Если ребенок не хочет учиться

(на основе статей к.п.н. Н.Л. Пузыревич)

I) ТЕОРИЯ

Дети 6 - 11 лет еще не способны учиться на своих ошибках. Только в 12 - 13 лет ребенок начинает эмоционально реагировать на сообщения о собственных промахах и неудачах и может извлечь пользу из своего негативного опыта.

А) Типичные ошибки родителей

1) Родители считают, что у них «проблемный» ребенок;

2) Родители обесценивают сложности учебной деятельности ребенка;

3) Родители убеждены в том, что любовь ребенок должен заслужить

Отношение родителей к ребенку ни в коей мере не должно изменяться в связи с его школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по - прежнему, несмотря ни на что, остается любимым просто потому, что он есть.

Б) Причины отсутствия интереса к обучению

1) Высокая тревожность;

2) Инфантилизм, незрелость ребенка;

3) Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка;

4) Излишняя требовательность со стороны родителей;

5) Конфликты с учителями;

6) Конфликты с одноклассниками;

7) Трудности с усвоением предмета, отсутствие способностей к определенной учебной дисциплине;

8) Желание ребенка привлечь к себе внимание родителей;

9) Завышенные ожидания родителей и постоянные упреки от взрослых;

10) Скука, однообразие учебного процесса;

11) Накопившаяся усталость или стресс;

12) Все интересы ребенка находятся за пределами школьных стен;

13) Ребенок часто слышит о том, что всему в жизни человек обязан удачливости, умению приспособиться к ситуации;

14) Ребенок уверен в том, что за него обо всем подумают родители;

15) Отсутствие навыков самодисциплины;

16) Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка;

17) Индивидуальные особенности ребенка;

18) Неумение ребенка учиться и получать удовольствие от познания;

19) Плохая успеваемость во всем классе;

20) Зависимость ребенка от гаджетов, компьютера или телевизора;

21) Отсутствие преемственности «детский сад-школа».

II) ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (50 практических советов)

1) Высокая тревожность

Ребенок опасается возможных неудач: боится не успеть (и действительно не успевает), сделать ошибку (делает их множество), плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожиданий родителей, учителей и т.д.

1а) Новое вызывает тревогу у людей любого возраста. Необходимо, чтобы ребенок познавал все новое совместно со взрослыми. Желание ребенка продемонстрировать родителям новые достижения и отсутствие боязни совершить ошибку будут способствовать развитию интереса к учебе.

Проводите с ребенком как можно больше времени, изучайте его склонности и интересы, поддерживайте его начинания.

1б) Страх - не лучший помощник. В условиях угроз и наказания у ребенка будет расти ненависть, отвращение к учебе и неуважение к вам.

Свяжите процесс обучения с положительными ассоциациями. Делайте акцент на успехах ребенка: вместо «ты не сумел» говорите «сегодня уже лучше!» или «я знаю, ты можешь лучше!». Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, сравнивайте только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня три, молодец!».

2) Инфантилизм, незрелость ребенка

В 6 - 7 лет на первом месте по - прежнему сохраняются игровые интересы, а в более старшем возрасте отмечается отсутствие чувства ответственности.

2а) Покупайте ребенку такие игрушки, которые позволили бы ему длительное время изучать или открывать для себя что-то новое, предоставьте ему место, где он мог бы практиковать свои новые навыки.

Например, организуйте во дворе песочницу и разместите там воду, глину или песок. Когда у детей будет возможность что-либо слепить, заполнить и налить, они через игру будут учиться создавать и измерять что-либо. Очень полезны игрушки, которые стимулируют креативность и свободу собственного выражения, например, предметы для занятий декоративно - прикладным искусством или наборы для рисования, которые содержат все необходимые инструменты, с помощью которых ребенок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.

2б) Учеба - это приятный, полезный и интересный процесс.

Приучайте детей к этой мысли сначала в играх, потом в поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребенок должен воспринимать учебу не как наказание, а, скорее, как вид игры - интересной и полезной. Продолжайте играть с ребенком в свободное от учебы время.

Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, шахматы и т.п.).

