Студентка размышление о добре и зле
Творческое исследование «Если человек не служит добру, он «помогает» злу»
«Если человек не служит добру, он «помогает» злу»
Можно ли назвать добрым добра никому не делающего, на жизнь безразлично смотрящего, к бедам других равнодушного назвать добрым, даже если зла он никому не причиняет?!
Но разве неверно суждение, что не служащий добру злу помогает?! Верно – потому что зло чаще всего скрывается именно за равнодушием.
Многим хорошо известны слова Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»
И, конечно, не может не говорить об этом вся мировая литература. Те люди, которые не делают ничего, служат злу наиболее рьяно. У них нет идеи, нет желание чему-либо служить, поэтому их души словно пустоты, пустоши где легко поселится самая изощренная жестокость, и ей нечего будет противопоставить.
Да вот хотя бы самый известный ещё со школьной скамьи пример - поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Перед нами «галерея» образов помещиков. Они не убивают, не грабят друг друга и не проявляют агрессии, но читатель видит, что все зло в России исходит от них. Крепостной – это человек, находящийся в собственности и обязанный службой господину. Но разве может человек принадлежать другому человеку, словно он вещь?! Как могли православные люди творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? «Христианин может быть рабом, - писал Алексей Степанович Хомяков, - но не может быть рабовладельцем».
Плюшкин, кажется, воплощает последнюю степень деградации человека. Чичиков принял его за ключницу — не за помещика (кстати, одного из богатейших), не за ключника даже, а за ключницу в грязном дырявом халате. Он настолько опустился, что даже перестал продавать то, что производят крестьяне. Все плоды их труда гниют у него в сараях. Сами же люди ходят в обносках и живут в своих поломанных избах хуже скотины. Причина всего этого неявного зла кроется в равнодушии помещиков к родине и ее судьбе. Они лишь набивают свой карман и не думают о завтрашнем дне. Сам автор называет Плюшкина дырой на всём человечестве. В нём возмущает всё – отказ от заботы о своих детях, ограниченность, нравственное уродство, пошлые, унизительные привычки. Помещик утратил человеческий вид, потерял остатки мужского обличья – “платье”, которое выглядывало из-под его верхнего одеяния было явно женским, вокруг шеи обмотан какой-то предмет одежды, а на голове – колпак. Жадность по отношению к себе сказалась на фигуре, внешности, здоровье помещика: худой, даже сухой, сутулый, неопрятный, беззубый старичок, дошедший в своей бережливости до нездоровой крайности. Он не вызывает жалости – к нему можно испытывать только отвращении. При взгляде на него понимаешь безграничную человеческую глупость, ужасающее безумие. Человек создан по Образу и Подобию Божию. Однако в Плюшкине всякие духовные качества отсутствуют.
Ещё одним примером является повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Безразличие Эраста погубило юную крестьянку. Сначала он признавался Лизе в своих чувствах, обещал ей счастливое совместное будущее. Девушка верила каждому слову юноши, искренне его любила. Но вскоре герой охладел к Лизе, а после внезапно исчез на долгое время. Когда героиня узнала о том, что Эраст помолвлен с другой женщиной, что он предал её, то не смогла выдержать такого удара и сбросилась в пруд. Чувствительная крестьянка находила смысл своей жизни лишь в любви. Поведение Эраста погубило Лизу, и в серьезности трагических последствий безразличия можно увидеть доказательство того, что наивысшая степень жестокости заключается именно в равнодушии.
Человек не может оставаться с стороне от добра и зла: он либо на одной, либо на другой стороне «баррикад». Даже если мы ничего не делаем, наше бездействие тоже играет на руку злому гению судьбы. Нужно прекратить закрывать глаза на проблемы - надо решать их и помогать решать тем, кто рядом - иначе будет поздно.
Свидетельство о публикации №222071300484