Студент Православное сердце Руси
Эссе «Православное Сердце Руси».
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Глава первая «Москва с высоты Воробьёвых гор».
"Москва в туманце, и в нем золотые искры крестов и куполов. Отец смотрит на родную свою Москву, долго смотрит… В широкие окна веет душистой свежестью, Москва-рекой, раздольем далей. Говорят, - сиренью это, свербикой горьковатой, чем-то еще, привольным".
Прекрасное московское утро, начинающееся со свежего ветерка, с целого многообразия запахов! Воробьёвы горы, с которых всю Столицу Древнюю видно как на ладони.
И знаменитая повесть «Певца» Москвы И.С.Шмелёва "Лето Господне".
Словно вместе с героями видишь, чувствуешь и этот утренний ветерок, и всю красоту, что перед глазами.
Вся эта красота переполняет сердца героев самыми различными чувствами - и радостью, и восхищением, и гордостью за Древнюю Столицу нашу.
На что же они с таким восторгом, с замиранием сердца смотрят герои?! На Святыни Московские - храмы, монастыри. К ним сердцем приросли герои повести, как, впрочем, все истинно русские, православные люди. В Столице нашей, и не только, конечно, от Святынь родились и названия переулков, улиц, площадей. Да и герои повести - реальные люди, которых знал "Замоскворецкий Златоуст" - И.С.Шмелёв - в то время просто мальчик Ваня, приехавший с отцом и сестрой в гости к знакомому купцу Крынкину.
«Отец смотрит на Москву, долго-долго. И будто говорит сам с собой:
- А там… Донской монастырь, розовый… А вон, Казанская наша… а то - Данилов… Симонов… Сухарева башня.
Подходит Горкин, и начинают оба показывать друг дружке. А Крынкин гудит над ними. Я сую между ними голову, смотрю на Москву и слушаю:
- А Кремль-то наш… ах, хорош! - говорит отец, - Успенский, Архангельский… А где же Чудов?.. что-то не различу?… Панкратыч, Чудов разберешь?...
- А как же, очень слободно отличаю, розовеет-то… к Иван-Великому-то, главки сини!..»
А хозяин дома даже телескоп купил специально для того, чтобы на Московские Святыни смотреть. Купцы деньгами не разбрасывались, но чтобы Святынями любоваться - не жалко - ведь для души, а не ради выгоды! Потому что купец Крынкин, как и все, в гости к нему на Воробьевы горы приехавшие, - истинно русские, православные люди.
"А отец все на Москву любуется…" И вот сердце его настолько воспылало любовью к родному городу, что, не находя обычных слов, стал он читать знаменитые строки Ф.Н.Глинки о Москве.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Глава вторая «Москвы Соборное единство»
Конечно, не только И.С.Шмелёв, не только Ф.И.Глинка воспевали сердце России - нашу Православную Столицу.
Просто мы здесь, о Столице нашей беседуя, решили обратиться к этим замечательным строкам Ф.Н.Глинки, которые читает, глядя на Московские Святыни, отец будущего писателя. И не только, разумеется, к последним.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Перед нами предстаёт величественный древний город - истинное воплощение русского характера, русского народа. Словно богатырь былинный, из Древней Руси пришедший.
В этом городе воплотилось всё многообразие, все грани русской жизни. Наша Древняя Столица вмещает в себя и роскошные дворцы, и купеческие посады, и деревни – а значит, самых разных людей - от знатных вельмож до простых крестьян.
Входил, крестясь, в собор Успенский
И знаменитых предков сын,
И бедный плотник деревенский,
И миллионщик-мещанин;
Шли рядом, с миром и любовью,
Они в дом Божий, в дом родной,
Внимать святому славословью
Единоверною семьей…
Эти слова К.К.Павловой, конечно, не только о Главном Соборе Столицы и всей России.
«Единоверную семью» москвичей объединяло благоговение перед московскими святынями – именно с этого и начата беседа. И самое высокое место Столицы – Воробьёвы горы словно становится и символом духовного подъёма – оттого «губы отца шепчут» строки одного из самых известных стихов о Столице нашей, оттого и притихли все, стоящие рядом, оттого и слёзы на глазах маленького Вани.
Глава третья «Из пепла восставшая».
Лирический герой Ф.Н.Глинки, как и отец будущего писателя И.С.Шмелёва, стоя на Воробьёвых горах, смотрит на открывающийся с высоты птичьего полёта пейзаж.
Дух захватывает от красоты и величия родного города. Оттого и приходят эти строки.
Приходят мысли об истинном величии Древней Столицы – о том, что пришлось пережить за много веков стояния.
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе, -
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!
Ты, как мученик, горела.
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Никогда, несмотря на все беды, на все выпавшие на долю его испытания, этот великий древний город – Град Стольный не унизился, не склонился перед супостатом.
Пережила Москва наша и нашествие слуги антихриста Наполеона – предпочла гореть, но не сдаваться. Пережила и богоотступника Гришку Отрепьева, и многое – многое… Только из всех бед, испытаний «неизменною» выходила Родная Столица наша...
Наша - всех, в России живущих – ведь создатель этих строк родился и вырос не в Столице, но любовь к Столице Руси Святой, гордость за Москву, сострадание к пережитой ею боли звучит в каждой строке. Лирический герой, как и сам поэт, считает Москву Святым Городом. Москва и «как мученик, горела», и, подобно Фениксу, из «пепла… восстала».
Древняя Москва былинами овеяна, оттого и меняется ритм стихотворения, приближаясь в песне, сказанию народному: «И под пеплом ты лежала Полоненною…». Но из полона освободилась, сбросив иго супостата. И стоит над рекою, звоня в колокола всех монастырей и храмов.
Вместо заключения. «Над временем земным».
Нет тебе на свете равных
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Строки эти созданы через много лет родившемся в столице поэтом Серебряного Века В.Я.Брюсовым. Они словно звучат «единым хором» со словами предшественника. Такие похожие мысли и чувства, такой созвучный радостный, жизнеутверждающий ритм! «Нет тебе на свете равных...» - «Город чудный, город древний» - гимн красоте и величию Града Стольного!
«И над малою рекою стал велик и знаменит!» - «Вознесли любовно внуки Выше прочих городов!» - славная история любимой Столицы – Сердца России от Святости неотделимая.
«Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти» - сказал старец Псково-Печёрского монастыря Филофей в очень непростое для Руси время. Именно «Московское Царство» - без Москвы не устоять России!
Оттого и воспевают в стихах, в прозе, в очерках Православную Столицу писатели, мыслители всех веков.
«После всего, что творилось с Москвой… кажется, и следа не должно бы уцелеть на этом открытом месте, на этом пересечении ста дорог! А Москва всё стоит и ширится» - так написал в конце жизни истинно русский, православный москвич И. С. Шмелёв.
И будет так до Конца Времён!
Литература.
1. И.С.Шмелёв повесть «Лето Господне»
2. Ф.Н.Глинка стихотворение «Москва».
3. В.Я.Брюсов стихотворение «Нет тебе на свете равных»
4. К.К.Павлова поэма «Разговор в Кремле».
5. И.С.Шмелёв статья «800-летие Москвы».
6. В.С.Соловьёв «Византизм и Россия».
7. Предисловие к поэтическому сборнику «Москвы наследие Святое».
8. Гайкова Н.Н. теоретическая часть методической разработки «Москва – Третий Рим».
(https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u)
Свидетельство о публикации №222071300425