2в) Если усидчивость ребенка при выполнении уроков недостаточна, то помогут следующие правила:

1. Начинайте делать уроки только после периода отдыха от школы;

2. Начинайте выполнять с легкого, затем сложное, затем снова полегче и т.д.;

3. Делайте кратковременные перерывы через 15 - 20 мин.;

4. Поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу во время выполнения домашних заданий: обязательно хвалите ребенка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.

3) Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка

Ребенку учиться слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае становится неинтересно.

С одной стороны, потеря интереса к учебе может возникнуть, если ребенок не имеет необходимой базы знаний, неусидчив, ленив, плохо усваивает материал.

С другой стороны, если ребенок хорошо подготовлен, умеет писать, читать, считать - ему приходится выслушивать по десять раз одно и то же, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы. Ему может стать скучно, поскольку все дается очень легко. Он не учится преодолевать трудности, чтобы получить новые знания. Может наступить такой момент, когда от ребенка для усвоения нового материала потребуются усилия, а он уже отвыкнет их прилагать, надеясь на прежнюю базу, и тогда из успевающих учеников он перейдет в категорию отстающих.

3а) Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической деятельностью в повседневной жизни на конкретных примерах. Постоянно обсуждайте с детьми все, что происходит вокруг.

Объясняйте реальную ценность знаний того или иного предмета. Приведите примеры из вашей жизни, из жизни ваших родственников, друзей, знакомых или известных людей, как пригодились те или иные знания из школьной науки.

3б) Учите ребенка задавать вопросы к заданиям и упражнениям, например: «Чему ты научишься, выполняя это задание?»

3в) Объясните ребенку, что нельзя молчать на уроках, если он не понял данный учителем материал. Это не стыдно.

Нужно обязательно попросить учителя объяснить все еще раз! Если оставить пробелы в учебе сегодня, то завтра можно получить «двойку».

3г) Учите ребенка сравнивать задания, которые он выполнял на прошлой неделе, позавчера, вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь, или, наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать в ребенке желание пополнять свои знания.

4) Излишняя требовательность со стороны родителей

Излишняя требовательность может вызвать протест ребенка против родительских надежд и ожиданий. Если родители преувеличенно эмоционально реагируют на «плохие» отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что ему не доверяют. Стремление к обособленности, осознание себя как самостоятельной личности могут подавлять его желание учиться.

4а) От ошибок не застрахован никто. Ребенок тоже может ошибаться.

Сохраняйте терпение и спокойствие, найдите способ исправить ошибку. Ребенок может получить очень серьезную психологическую травму, если преподнести ему его ошибку в учебе как непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругаться, а подбодрить, вместе исправить то, что не получилось. Это важно не только для учебы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.

4б) Нельзя ассоциировать учебу с наказанием. Вы не должны подчеркивать минусы ребенка, а основное внимание уделять плюсам, похвале. Радуйтесь любым достижениям и особенно - старанию. Для вас главное - не заставить, а заинтересовать ребенка. Хвалите его за то, что в этот раз он сделал меньше ошибок в контрольной работе, уже запомнил два четверостишия и т.д. Поощряйте все успехи ребенка, даже если они кажутся вам не столь существенными.

4в) Не ограничивайтесь похвалой или словами поддержки, только в том случае, если ребенок сделал что-то хорошее. Такой подход заставит его избегать ошибок и трудностей.

Если ребенок пришел из школы, получив неудовлетворительную оценку, не кричите, не ругайте его. Вы сделаете только хуже, поскольку постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект: заставляет ребенка занять оборонительную позицию. Отнеситесь к этому с пониманием и скажите слова поддержки. Возможно, ему потребовалось мужество сказать вам о плохой оценке, в таком случае ваша реакция будет особенно важной.

4г) Не лишайте ребенка любимых вещей в наказание, поскольку сами по себе плохие оценки - это уже наказание для него.

Подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противоречие вместо ожидаемого компромисса. Ребенок может почувствовать себя нелюбимым ребенком в семье.

4д) Не ждите быстрых результатов.

Любовь, терпение и понимание - лучшие средства от плохой успеваемости.

5) Конфликты с учителями

У детей очень развито чувство «справедливости», и незаслуженные обиды, как и неполученное поощрение, они переживают острее, чем взрослые.

