полное усыхание во мне жизни. Словно густой мрак окутал меня. Сердце работало, а сама я стала мертва. Мне дышать стало нечем. Не умею это описать так, чтобы передать и впечатлить читающих. Это продолжалось не одну неделю. Я каялась и жаловалась на исповедях, но мне отвечали, что вот она, благодать, вокруг в монастыре, мол, разлита: бери и дыши. Не тут-то было. Взять было нечем. Все возможности для жизни духа были запечатаны. Но плакать я могла. И, наверное, это меня позже и спасло.
Но больше потом я ТАК не молилась никогда. Зато впервые поняла, что молиться о людях - кровь проливать. Чьи слова? Силуана Афонского, если память не изменяет. Познала, что молитва - всегда жертва. И величина и сила ее согласна сути прошению. Жертва взымалась не просто лишением времени и некоторых сил, - это уж как Господь изволит, - но всегда отданием чего-то своего, очень насущного...
Мелькнула в то время фраза моего дорогого духовного отца об одной знакомой, которая непрерывно чем-то болела. "А она людей на себе носит, - объяснил тогда духовник, - потому и болеет". Носить на себе людей значило, по его толкованию (в духе апостольского слова: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2), терпеть их характеры, их недоброе отношение к тебе, их некрасивые привычки, не обижаться и не обижать самому никого даже в мыслях (и за такие мысли каяться) ни при каких обстоятельствах... Оказывается, такое делание во исполнение заповедей о неосуждении, о милости, о кротости, о блаженстве миролюбивого отношения к людям и бесчисленного множества основанных на заповедях Христа святоотеческих поучений, творилось не просто нашим хотением, волей, усердием, но всякий раз требовало и жертвы, и кровопролития. Как писал Иосиф Исихаст, когда приходилось ему в годы ученичества сдерживать свое львиное сердце (так о нем выражались другие великие старцы) и не отвечать на злобы, на наветы и бесовские оскорбления, то рот его от сдерживания и ответного молчания наполнялся кровью.
Вот что стояло за словами прп. Петра Дамаскина "Даждь кровь и приими дух". Кстати вся великая Оптина, все старцы это высказывание повторяли чаще других.
Да... А нынче читаю на каждом шагу: "я о вас помолюсь" или "я за вас молюсь..." (Бог ты мой! А о сокровенности доброделания и в том числе молитвы эти усердники не слышали никогда?). И бесконечные в сетях просьбы всем-всем-всем помолиться о троюродной бабушке, коей 162 года от рождения исполнилось. При этом ни рассказа о бабушке, ни подробностей о ее жизни... Вот прям так, с легкостью: помолитесь и все тут.
Моя знакомая по монастырю рассказывала, что когда ее просили молиться о болящих (она в больничке работала), то нередко сама сваливалась в болезнь примерно такого же плана, как у тех, за кого молилась.
Зачем удивляться?! Ведь человеки в Церкви - сообщающиеся сосуды. И молитва - высшая активизация этого сообщения душ, этой великой связанности всех со всеми.
Митрополит Серафим (Чичагов) писал в воспоминаниях, как однажды попросил одну схимницу помолиться за своих усопших родных. Кажется, то было в Дивееве. Через несколько дней старенькая матушка пришла к владыке и сказала, что исполнила послушание, что всех видела - покойную матушку митрополита с маленькой девочкой за руку, видела родственника, который в ужасе бежал от духовного явления-присутствия молитвенницы. Оказалось, все это было подлинной правдой. Матушка вела за руку рано умершую сестренку владыки, а тот родственник был самоубийцей.
И наш духовник-Владыка не раз говорил вскользь, как всегда (произносить сентенции с важностью он себе почти никогда не позволял по скромности и смирению), что молиться о даровании веры несомненно надо, но и помнить следует, что когда одному дается, то от другого кого-то забирается...
Истинная молитва в полноте ее духовной силы есть вхождение в душу, в духовное средостение того человека, о котором молишься и твое сердце познает в его сердце его сокровенное, подлинное.
Великое дело! И великая опасность для тех, кто еще не вкушает твердой пищи, не сподобился носить тяготы немощных людей ("Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождаати" (Рим. 15:1)), он может испытать заражение страстями другого человека.
Великая опасность! Люди в большинстве не знают ее и потому бездумны и легкомысленны в своих "духовных" нескромных замашках.
Потому часто и далеко не всем отцы разрешали молиться о наркоманах и алкоголиках, и тем более о самоубийцах. Такой наивный и самонадеянный молитвенник не понимал, куда он и на что заносил пяту свою. Он, как умел, вымаливал ту больную душу, а на него восставали легионы бесов, которые вовсе не желали освобождения из плена этой души. Мог ли тот самонадеянный молитвенник выдержать нападение этих разъяренных легионов?
Все это - великие и таинственные законы духовной жизни. Хорошо их знать и... чаще молчать о них, потому что всегда находятся среди смиренно ищущих духовных бисеров и те, перед кем не дОлжно их метать. Поскольку бесы-свинии их тут же начнут топтать и гнусно попирать.
С другой стороны, и молчать трудно, потому что убивают, сокрушают душу современные модные "игры" в молитву, профанации, которыми все переполнено в эфире вечных пространств. Да ведь и жалко людей и страшно промолчать, когда твой брат прямиком упрямо шествует в пропасть с завязанными глазами.
Даждь кровь... Без пролития крови нет прощения... Стой в добродетелях до крови... Так всегда учила Святая Церковь. Но нынче духовные младенцы, а то и люди совсем духовно бесплодные (может, таковые только до времени?) ловко обходятся без крестной памяти, без кровопролитий, без понимания жертвенных оснований молитвы, даже просто без тени понятий обо всем этом, а вместо того с легкостью языка и с закулисной весомостью собственного раздутого "Я" вещают : "Я (яяяяя) за тебя помолюсь!" Хорошо хоть такая молитва редко действенна, потому что Господь отвергает тщеславное доброделание на виду у людей и такие молитвы возврашаются в лоно их заявителей.
+++
Фрагмент Фрески церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония. Около 1295 года. Иконописцы Михаил Астрапа и Евтихий.
Свидетельство о публикации №222071300276
Не ожидала такого горького ответа, который заставил плакать несколько дней. Батюшка написал, что если бы знал, куда, то вернул бы деньги. Что молитва деньгами не покупается. И, наконец, "неужели же я не понимаю, что у него сейчас на молитву просто нет сил".
Потому что настоящая молитва - это жертва, потому что он - настоящий.
Спасибо за публикацию.
С уважением,
Геля Островская 02.08.2022 19:29 Заявить о нарушении
Екатерина Домбровская 02.08.2022 22:33 Заявить о нарушении