Студент о всеобъемлющей любви

    РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Трубинов Андрей Дмитриевич
              Эссе «Любовь к Пресвятой Троице,  любовь  к родным берёзам».
Всё темней и кудрявей березовый 
лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
 Одно из лучших стихотворений И.А.Бунина, созданное  до изгнания.  И начинается оно с самых любимых русским человеком образов - берёзы и Троицы. Берёза испокон веков символом России считалась, наверное, даже ещё со времён дохристианских.   
  А потом ветвями берёзы на Великий День Троицы дома и улицы украшали.
Оттого и в другом стихотворении  поэта приносит  в храм каждый русский человек вместе со молитвой и смиреньем «гирлянды молодых березовых ветвей».
 «Земля Ему (Господу) всякие цветочки взрастила, берёзки, травки всякие…», - так объясняет плотник М.П.Горкин суть Праздника будущему писателю И.С.Шмелёву,  тогда  - маленькому Ване.  И снова берёзки…
 А мы продолжаем то, с чего начали.  Берёзовые ветви, которыми храмы на Троицу украшают, снова и снова напоминают о нерушимой связи между Россией с Пресвятой Троицей.
Неслучайно появляется в пятнадцатом веке иконописный Образ  Троицы, что Отечеством именуется. Отечество – это Родина человека, место, которое он готов защищать, за которое готов жизнь отдать.
А есть   Отечество Небесное  - Царство Небесное, Вечный Дом. И для каждого истинно русского, православного человека Отечество неразрывно с Отцом Небесным Связано. Потому что обращением к Отцу Небесному начинается главная Молитва всех христиан.
«Всеобщий Наш Отец, который в Небесах» - воскликнул в стихотворении, на основе этой Молитве созданном, и А.А.Фет. Мысль эту воплотили и создавшие Образ Отечества иконописцы… 
    А мы возвращаемся к стихотворению И.А.Бунина.  При всей значимости Образа Троицы – «Троицыного Дня», оно не только о Самом Празднике. «О далёкая юность моя!» - восклицает лирический герой. Он чувствует душевную привязанность ко всему происходящему - и к Самому Празднику, и к родной России. С этим «круговоротом» Лета Господня вся жизни его связана – даже глубоко личные переживания сердечные. Может быть, и первая любовь.
 Лирический герой – русский человек, воспоминания которого связаны с юностью,                с русской берёзой, с Праздниками Церковными, что всех собирали. И хоть                стихотворение от первого лица написано – но не только от самого поэта, а от лица всех русских людей, что на Троицу в Храм с берёзовыми ветками и цветами шли.
     А вот ещё одни строки великого русского поэта И.А.Бунина.
 Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
   Как и первое произведение начинается оно с прекрасного русского летнего пейзажа, от созерцания которого наступает умиротворение,  душевный покой.
 А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
 Пейзаж неразрывно, кровно связан с образом Храма  - и не может быть по-иному. Храм словно часть всего русского пейзажа – и не только в этом стихотворении.   И наши предки об этом всегда помнили.
  Природа и Храм – дом Божий - а потому  являют собою нераздельное единство. Словно выстроен Храм не трудами рук человеческих,  а  сам собою «вырос» вместе с берёзами  и ландышами.
И всё же выстроили его благочестивые трудники, явив эти единство со всем сущим,                со всем, Творцом созданным, с Самим Создателем неба и земли.
 Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.
 Этими мыслями и чувствами всегда жил русский человек, тем всегда Россия держалась.
 «Как красота и мера скажут», – таковым был и принцип повседневной жизни наших благочестивых предков, которые после земных трудов шли в Храм, через молитву Вечности приобщаясь.
                Литература
1. И.А.Бунин  Сборник поэзии «Свет Незакатный».
2. Предисловие к  сборнику поэзии «Свет Незакатный».
3.И.С.Шмелёв «Лето Господне»
 4. Гайкова Н.Н. Исследовательская статья  «Успение   и Преображение в русской литературе на примере  творчества Ивана Алексеевича Бунина».
 5. Гайкова Н.Н. Исследовательская статья  «Краски Вечного Мироздания, отразившие «Свет Незакатный».
6. Гайкова Н.Н. Цикл очерков «Небесное, в земном воплотившееся».

        (https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u)


Рецензии