5а) Обсудите с ребенком те ситуации в отношениях с учителем, которые вызвали обиду. Настаивайте на авторитете учителя, объясните ребенку, что воспринимать критику нужно понимая: сколько людей, столько и мнений.

5б) Разговаривая с ребенком, старайтесь не принимать ни одну из сторон конфликта.

Если вы начнете защищать учителя, то это значит, что чувства ребенка в расчет не берутся.

Если, наоборот, будете подрывать авторитет учителя в глазах ребенка, то в подобной ситуации ребенок усваивает, что о старших можно отзываться грубо.

Пример правильного ведения диалога родителя с ребенком:

Ребенок: Терпеть не могу математичку! Опять на меня наорала!

Родитель: Видимо, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребенка).

Ребенок: Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок.

Родитель: Жалко, что так получилось (применяем способ активного слушания). А ты сам хотел бы больше не опаздывать на занятия? (помогаем создать альтернативу)

Ребенок: Ну да. Постараюсь вставать пораньше (ребенок сам находит решение).

Родитель: Отлично придумано! (вывод)

5в) Наедине с учителем обсудите его конфликт с ребенком, выскажите свое мнение по этому поводу. Попросите учителя быть внимательнее в общении с ребенком. Объясните, что на его замечания ребенок только обижается и не понимает, чего от него хотят. Попросите учителя обратить внимание на поведение и настроение ребенка, быть более лояльным и справедливым к нему.

6) Конфликты с одноклассниками

6а) Наблюдайте за ребенком, за тем, как он рассказывает о школе.

Если на ваши вопросы: «У вас дружный класс?» или «С кем ты дружишь?» ребенок начинает уходить от темы, запинаться, нервничать, значит, причина - в его взаимоотношениях со школьной средой.

6б) Напрямую выяснять причину конфликта не стоит.

Если вы спросите ребенка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «С кем на этом раз подрался?» - решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация.

Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринужденнее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребенка. Например, посмотрите вместе детский фильм на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы - надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? Чем они отличаются? Пусть ребенок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная» школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.

6в) Постарайтесь объяснить ребенку, что все люди очень разные, кто-то может ему нравится, кто-то может ему не нравится. Также и он может быть кому-то симпатичен, а кому-то нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.

6г) Пример правильного ведения разговора родителя с ребенком:

- Принимайте чувства ребенка: «Ты был очень разозлен на него?»

- Расскажите, как можно было решить конфликт: «Если ты с чем-то не согласен, скажи, что тебе не нравится, а не завязывай драку».

- Выразите свое мнение, не переходя на личности: «Не люблю драки».

- Опишите свои ожидания: «Я верю, что в следующий раз ты будешь решать проблемы мирным путем».

- Вместе придумайте, как можно изменить ситуацию: «Ты можешь быть более дружелюбным с одноклассниками? Тогда они не будут считать тебя драчуном».

- Предложите альтернативу драке. Если драка назревает, можно сказать сопернику: «Я так рассержен!» - и побоксировать в воздух, чтобы дать разрядку рукам. Придумайте свои варианты альтернативы.

7) Трудности с усвоением предмета, отсутствие способностей к определенной учебной дисциплине

7а) Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребенка трудности с усвоением предмета: он не понимает материал, он невнимателен, он не выполняет домашние задания или что-то еще.

Попробуйте позаниматься с ребенком дополнительно. Если не сможете сами - наймите репетитора.

Контролируйте, чтобы ребенок выполнял все задания, полученные в школе.

7б) Будьте другом своему ребенку. Побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие у вас возникали трудности в учебе, что в этом нет ничего страшного, и что ваши родители также когда-то помогали вам.

7в) Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы.

Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную «четверку», а родители недовольны. У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его, понять, действительно ли ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачи.

8) Желание ребенка привлечь к себе внимание родителей

Отсутствие интереса к проблемам ребенка, жизнь по принципу «Когда все нормально, мама (папа) меня не замечает. У нее (него) слишком много дел» побуждает ребенка плохими отметками стимулировать взрослых: «Послушайте, я здесь, посмотрите на меня!».

