Светлан Голосеев гвардеец монгольского императора8

Глава 8. Акбаш

Звонок в половине первого ночи:

– Нашла о зимних путешествиях по льду! Правда, не по Волге, но сути это не меняет. В Феврале 1246 года итальянец Иоанн де Плано Карпини, который, к слову, первым из европейцев побывал в Монгольской империи, ехал из Киева по льду замёрзшего Днепра вниз по реке не менее двухсот километров! Вот. Я вас обрадовала?

Не от этого мира женщина!

Теперь не уснуть…


– Эй, акбаш*1, бери там мешки, грузи в сани. Быстро, быстро ходи!

– Инсаф*2, я есть хочу.

– Я тебе не мальчик, называй Хэбир улы Инсаф*3, понял? Еду заработай сначала. Кто хочет есть, тот быстро делает, что хозяин сказал.

– Ты мне не хозяин. Я воин хана Узбека. Эй, за что лупишь? Больно!

– Будешь спорить, буду бить как собаку! Тебе кто сказал, что ты воин хана? Ты – мой кул*4. Работай!

– Как ты можешь? Дядька Первуша тебе деньги за меня давал, чтобы ты меня в войско записал, а ты…

– Вот тебе! Вот тебе, щенок! Я тебя взял, чтобы тебя не продали или чтобы не убили, понял? Пятки мне лизать должен! Работай! Всё тебе будет, что обещал, если будешь слушаться. Грузи сани, потом еду дам. Пошёл!


– Почтенный Хэбир улы Инсаф, я всё погрузил. В амбаре больше нет.

– Дольше разговаривал. Иди к Марты-ханум*5, она тебя накормит. Да не засиживайся там. Поедем скоро.

– Куда поедем, почтенный Хэбир улы Инсаф?

– Куда надо. Меньше спрашивай, больше делай, тогда толк из тебя выйдет. На службе сколько раз спросишь, столько по мордасам получишь, а не дойдёт, продадут как плохую скотину. Понятно тебе, акбаш? Давай, беги, набивай брюхо перед дальней дорогой.


– Что, акбаш, замёрз? Ничего, скоро приедем, немножко погреемся, дальше поедем.

– Почтенный Хэбир улы Инсаф…

– Ну, говори. Не бойся.

– Почтенный Хэбир улы Инсаф, а когда можно будет называться воином хана?

– Куда спешишь, акбаш, всё будет, как Аллах велит. Успеешь ещё навоеваться.

– Я же не за себя… За мамку с малыми боюсь. Как нукером*6 стану, их тронуть не посмеют.

– Ай-ай-ай, ты хороший сын у отца с матерью...

– Так когда же я стану нукером?

– Я тебе так скажу. Нужно делать, что задумал, понимаешь? Стремиться надо. Если сильно стараться будешь для хорошего дела, Аллах поможет.

– Что-то ты не договариваешь, почтенный Хэбир улы Инсаф. Наверно, зря я с тобой связался. Там без меня мамку в полон уведут, сестрёнок и брата малого распродадут в разные места… А чего ты лошадь остановил?

– Слезай с саней.

– Слез. А чего делать-то?

– Что хочешь. К мамке беги, если чаешь, что оборонить сможешь. Я беру только таких, кто сам хану служить пожелал. Помогут тебе твои боги.

– Эй! Эй, почтенный Хэбир улы Инсаф, постой, не уезжай! Не бросай меня! Эй!

– Ладно, садись. Пробежался – согрелся. И голову остудил. Нет у тебя лучшего пути, кроме как в ханское войско – Первуша правильно насоветовал. Хотя, ты русич, можно было и в московскую рать податься. Но они, если прознают, что тверской, сразу колодку на шею.

– Не, я к ним не пойду, они враги, хуже татар… ой…

– Вот я тебе об этом и толкую, акбаш – языком болтаешь много, думаешь мало. Хорошо, Первуша мой юлдаш*7, а то дал бы тебе гулдой*8 по башке, да скинул с саней.

– Ты-то хороший, Хэбир улы Инсаф. Я не хотел… А гляди, что это там чернеется?

