Студент самое главное богатство россии
Глава первая. «Бедны внешне,но богаты духовно»
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Образ России нашей, образ русского народа представлен во многих великих произведениях – это – одна из главных тем нашей литературы.
Но в этом хорошо известном всем стихотворении, наверное, увидел, ощутил поэт самое-самое главное, непреходящее.
Внешняя бедность, простота, которая вроде бы сразу в глаза бросается – но ведь стихотворение совсем о другом. Она подчеркивает духовное начало, с первого взгляда, не видную красоту – высоту духовную.
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
И вот, как нередко бывает в поэзии нашей, отражён образ русского народа через антитезу России и Запада. Гордый взор Запада не может, не хочет увидеть духовное богатство в нашей «смиренной наготе». Потому что взор, ослепленный гордостью, видит только то, что на поверхности, и не способен заглянуть глубже и увидеть красоту внутреннюю. Ослепляющая гордость и высшая добродетель христианская – Смирение – антитеза не только этого четверостишия, не только всего стихотворения, но и всей жизни человеческой.
И вот заставляющий задуматься финал:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Это - главная мысль поэта - не только, конечно. Отразил он суть России.
Главная мысль чаще всего воплощается в последнем четверостишии – здесь тоже. Русская земля благословенная – её Сам Спаситель благословил. Духовное богатство России «гордый взгляд» не увидит – но мы, русские должны видеть и беречь.
А ещё должны мы помнить, что нашим великим писателям был дан дар пророчества.
Глава вторая «Разные пути объединения»
Из переполненной господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней...
Стихотворение «Два единства» того же великого поэта.
В нем отразилась антитеза крови и любви. В нём говорится, что Запад хочет спаять железом, кровью, а нам надо попробовать быть спаянными любовью. А не прибегать к насилию, к уничтожению людей.
Да Россия того и не делала.
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Кровь же является чем-то материальным, внешним, а любовь всегда духовная, внутренняя. Таким образом получается, что Запад объединяет народ чем-то материальным, Россия же пытается объединить духовными ценностями.
В последней строке "А там увидим, что прочней..." автор не задает вопрос, а прямо говорит, что народ, объединенный духовно, сплоченней и "прочней", чем люди, объединенные материально.
И ныне во многих странах людей пытаются объединить при помощи материальных благ или запугать. Всем известна трагедия Славянского Мира в Малороссии. Люди, несмотря на наши единые корни, словно память потеряв, выступают против России из-за подачек Запада. И льётся кровь тех, что с распадом не согласны.
Но объединение материальное очень ненадежно - от малейшего просчета оно разрушится. А духовное единство разрушить невозможно.
Глава третья «Трагедия, утративших духовное богатство»
А теперь обратимся ещё к одному стихотворению великого поэта, сказавшего, что «в Россию можно только верить».
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты, когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
В этом стихотворении говорится о единственном пути преодоления порочности общества – вернее, людей. Людей, превратившихся в «темную, непробуждённую толпу». Души их покрыты «старыми, гнилыми ранами» и «растленны».
И путь спасения - только вера во Христа. Только искренняя вера может излечить нас, избавить от порочности.
В этом стихотворении, как и в предыдущих, говорит поэт о вере народа русского как о спасении – потому что она - самое главное духовное богатство. Без веры погрязнет России в порочности и погибнет.
Глава четвертая «Подвиг каждого из нас»
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, —
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись:
Прекрасные, мудрые строки А.С.Хомякова из стихотворения «Подвиг».
Главная мысль в том, что преодолеть всё плохое, что есть в каждом из нас, преодолеть скорби не меньший подвиг, чем сражаться с врагом внешним. Внутреннего «врага» одолеть порою сложнее. Уныние, гнев могут с легкостью поглотить человека, если постоянно не «сражаться» с ними. А иначе, станет человек рабом страстей своих.
Но преодолеть скорби может лишь тот, у кого душа не пуста, а наполнена искренней верой, желанием делать добро.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, —
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.
И если сможет человек совершить подвиг, то вырастут у него «крылья».
«И взлетишь ты на них, без труда, без усилья…» - человеку с «крыльями» намного легче преодолевать житейские невзгоды, чем тому, кто от земли оторваться не способен. Такой человек не боится жизненных неурядиц – он «выше мраков земных, выше крыши темницы». Он свободен от своих «негативных» эмоций, которые разрушают. «Выше злобы слепой» - такого человека никогда не ослепит злоба и ненависть. «Выше воплей и криков, гордой черни людской» - и такой человек нравственно выше погрязшей в пороках толпы.
Глава пятая «Истинный Мир Любви»
Парус поднят; ветра полный,
Он канаты натянул
И на ропщущие волны
Мачту длинную нагнул.
Парус русский. Через волны
Уж корабль несется сам.
И готов всех братьев челны
Прицепить к крутым бокам.
Поднят флаг: на флаге виден
Правды суд и мир любви.
Мчись, корабль: твой путь завиден…
Господи, благослови!
Тот же прекрасный поэт - славянофил представляет весь мир как море, а Россию как корабль, через волны плывущий. «Житейское море играет волнами», - было написано ещё в Древней Руси.
Это понятно - потому что в море так же много самых разных кораблей, как в мире много разных стран. И на каждом корабле есть своя команда.
А русский корабль готов принять на свой борт «всех братьев». Образ этот отражает нашу душу и показывает, что Россия рада любым людям - и неважно, откуда они, из каких стран. Так и должно быть - понятие «русский» никогда не было «кровным» - оно духовное.
Россия – народ русский относится ко всем невраждебным народам как к равным, как к братьям. Для русского человека «Мир любви» и нелицеприятный «Правды Суд» - духовный фундамент жизни. И такому кораблю – кораблю русскому можно «позавидовать» - вернее, восхититься им. Путь его истинно верный - и именно такого пути должны придерживаться и другие корабли.
Но такой путь невозможен без доброго сердца – открытого для любви, дружбы, умеющего сострадать. А быть человеком с настоящим - истинно добрым сердцем невозможно без веры.
Образ русского народа в литературе отражает наше внутреннее, наше духовное богатство, несмотря порою на внешнюю бедность.
Потому нередко русские писатели используют антитезу, противопоставляя западное внешнее, материальное богатство нашему внутреннему, духовному богатству, показывая что духовное богатство важнее.
На нём, как на фундаменте стоит Вечная Русь.
Литература.
1. Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья…»
2. Ф.И.Тютчев «Два единства»
3. Ф.И.Тютчев «над этой тёмною толпою…»
4. А.С.Хомяков «Подвиг»
5. А.С.Хомяков «Парус поднят; ветра полный…»
6. Программа канал «Культура» из цикла «Библейский сюжет» о творчестве Ф.И.Тютчева «Наш век».
7. Гайкова Н.Н. Статья «Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»
Свидетельство о публикации №222071300571