8а) Родителям нужно объяснить ребенку, что они его любят независимо от того, какие оценки он получает в школе, а просто потому, что он есть.

8б) Хвалите стремление ребенка к знаниям.

Не отмахивайтесь раздраженно от его вопросов, покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Поощряйте активные вопросы, старайтесь, как можно информативнее отвечать на них. Развивайте любознательность школьника. Способствуйте зарождению новых идей. Ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний. Будьте внимательны к вопросам детей, особенно если они звучат так: «Что это?», «Почему так происходит?» и т.д. Начните объяснять, вместе беседовать. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового - это интересно, важно, и что вы, как родители, это поощряете.

8в) Доверие ребенка к вам - это не прямое следствие того, что вы - взрослый, а он - ребенок; вы - более опытный, он - менее опытный. Доверие ребенка - это его желание быть искренним с вами. Оно возникает, если вы готовы слушать и слышать без критики и осуждения. Тогда и ребенок будет слушать вас и соглашаться. Это более сложный путь воспитания, но вы будете действительно знать своего ребенка и видеть, что с ним происходит. Если вы замечаете только то, что он не делает того, что вы хотите, многократно повторяете ему, что существует единственно правильный и возможный подход - предложенный вами, то вы так и не узнаете о том, что он думает об учебе. Нравится ли ему школа, которую вы ему выбрали? Как ему удобнее готовить домашние задания? Эти вопросы остаются в тени. Он, возможно, не все понимает сам. Но вы лишаете его возможности разобраться в этом, поскольку он видит, что для вас уже все решено. Узнайте у ребенка, что он сам думает о своей плохой успеваемости и какой выход видит из сложившейся ситуации, предложите свою помощь.

8г) Каждый ребенок хочет радовать родителей, но часто он просто не знает, как это сделать. Проявляйте интерес к учебе ребенка, спрашивайте, как прошел его день, помогите ему спланировать все так, чтоб осталось время отдохнуть и поиграть. Помогите ребенку определить его сильные стороны - это поможет ему обрести уверенность в себе.

9) Завышенные ожидания родителей и постоянные упреки от взрослых

Если вы внушаете ребенку серьезность обучения, требуете от него результатов - вы только запугиваете его и таким образом вызываете у него обратную реакцию, ведь психологически он пока не готов быть взрослым и осознать необходимость образования.

9а) Не теряйте чувства меры, стремясь дать ребенку всестороннее образование. Бесконечные нагрузки переутомляют его, вследствие чего появляется защитная реакция - нежелание учиться. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка: некоторые дети даже большие объемы материала схватывают на лету, другим же нужно время, чтобы все «переварить».

9б) Уравновешенно подходите к способностям и возможностям ребенка.

Не завышайте планку оценок, которые вы ждете от него. Не требуйте невозможного. Определите, что по силам ребенку, и придерживайтесь этого. Очень часто родители воспринимают ребенка, как возможность реализовать свои собственные мечты: «Я не стал космонавтом, а ты станешь!». Необходимо помнить, что ребенок - это личность, чьи интересы необходимо принимать и уважать, а не навязывать свои. Не пытайтесь прожить жизнь за своего ребенка!

9в) Будьте осторожнее с введением запретов

1. Не нужно преувеличивать возможности ребенка воспринимать ваши запреты. Даже если ребенок и понимает смысл ваших слов, в его сознании они надолго не задерживаются.

2. Если вы ставите ребенку слишком много запретов, он перестает на них реагировать. Когда он чувствует, что ему ничего не предлагают взамен, он начинает злиться и еще активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему и не очень-то нужны, но превращаются в способ выяснения отношений с родителями.

10) Скука, однообразие учебного процесса

Ребенку не нравятся учебные предметы, он чего-то не понимает, ему надоедает однообразие учебного процесса.

10а) Вносите разнообразие в жизнь детей

Вместе посещайте музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов ребенка: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования.

10б) Каждый день после школы встречайте ребенка вопросом: «Что сегодня в школе было интересного?»

Ребенок будет вспоминать самые интересные и приятные события, и именно они останутся в его памяти. Поэтому на следующее утро он пойдет в школу, зная, что ему там будет интересно.