– А вот, такой как ты, наверно, болтун неразумный… э, так то баба.

– Мертва? А вон, смотри, ещё! И там! Кто их, почтенный Хэбир улы Инсаф? А тут, глянь, дитёнок. А там дед, похоже. Давай посмотрим, может, жив кто?

– В такой мороз, кто лежит, тот уж не жив.

– Кто же поубивал-то невинных?

– В полон ведут. Видишь, следов сколько – пешие и конные. Конные пеших и гонят.

– А побили за что?

– Видать, идти не могли.

– Вот же звери! Что же у вас, татар за порядки такие не людские!

– Последний раз тебя прощаю, баранья башка. Повторять не стану, с ними валяться будешь! Скоро догоним, посмотрим, кто полон гонит. А вон уже и хвост видать. А вон и всадники. Ишь, какой бравый к нам едет, чуть в седле держится. Сейчас скажет нам что-то умное.

– Ха-ха-ха! А вот ещё кощеи*9, сами пожаловали. Ну-к, слезай! Лошадь хороша, поглядим, что в возу.

– Вот смотри, акбаш, такой детина вырос, а в голове полова. Нет, чтобы прежде у путника пайцзу*10 спросить. Это и тебе урок, белая башка. Смотри, что я с ним теперь сделаю. Эй, ты, пёс пьяный! Ты своим языком сейчас помоешь у моей кобылы под хвостом! Смотри сюда, это видишь? Ну-ка, зови ко мне с;ннэй-тойона*11! Лошадь оставь, бегом протрясись! И сам с ним возвращайся.

– Чем могу услужить, уважаемый господин?

– Ты командир? Доложи, чьё войско?

– Ивана Даниловича, князя московского войско. Преступивших ясу, вознамерившихся восстать против царя нашего Озбяка сопровождаем.

– Эти бабы с чадами малыми закон порушили?

– Так мужья их взбунтовали супротив правителя, а их куда ж? Так нам приказано.

– А чего своих ратников порядку не учишь? Вот этот убить меня собрался, не спросив, кто таков. Знаешь, что с тобою за мою смерть сделают? Накажи!

– Как прикажете наказывать?

– А зубы ему выбей. Бей! Ещё бей! Ещё! Подними его. Ну, что, разума добавили тебе или ещё прибавить? Что мычишь? Ладно, с него хватит. Но обида моя не унялась. Ну-ка, покажи, кого ведёшь. Так, эй, ты, длинный, сними шапку. Тоже акбаш. Возьму его у тебя. Эй, белая голова, полезай в сани! Да отцепись от него, мамка, для хорошего дела беру, жить будет. Поехали!


– Эй, куда везут?

– Будем воинами хана.

– Я не хочу.

– Тише!  Хэбир улы Инсаф услышит, по башке даст и с саней скинет.

– Я сбегу ночью.

– Дурак. Может успеешь своих выручить. Родню ханского воина обижать не могут.

– Правда? То зело добре*12!

– Будут спрашивать, говори, что хочешь воевать за хана, понял? Тебя как зовут-то?

– Ёрш. Из Вертязина*13 мы. Разорили московиты Вертязин. Батю пикой проткнули…

– Не плачь, всем досталось. А я из Твери. Светланом зовут. Ненавижу московитов! Стану ханским воином, буду их убивать.

– Я тоже! Давай вместе держаться?

– Давай поклянёмся?

– Давай! Клянусь Перуном и Матерью Сырой Землёй*14 любить тебя как брата, делить хлеб с тобой как с братом, биться за тебя как за брата!

– Клянусь Перуном-Громовержцем и Сырою Землёю Живородящей тебя как брата любить, хлеб с тобою делить, драться за тебя насмерть!

– Эй, акбаши, что там шепчетесь под тулупом? Убить старого Инсафа хотите?

– Что ты, почтенный Хэбир улы Инсаф, мы хотим поскорее стать ханскими воинами.

– Завтра приедем, сдам вас. Там тангараг*15 давать будете, после того нукерами станете.


