Студенты о спасении души
Ширяев Алексей Михайлович и Вагапов Егор Владиславович
Творческое исследование
«Спасающие душу человека смирение и покаяние».
(На примере творчества Ф.М.Достоевского) .
Глава первая «Покаяния как начало нравственного возрождения»
В боговдохновенной литературе существует великое множество произведений об истинной нравственности, и, конечно, неотделима нравственность от покаяния – изначальное значение которого – «изменение сознания». Покаяние словно «рука об руку» идёт со смирением - и одно без другого существовать не может. Предлагаю поговорить о покаянии, отражённом в одном из самых известных произведений русской классики.
Великий, хорошо известный всем роман «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский покаяние воплотил прежде всего в главном герое - Родионе Раскольникове. Итак, в начале романа Раскольников совершил один из самых ужасных грехов – убийство человека. Этим он отрёкся от своей души, от самого Создателя, давшего нам заповедь «Не убий». А это значит, что герою предстоит или погибнуть, или пройти долгий путь нравственного возрождения.
Раскольников начинает осознавать, что совершил, и начинает ненавидеть своего «двойника» - потому что жить с обагрёнными кровью руками и душою нет сил. Оттого и «доносит на себя» герой, хоть изначально подозрение на него не падает... И вот в конце романа «убивец», как назвал его один из режиссёров, попадает в каторгу, которая становится для него не только «местом» «заслуженного» наказания, но и очищения души - ведь единственная книга, на каторге разрешённая, - Евангелие. Возникнет естественный вопрос: почему только Евангелие? Ответ так же естественен. Как было уже сказано ранее, каторга - место для очищения души. А для этого жизненно необходимо «восстановить» веру, вечные нравственные ценности – и прежде всего связь с Самим Создателем. Вот для того и нужна Главная Книга. Именно благодаря Евангелие, которое «лежало у него под подушкой», Родион смог вернуть себя как человека, как «Друга Божьего». И не только он, конечно...
И поехавшая за Раскольниковым Соня Мармеладова читает ему Евангелие о Воскресшем Лазаре. Лазарь – Друг Божий – и, совершив преступление, Раскольников словно «убил» его в себе. И вот, признавая себя преступником, он словно вновь «обретает» своего «Лазаря» - Друга Божьего, преступлением убитого.
Раскольников, «залатав раскол души», словно начинает жизнь заново, выбирается из тумана греха и направляет стопы свои на путь истинный.
Оттого и говорит писатель в конце романа о своём герое и о поехавшей с ним на каторгу Соне: «Их воскресила любовь»...
А теперь обратимся к словам, песней ставшим, к строкам, созданным более, чем через столетие знаменитым Иеромонахом Романом.
Страх Господень – авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия – молчание,
Лучшее молчание – моление.
Лучшая молитва – покаяние,
Покаянье тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние –
В глубине высокого смирения,
Я забудусь в таинстве молчания
Пред иконой чудной «УМИЛЕНИЕ».
Да очистят слёзы покаяния
Высшую поэзию – моление.
Невозможно не увидеть общей мысли, общего «настроя» произведений. Оба они гласят, напоминают, что ради прощения и возвращения своего «Лазаря» нужно покаяться в грехах. А «лучшая поэзия» – моление – потому что только через покаянную молитву можно возвратиться к Создателю.
Покаяние - очень сложный путь – для него нужно много нравственных усилий, страданий. Как было уже сказано, в переводе с греческого означает слово это «изменение сознания». И только изменив сознание, можно возвратить душу.
Глава вторая «Спасающее смирение»
И, конечно же, смирение – понятие тоже очень серьёзное и крайне важное – от покаяния неотделимое. Многие думают, что смирение - это покорность, раболепство. На самом деле это - познание самого себя и способность человека найти в себе внутренние силы для борьбы со своими грехами - высокомерием, гордыней.
И снова, наверное, самым ярким примером того становится роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и главный герой - Родион Раскольников - из «среды» «униженных и оскорбленных». Рассмотрим немного иную из многочисленных граней.
Родион Раскольников словно «сформулировал» некую «теорию», согласно которой все люди делятся на «две категории». Первые - это бессловесная смиренная толпа, а вторые - те, кому позволено всё. К «исключительным» личностям он относит и себя, и еще немногих «избранных», а к тем, кто "смирился" - всех остальных. По мнению Раскольникова, люди «исключительные» имеют полное право на преступление для достижения своей цели – имеют право пролить чужую кровь «во имя лучшего». Преследуя, по его мнению, «милосердные» цели - освобождение десятков «богатых» умственно людей от материальной нищеты, решает Раскольников убить отвратительную старушонку - процентщицу и ограбить ее. «Тварь я дрожащая или право имею» - задаёт себе вопрос главный герой - имеет ли он право переступить через чужую жизнь ради спасения людей.