11) Накопившаяся усталость или стресс

Многие дети страдают от ухудшения самочувствия при стрессовой учебной ситуации. Ребенок может отлично знать материал, но растеряться при ответе у доски, может ощутить физическое недомогание.

11а) Для начала определите причину, по которой ребенок устает. Если усталость физическая - отмените на время дополнительные занятия (спортивные и др.), особенно если на них школьник ходит вечером и поздно возвращается. Усталость может быть и умственная. Ее распознают по постоянной рассеянности и забывчивости, невозможности сконцентрировать внимание, систематическому непониманию учебного материала. В таком случае ребенку необходимы физические нагрузки и пребывание на свежем воздухе, а компьютерными играми лучше пренебречь. Бывают и очень впечатлительные дети, которые от школьного и домашнего многообразия событий испытывают эмоциональную усталость. В этом случае лучше заменить время просмотра телевизора и сидения за компьютером совместным досугом. Сделайте что-то своими руками: пусть это будет поделка или вышивка - главное, чтобы ребенок расслабился и отвлекся.

11б) Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как для успешного обучения в школе ему нужно уметь выделять на некоторые предметы больше времени, а на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Вскоре ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

11в) Создайте условия для полноценного отдыха ребенка. Обязательно должна иметь место смена с умственного труда на физический. Главное, чтобы отдых не был таким, после которого нужно было бы снова отдыхать. Например, долгий просмотр телевизора или чрезмерное увлечение гаджетами только навредит и лишит необходимых сил.

12) Все интересы ребенка находятся за пределами школьных стен: гаджеты, телевизор, спорт, музыка

12а) Постарайтесь найти интересную для ребенка секцию или студию, потому что любое увлекательное занятие будет стимулировать интерес к школе. Чем больше он будет занят, тем больше будет дисциплинирован. Однако, если секции, кружки, какие-то другие дополнительные занятия не нравятся ребенку - лучше отложить их посещение на более поздний срок. Не перегружайте ребенка, ему нужно время для того, чтобы привыкнуть к новому режиму.

12б) Поразмышляйте вместе со своим ребенком над такими вопросами: какова цель посещения школы и какая от этого польза?

Почему важны такие размышления? Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно. Так и ребенок проявит больше интереса к учебе, если будет знать четкий ответ на этот вопрос. Постарайтесь донести до ребенка, что главное не отметка, а понимание материала, что если он все усвоил сегодня, то завтра ему будет легко, и он сможет помочь тем, кто не справляется. Ребенку нужно объяснить, что хорошо обучаясь, он умственно растет и совершенствуется.

13) Ребенок часто слышит о том, что всему в жизни человек обязан удачливости, умению приспособиться к ситуации, а не высоким отметкам в школе и хорошей успеваемости

13а) Вы должны убеждать ребенка в том, что знания делают его сильнее, добавляют ему возможностей получать желаемое.

В дополнение к своим рассказам найдите литературные произведения, фильмы, в которых умные побеждают сильных. Ребенок должен понимать, что знания - основной способ добиться в жизни того, что хочешь. Приведите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли достичь многого жизни.

14) Ребенок уверен в том, что за него обо всем подумают родители: выберут лучших педагогов, поддержат интерес заниматься в любом кружке, поэтому любой вид деятельности становится ему неинтересен

14а) Не забывайте о мотивации ребенка.

Покажите ребенку, что его образование нужно не родителям, а ему самому. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем он хочет стать в дальнейшем. Так вы сможете объяснить ребенку, что, набираясь знаний, он идет к своей мечте.

15) Отсутствие навыков самодисциплины

Ребенку трудно сесть за уроки, когда вокруг столько отвлекающих вещей: сначала интересный фильм по телевизору показывают, потом друг позвал поиграть в новую компьютерную игру... В результате уроки откладываются на потом.

15а) Рекомендуется для каждого вида деятельности ребенка предусматривать различные места.