– Эй, мёрзлые бараньи туши, вылезайте. Быстро, быстро! Солому с башки стряхивайте, рожи снегом мойте хорошо, чтобы красивыми были. Приехали уже, начальник смотреть станет. Эй, цагхада*16! Жанжина*17 приглашай, скажи, Хэбир улы Инсаф элсэхов*18 привёз. А вы белые кудри чешите, да хоть руками. Жанжин белоголовых специально набирает, чтобы красивое войско составить. Стойте ровно и молчите. Понятно? Всё, замрите, глаза в землю – начальник идёт.

 Ай, уважаемый Тимербуга улы Амрак*19! Исэнмесез*20!

– Исэнмесез, уважаемый Хэбир улы Инсаф! Так редко мы стали видеться! Прошу в мой дом!

– Не желаете ли прежде взглянуть на товар, уважаемый Тимербуга улы Амрак? Сегодня всего двух привёз, но зато высокие, стройные, а кудри – золото!

– Давайте посмотрим. Вы, уважаемый Хэбир улы Инсаф, всегда находите хороших акбаши. Уже целый тумен, наверно из них можно составить, если за все годы собрать. Теперь вот тоже у меня сюн*21 собирается. Отправлю скоро, пока зимние дороги накатаны. Ну-ка, акбаш, рот открой, зубы оскаль, будто собака. Ты тоже. Раздевайтесь, живо! Ну, конечно, не батыры, пока цыплята, но были бы кости, мясо нарастёт. А кудри яхши*22! Одевайтесь, а то синие цыплята уже, хе-хе-хе-хе! Цагхада! Отведи этих в хуаран*23. Уважаемый Хэбир улы Инсаф, приглашаю вас кушать барашка с добрым кумысом.

– Почтенный Хэбир улы Инсаф…

– Что ты там шепчешь, акбаш?

– Почтенный Хэбир улы Инсаф, а ты обратно поедешь?

– Снова ты вопросы задаёшь о том, что тебе знать ненужно!

– Мне нужно, почтенный Хэбир улы Инсаф. Прошу тебя, передай матери, что я уже нукер почти, и скоро им неопасно будет. Ладно?

– Ты хороший сын, акбаш. Передам твои слова. А ты запомни, Аллах помогает тому, кто сильно хочет и очень старается. Пусть твой путь будет ровным и долгим, как полёт крепкой стрелы из хорошего лука, и пусть твоя стрела попадёт в цель!


  *1 Акбаш – белоголовый (тюркское)
  *2 Инсаф – Справедливость (татарское имя)
  *3 Хэбир улы Инсаф – Инсаф сын Хэбира (тюркское правило почтительного обращения)
  *4 Кул – раб (тюркское)
  *5 Марты-ханум – уважительное обращение к женщине, госпоже; Марты – Чайка (тюркское)
  *6 Нукер – воин, ратник (монгольское)
  *7 Юлдаш – друг (тюркское)
  *8 Гулда – булава с шарообразным навершием (монгольское)
  *9 Кощей – раб, пленник (старославянское)
  *10 Пайцза – «дощечка», «табличка» – верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся разным лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями
  *11 Суннэй-тойон – сотник (тюрко-монгольское)
  *12 Зело добре – очень хорошо (древнерусское)
  *13 Вертязин – средневековый городок на границе Тверского и Московского княжеств, сейчас село Городня Тверской области
  *14 Перун и Мать Сыра Земля – главные боги славян до христианизации
  *15 Тангараг – присяга, клятва (монгольское)
  *16 Цагхада – часовой (монгольское)
  *17 Жанжин – главный, начальник (монгольское)
  *18 Элсэх – новобранец (монгольское)
  *19 Тимербуга улы Амрак – Амрак (Спокойный) сын Тимербуги (Железный Бык) – татарские имена
  *20 Исэнмесез – традиционное тюркское приветствие, дословно: «Живы ли вы?»
  *21 Сюн – сотня в монгольской армии
  *22 Яхши – хорошо (татарское)
  *23 Хуаран – казарма, также военный лагерь (монгольское)


Рецензии