Конкуренция кукольников
Назар Шохин
Однажды в канцелярию мэра Бухары поступило письмо от группы студентов областных вузов. Авторы коллективного обращения приглашали градоначальника… на премьеру самодеятельного кукольного театра. На местном языке это означало, очевидно, просьбу о помощи, и, с большой долей вероятности, молодежь таким образом намекала на отсутствие помещения для первой в городе труппы подобного рода. Как бы то ни было, автору этих строк пришлось отправиться на представление, а точнее, на его репетицию.
Увиденное поставило мэрию в трудное положение. С одной стороны, не просивший никаких денег коллектив представил на суд две коротенькие, вполне себе сносные пьесы со сценариями для взрослых, причем одна – на русском языке, другая – на английском. Но, с другой стороны, не было отточенности сюжета, запоминающихся ролей, послушных пальцев-манипуляторов – движения марионеток порой были нелепы, как у заводной куклы. Посовещавшись вечером, мы решили все-таки добиваться предоставления студентам комнат в средневековом караван-сарае. «Давайте, дадим им худжры пока на год, может, дотянутся до мысли замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира», – поставил точку в этой истории мэр.
Новость мгновенно разнеслась среди местного бомонда. И уже на следующий день государственный театр, словно почувствовав конкуренцию, обратился с письмом в мэрию… о предоставлении ему «на туристический сезон» пустовавшего здания летнего кинотеатра. Перед нами возникла дилемма: караван-сарай со студентами-театралами находился всего в трех минутах ходьбы от искомого кинотеатра, и удовлетворение просьбы бюджетников означало втягивание мэрии в войну последних с самодеятельными внебюджетниками. В конце концов, в городе есть многолюдные спальные районы, и лишать их театральной формы культурного досуга было бы неблагоразумно.
Не знаю точно, чем кончилось это противостояние – неожиданно мне пришлось навсегда покинуть город. Известно лишь, что в скором времени русскоязычные самодеятельные актеры переехали в Россию, англоязычные – эмигрировали в Европу и США. Снесен «для открытия вида на средневековые здания» летний кинотеатр. В жизнь местной молодежи тем временем стремительно ворвался Интернет со всеми его возможностями знакомства с театром и кино.
…Сегодняшняя театральная Бухара вроде бы благополучно выживает. Возвращается в построенное в 1920-х годах историческое здание взрослый театр. Государственный кукольный театр успешно шествует со своими спектаклями по Узбекистану, получает призы на международных фестивалях. Театралы с удовольствием посещают гастрольные пьесы столичных экспериментальных студий. Процветает, привлекая к себе туристов, находящаяся в самом центре туристского маршрута лавка мастера-кукольника – изготовителя национальных кукол. Первый в городе гипермаркет набирает труппу актеров-кукольников, формируя у себя пока единственный в городе частный кукольный театр без арендной платы. Меняется отношение местной общественности к бродячим кукловодам и музыкантам. Вот что значит здоровая конкуренция!
На снимке: снесенное здание Летнего кинотеатра в Бухаре. Возможно, именно здесь в июне 1942 года выступал Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина.
Свидетельство о публикации №222071300400