Стол и стул с несколькими карандашами и бумагой может находиться в одном месте, а кресло-качалка с книгами - в другом. Наборы для занятий декоративно-прикладным искусством можно расположить в другой комнате, а центры для хранения игрушек там, где они чаще всего будут использоваться. Наличие у ребенка различных зон для различных занятий позволит ему лучше концентрироваться на том, чем он занимается, научит последовательности, воспитает умение доводить начатое дело до конца.

15б) Сформируйте у ребенка привычку выполнять домашние задания

Присутствуйте при их выполнении, но не выполняйте их сами. Главный смысл помощи должен заключаться в том, чтобы Ваш ребенок научился работать самостоятельно.

Поначалу контролируя ребенка тотально, постепенно переходите к выборочной проверке домашних заданий.

Первое время постарайтесь постоянно удерживать его внимание, не давать ему отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия, отходите на несколько минут, а потом снова возвращайтесь.

Достаточно научить ребенка организовывать свой труд в течение первого школьного года. Затем дайте возможность ребенку посильную часть работы выполнять самостоятельно, а для вас подготовить вопросы.

Выполненную работу оценивайте объективно, разбирайте все по полочкам и вместе. Не стоит придираться к мелким недочетам. В первую очередь хвалите ребенка даже за самый незначительный успех. Помогите ему почувствовать свою силу и способности.

Постепенно доверяйте ребенку самостоятельно готовить уроки, для себя оставьте функцию проверяющего. Если ребенок просит помощи, не отказывайте ему. Последите за своими реакциями в отношении к урокам - вместо «Ну, что там тебе задали?» спросите «Что интересное там нас ждет?». Не раздражайтесь и не считайте потерянным то время, которое вы с ним проведете, - дети это очень чувствуют.

16) Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка

Урок выучен досконально, но когда время доходит до ответа - ребенок теряется и у него не получается сконцентрироваться. В результате он может занять крайнюю позицию: «У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и меня не будут ругать».

16а) Никогда не приводите в пример других детей и не сравнивайте

Когда ребенку постоянно говорят о том, что кто-то лучше его, у него непроизвольно развивается комплекс неполноценности. Он уже растет с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, каковым он не является. Запомните для себя, что ваш ребенок самый лучший и самый умный. В будущем он станет именно таким, каким вы его видите сейчас.

16б) Хвалите ребенка.

Замечайте каждую, даже незначительную победу, так как это является побуждением к успехам более весомым и значимым. Не делайте лишних замечаний по пустякам, старайтесь поддерживать во всем. Вознаграждением для ребенка может быть родительское одобрение, совместное времяпрепровождение или игрушка. Ребенок будет видеть, что он все делает правильно, и то, что он делает, доставляет огромное удовольствие его родителям, которые всегда замечают его победы.

17) Индивидуальные особенности ребенка: медлительность, невнимательность, плохая память, неразвитое мышление - ребенок плохо усваивает материал, постоянно все забывает, не может правильно выразить свои мысли

17а) Настраивайте ребенка на активную работу в классе.

Если ребенок будет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить в школе и свободного времени будет больше.

18) Неумение ребенка учиться и получать удовольствие от познания

18а) Обсудите с ребенком его интересы.

Возможно, пришло время расставлять приоритеты - ведь в такой объемной и разносторонней школьной программе его не может интересовать абсолютно все.

С другой стороны, точно так же не может быть, чтобы «вообще все» было неинтересно. Может быть, стоит оттолкнуться от того, чем он увлекается вне школы, и уже потом найти полезную связь со школьными предметами. Возможно, исторические фильмы пробудят интерес к истории, спектакль - к изучению литературы, а биография любимого спортсмена вдохновит на занятия спортом.

Пример:

Постарайтесь построить разговор с сыном или дочерью по следующей схеме:

- Дайте объективную оценку проблеме: «Уже вечер. Ты не сделал(а) уроки». Предоставьте информацию: «Уроки сделать проще тогда, когда у тебя есть силы. К примеру, сразу после прогулки».

- Предоставьте право выбора: «С чего ты будешь начинать? С физики или английского?»

- Расскажите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь и сержусь, когда ты подолгу не садишься за уроки» или «Я волнуюсь, что тебя завтра вызовет учитель, а ты окажешься не готов(а)».

- Мотивируйте на решение проблемы: «Что можно сделать в этой ситуации?»

