Студентка Размышление о добре и зле
Можно ли оставаться равнодушным к добру и злу?!
Добро и зло — основные понятия нравственности. А потому они составляют основу большинства сюжетов мировой литературы, воплощаются в произведениях живописи, музыки. Литературы – прежде всего.
Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. И добрые, и злые поступки способны менять жизни людей. А отличать их друг от друга, различать добро и зло нас учат с самого раннего детства, Учат сначала на примерах несущих нравственное начало русских сказок, былин, а потом начинает человек постигать Заповеди.
Нельзя равнодушно относиться к добру и злу – потому что это может привести к жестокости и несправедливости по отношению к невинным людям, погубить другого человека.
Одним из примеров является произведение "Уроки французского" В. Г. Распутина. Главный герой рассказа - мальчик Володя, находясь далёко от дома, вынужден голодать, кроме того, из-за малокровия ему необходимо молоко. Володя был гордым и самостоятельным, поэтому отказался от помощи, предлагаемой учительницей - Лидией Михайловной. Тогда она, рискуя своей работой, своей репутацией начала играть с учеником в «чику» - потому что другого способа дать ему денег не видела. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна, защищая мальчика, всю вину взяла на себя.
И вот талантливый учитель вынужден уволиться и уехать. Но на всю жизнь запомнил Володя уроки доброты, которые преподала ему Лидия Михайловна. В этом произведении мы видим одно из главных отличий добра от зла - доброта часто связана с самопожертвованием, а зло с эгоизмом.
А теперь возвратимся в век девятнадцатый - и обратимся ещё к одному из многих и многих примеров доброты и самопожертвования. Знаменитая, добродетели научающая повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Главный герой – Пётр Гринёв по дороге в Белогорскую крепость встречает Пугачёва и, не зная человека, отдает ему заячий тулуп. Это показывает нам Гринёва лишь с хорошей стороны - этот поступок говорит о нём как о добром, щедром, гуманном человеке, способным понять скорби другого, не возвышающим себя над другими.
И этот добрый поступок навсегда остался в памяти Пугачёва. Вскоре он, несмотря на свою ненависть к царским офицерам, помогает Петру спасти его возлюбленную Машу Миронову, оказавшуюся в плену. Ведь Гринёв решился помочь ему, несмотря на их социальное неравенство и уговоры Савельича не делать этого. Можно даже сказать, что он отнёсся к Пугачёву по-братски, а в ответ получил такое же отношение к себе. И снова один добрый поступок порождает другой.
И вот ещё один пример - роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", в котором мы видим, как люди, не рождённые злыми, злыми становятся.
Григорий, один из героев произведения, не был равнодушным и эгоистичным, но окружение сделало его именно таким. Он рос при гувернантках и слугах, поэтому он так и не почувствовал теплоты семейного очага. А фальшивая любовь в светских гостиных разочаровывала его, делая холодным и расчетливым, именно поэтому он так бессердечно относился к женщинам. Именно поэтому без капли сожаления убил Грушницкого.
В этом романе мы видим, что равнодушие к добру и злу приводит к злым поступкам. Добро само по себе - без должного воспитания не возникает.
А значит, нельзя равнодушно относиться к добру и злу, ведь нет ничего хуже безразличия к чужому несчастью, нет ничего отвратительнее отсутствия желания противостоять злу и бороться за справедливость. Всё злое на земле совершается из-за молчаливого большинства, не оказывающего противодействия жестокости и беззаконию. Зло и добро всегда противостоят друг другу, но только сам человек может решить, на чьей стороне его душа и разум. Самое главное добро и зло не перепутать!
И делать всё, чтобы наши поступки вся жизнь наша служила добру.
Свидетельство о публикации №222071300434