Да только в самый «неподходящий» момент в квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны – Лизавета. Она по сути своей одна из тех «страждущих», ради которых Родион Раскольников идет на преступление. Но он убивает Лизавету – ведь она свидетель. А вместе с ней отнимает жизнь и её не рожденного ещё ребенка. Вот и рушится разом вся «теория»... Значит, отрекается главный герой от заповедей христианских – от заповеди, убийство запрещающей…
Раскольников после совершённого прячет награбленное под «большим неотесанным камнем» - и вовсе не только потому, что боится обыска в своём жилище. Человек, который не до конца в нём «умер», не может воспользоваться плодами преступления. Оно словно «жжёт» его...
«Не убий» - гласит одна из заповедей. А заповедь нарушивший словно «вычеркивает» себя из мира людей – живых людей. Его состояние, как считают некоторые исследователи романа, - состояние «трупа».
«Я не старушку убил, я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я… …» - признается герой Соне Мармеладовой.
Совершив преступление, Раскольников переступил юридический закон, но не смог до конца преступить Закон Божий.
В итоге главному герою открывается истина: цели милосердия не могут быть достигнуты насилием.
В итоге Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога – на каторге после тяжёлых испытаний и почти смертельной болезни. Происходит истинное раскаяние, очищение, постижение любви к ближнему, то есть воскрешение к новой жизни. Это и есть истинное понятие «смирения»...
В другом романе того же писателя - «Идиот» главный герой – Лев Николаевич Мышкин воплощает образ человека кроткого смиренного - человека милосердия и христианской любви.
Князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой, приходит в чудовищный мир расчета и фальши. Мышкин, кажется, «подобен» Христу - неслучайно в черновике фамилия его Христов. Князю чужд эгоизм, он свободен от гордыни и готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни отличает его от окружающих.
Вокруг Льва Николаевича все словно «помешаны» на богатстве. Если, например, Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Барашковой ради семидесяти пяти тысяч, то Мышкин, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и читателям. На самом же деле оно естественно для настоящего человека, христианина. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа.
Оттого-то, наверное, через семь лет после смерти Ф.М.Достоевского назовёт его поэт и философ В.С.Соловьёв представителем нового, христианского искусства.
Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — Слова Писания, другое — следование им в жизни. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собрался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. И разве можно с этим не согласиться?! Кротость князя, «евангельская» реакция на пощечину потрясает. Само название романа имеет древний смысл – «блаженный». Вот и ответ на многие вопросы…
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота
Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа –
написал через много лет поэт Серебряного века К.Д.Бальмонт.
Христос принял крестные муки ради всех уверовавших в Него. И тот, кто уверовал, узрит после смерти Царство Божие. Оттого и считает поэт, что Красота Жертвы Его выше всех земных красот. Так считал и Ф.М.Достоевский, для которого Спаситель являет Высшую Красоту. И для русского народа православного Красота от истинной веры неотделима – недаром говорили «как мера и красота скажут». И не только говорили – но и в жизни повседневной воплощали.
Воплотилась эта из глубины идущая Мудрость и в творчестве Ф.М. Достоевского. В романе «Идиот», созданном вслед «Преступления и наказания» поместил писатель главного героя – князя Мышкина, в современное общество. Князь подобен Иисусу Христу, который попал в людской мир, терзаемый корыстью, жадностью и развратом. И вроде бы современное общество живёт абсолютно понятными потребностями (кто-то нуждается в деньгах, кому-то они жизненно необходимы, у кого-то их в избытке), но все их желания превращаются в пыль, когда они сталкиваются лицом к лицу с князем Мышкиным. И получается, что все их нужды и все их возможности низменны и ничтожны.
А напоследок обратимся к строкам родоначальника Серебряного века русской поэзии И.Ф. Анненского о великом писателе.
В нем Совесть сделалась пророком
и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, —
Но что для нас теперь сияет мягким
светом,
То было для него мучительным огнем.
Наверное, Ф.М.Достоевского можно назвать «апостолом современности». В своих произведениях он отразил великое множество жизненных ситуаций, помещая в них своих героев - и читатель может, представив себя на месте героя, понять суть грехов и их последствия. И искупление грехов. Именно поэтому И.Ф.Анненский в своём стихотворении называет Ф.М. Достоевского пророком и поэтом. Для писателя, который стремится донести свои мысли как учение, творчество становится «мучительным огнём». А для живущего через много лет читателя произведения – «сияют мягким светом» - при том, однако, заставляя задуматься. Читая великие творения Ф.М.Достоевского, люди могут научиться распознавать добро и зло.
На примере главных героев великий писатель Ф.М. Достоевский раскрывает истинную суть Добродетели Смирения и показывает, что Смирение, Покаяние неотделимы от Любви…И, конечно, не только в произведениях великого Писателя-Пророка...
Свидетельство о публикации №222071300566