- Вместе придумайте удобный для вас обоих вариант, например: «Можно начинать делать уроки после прогулки, в 17 часов. Я приду в шесть часов, а проверю у тебя уроки в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть какой - нибудь мультфильм».

19) Плохая успеваемость во всем классе

Ребенок не хочет выделяться из общей массы и быть «белой вороной». У него нет положительного примера для подражания.

19а) Чтобы заинтересовать ребенка, покажите на своем примере, как вы любите читать и получать знания. Поддерживайте любопытство ребенка, его стремление ко всему новому, к познанию.

19б) Стоит родителям проявить хоть немного последовательности, как все станет на свои места. Если ребенок хочет быть «как все», то нужно дать ему понять, что за двойку, полученную в результате невыученных уроков, он будет лишен каких-то важных для него жизненных благ. Главное - неукоснительно соблюдать правила «игры». Тогда выбор в пользу всеобщего безделья окажется невыгодным.

20) Зависимость ребенка от гаджетов, компьютера или телевизора

20а) Ограничивайте время, проведенное с гаджетами, за компьютером или у телевизора

20б) Объясните ребенку, что учеба - это часть его работы, такой же, как и у вас, а выполнение домашнего задания - часть его семейных обязанностей, и если он не будет этого делать, то лишится права на время с гаджетами, за компьютером или у телевизора.

III) УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Упражнение № 1

Для того, чтобы ваш ребенок с удовольствием учил буквы, цифры или таблицу умножения, нужно использовать этот учебный материал в качестве игрового.

Например, любимая игра вашего ребенка - «Дартс». В игровом поле вместо цифр, обозначающих очки игрока при попадании в мишень, прикрепите буквы, цифры или примеры из таблицы умножения. Ребенок бросает дротик в мишень и называет букву, цифру или результат примера из таблицы умножения, который написан в том секторе, в который он попал.

Упражнение № 2

Воспитывайте у ребенка желание учиться, предоставляя ему возможность узнавать о своих интересах как можно больше.

Главный вопрос, на который Вам нужно ответить себе: чем увлекается Ваш ребенок? Например, кто-то увлечен лошадками, кто-то - динозаврами, кто-то - поездами и т.д. Используйте любимые объекты ребенка для игр на темы обучения. Учите его читать по книгам, в которых пишут о лошадках, динозаврах, поездах и т.д. Пусть он решает математические задачи, пишет сочинения или составляет диалоги на английском языке, посвященные любимым объектам.

Например, ребенку, который не умеет читать, интересна военная тема. Вы можете сказать ему, что, пока он спал, к нему приходил разведчик и дал ему секретное задание. На листе бумаги напишите несколько предложений и сложите листок, а сверху нарисуйте звезду. Это будет письмо разведчика, которое вы передадите ребенку. Для того чтобы его прочитать, ему придется научиться читать самостоятельно, ведь это военная тайна и никто это письмо кроме самого ребенка прочитать не может. Вы увидите, с каким удовольствием ваш ребенок будет учиться читать!

Для детей, которые уже умеют читать, можно использовать следующий прием. Подумайте, какое занятие, в котором нужны школьные знания, интересно вашему ребенку. Например, у него есть идея построить ракету. Скажите Вашему ребенку о том, что реализовать эту идею невозможно без знания математики, черчения физики и труда. Он поймет, что если хочет осуществить свою мечту, ему придется овладеть знаниями по этим предметам.

Упражнение № 3

Заинтересуйте ребенка новыми знаниями так, чтобы он все время хотел «открывать для себя мир». Например, идете по улице - считайте птичек или автомобили, едите в автобусе - считайте пассажиров и т.д. Во время прогулок с ребенком необходимо фиксировать все изменения живой природы, происходящие вокруг, а потом просить вспомнить и рассказать о них по истечении некоторого срока. Все это тренирует внимание и память ребенка.

Упражнение № 4

Если ваш ребенок не любит читать, можно использовать следующий прием. Начните читать ему сказку, но на самом интересном месте остановитесь и скажите, что уже устали. Предложите ребенку, если он хочет узнать продолжение сказки, читать дальше самому. Поначалу книжка будет откладываться до завтрашнего вечера, но потом ребенок начнет читать сам.

Упражнение № 5

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок грамотно писал, учите его «орфографическому чтению», то есть «читать, как написано». Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст (или слова в орфографическом словаре) не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Такое «чтение грамотности» должно быть регулярным. С детьми в возрасте до 10 лет подобным образом можно заниматься от 5 до 10 минут. С детьми старше 10 лет можно заниматься чуть больше - примерно 15-20 минут. После того, как ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, у него формируется чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Упражнение № 6

Для того, чтобы процесс обучения был интересным и результативным, необходимо развивать у ребенка память. Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, нужно как-то ее видоизменить: если это картинка, опишите ее словами, если это фраза, представьте ее в виде схемы или рисунка. Самое надежное средство для тренировки памяти - учить стихи, хотя бы короткие, по четверостишью раз в несколько дней. Можно поиграть в следующую игру: показываете ребенку несколько мелких игрушек или любые мелкие предметы, 4-5 штук - это могут быть игрушки «Киндер-сюрприз», мягкие игрушки, ручка, карандаш, ластик и т.д. Ребенок запоминает их, затем закрывает глаза, а вы убираете 1 игрушку и просите угадать, чего не хватает. Можно использовать до 10 предметов и убирать 3-4 штуки. Еще один вариант этой игры - «Очередь в магазин»: ребенок запоминает последовательность расположения игрушек, а затем закрывает глаза. Вы меняете последовательность игрушек. Ребенок должен восстановить правильную очередь. Также можно вносить изменения во внешний вид игрушек (менять одежду, добавлять новые или удалять имеющиеся аксессуары и т.д.), а ребенок должен их обнаружить и назвать.

Упражнение № 7

Развивать интерес к учебе можно и через соревнование ребенка с самим собой. Сравнивайте работу ребенка, сделанную вчера, с сегодняшней, ведь то, что не получилось в прошлом, может получиться намного удачнее в этот раз. Обязательно замечайте и поощряйте его достижения. Показывайте ему, что он стал внимательнее, что у него получается красивее писать или читать. Например, «Вчера у тебя не получалось написать букву, а сегодня ты уже смог ее правильно и красиво написать» и т.д. Достижения можно отмечать даже самые маленькие. Например, если у буквы красиво получилась только часть - палочка или овал.

Упражнение № 8

Придумайте совместно с ребенком веселые «напоминалки» (их можно сделать в виде коллажей или рисунков; главное, чтобы они вызывали положительные эмоции): «Уроки сделав побыстрей, ты сразу станешь веселей!» или «Учебники по тебе соскучились!». Повесьте «напоминалки» рядом с рабочим местом школьника.

Упражнение № 9

Придумайте систему символов-поощрений. Например, вывешивайте на холодильнике в столбик яркие магнитики, обозначающие набранные баллы. Столбики соответствуют дням недели. Баллы назначаются за каждый успех: выполненное вовремя домашнее задание, хорошую отметку, новое умение и т.д. Можно нарисовать домашнюю стенгазету, где отмечались бы все успехи вашего ребенка. Родственники и гости, увидев его достижения, непременно похвалят, а приятные слова взрослых людей всегда мотивируют. Пусть ваш ребенок знает, что он у вас самый лучший!

***

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бессмысленно руководствоваться мотивацией на перспективу, рассказывая ребенку о том, что если он будет хорошо учиться, то через 15-20 лет его ожидают престижная работа, блестящая карьера, безоблачное счастье в личной жизни и т.п. Для него эта информация абстрактна и не способна повлиять на его поступки. Не стоит обещать ему, что только в школе он получит знания по математике, физике, астрономии и т. д., когда есть Интернет. Единственное, что действительно стоит ему пообещать, - это поддержку, помощь и ваше одобрение.

Обучение ребенка в школе не должно лишать его жизнь многообразия и радости. Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка и, конечно же, вера в ребенка - это залог его успеха в учебе. Не бойтесь хвалить ребенка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам, ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. Будьте рядом с ним, поддерживайте его во всем. Именно этого ждет от вас ребенок, и вы абсолютно точно сможете ему это дать.


Рецензии