Красная смерть Сирила Коллара. Французское эссе 2
Почти сразу же, после того, как «Дикие ночи» были выпущены во французский прокат и сам Сирил не дожил нескольких дней до присуждения ему нескольких премий «Сезара», фильм был показан уже постсоветскому телезрителю. Формально его должен был смотреть телезритель новой России, освобожденный от догм, морали и нравственных ценностей советского человека.
Фильм Коллара, который кто-то из киноведов назвал happeningом, то есть случающимся, создающимся на наших глазах, снятым без дублей, по сути с западной стороны, из мира мелкобуржуазного богемного, шел навстречу Маленькой Вере и Интердевочке, снятых на излете советской эпохи.
Однако, фильм Коллара не был игровым кино в нашем привычном понимании. Он был полуавтобиографическим, в основу сюжета ложилась жизнь самого Коллара, что называется из самого чрева Парижа – богемного, подмостного, скрытого, греховного. Как и в каждом талантливом произведении искусства, здесь тоже есть многослойность, раскачанность сюжета, цитаты – прямые и косвенные, смена пространств, ритма и цвета. И даже языка.
Это московский зритель был уже искушен «Служанками» Жана Жене, который поставил Роман Виктюк в сентябре 1988 года в «Сатириконе». Критики назвали спектакль эпохальным театральным событием, он заявил о себе как манифест новой театральности. Пожалуй, никто кроме эстетов о Жене ничего не знал. Он был вне парадигмы существования советского человека. Творцы природы Жене были в СССР, разумеется. Например, Сергей Параджанов, но он создавал иное кино. Его гомосексуальность не накладывалась на его поэтику.
Кстати, в 1970 е годы в Лондоне однажды спектакль «Служанки» был запрещен агентами Жене. К этому делу молодой, но уже культовый рок-идол Давид Боуи попытался привлечь скандального писателя Уильяма Берроуза, во время обеда у себя дома, когда автор полузапрещенного «Голого завтрака» жил в Лондоне. После этого обеда Боуи рванул в Париж спасать спектакль.
И если в Большой Советской энциклопедии были статьи о Хулио Кортасаре и доживающем свой блистательный век Жан-Луи Барро, который уложил столетие в восьмидесятилетие, то о Жене там и быть ничего не могло.
Коллар с первых тактов привязывает свое повествование к поэтике Жене: гомосексуалиста, бунтаря, левака и нарушителя общественного спокойствия. Сидя в аэропорту Орли он пишет в свой блокнот о том, что вчера умер Жан Жене и вспомнил одну его фразу: «Только насилие может остановить жестокость людей».
И все – более о Жене ни слова.
И даже нет связи с тем фактом, почему Жан летит в Марокко снимать некое сакральное действо. Было бы логичнее, если бы Коллар приехал на могилу Жене, но он посетил Марокко на один месяц раньше, чем тот умер в Париже в апреле 1986 года в гостиничном номере в арабском районе. Трагедия, предсмертие Коллара словно предвосхищают смерть Жене и в то же время он ведом им. Жене в последние годы жизни болел раком горла, был похоронен в городке Лараш в Марокко недалеко от домика, где когда-то жил.
Похоже, жизнь сына инженера и манекенщицы, имевшего вполне респектабельное буржуазное детство, закончившего престижный лицей в Версале, вскрыл именно Жене. Уже в конце семидесятых Сирил бросает учебу в Institut industriel du Nord в Лилле и начинает писать нонкоформистские стихи и прозу в стиле Жене. Создает с друзьями рок-группу CYR, работает ассистентом у Рене Аллио и Мориса Пиала. И готовит себя к «звездному часу», который пришел вместе со смертью.
На миру и смерть красна. Коллар как будто экранизирует эту русскую поговорку, раскачивая сюжет на разных полюсах – от смешного до трагического, от ада – к раю, от физиологии – до парадоксальной попытки достигнуть через нее духовности. Публичное умирание – это один из видов снятие предсмертного страха, где истерика, психоз, расслабление после агрессии или крика –Коллар использует в эмоциональном строе фильма решительно все.
Коллар – блудный сын блудной, точнее, заблудшей, матери и блудного, точнее, ничего не чувствующего, мертвого, с пустыми глазами отца.
Весь фильм как будто захламлен сценами предельно жесткой эротики, удерживающейся, не впадающей в порнографию, и если Барро отталкивался от тишины, то Коллар отталкивается от греха. Мало того, по мере того, как мы смотрим этот фильм, убеждаемся, что фильм снят в большей мере для нас. Причем, выбор за нами. Коллар предупреждает, ни он не дидактичен. Его смерть – это его смерть. Мы даже не знаем, хотел бы он родиться заново и иначе прожить эту жизнь. Или, несмотря на эти предсмертные муки приговоренного СПИДом, он выбрал бы ровно этот же путь, зная о том, какой жестокой будет его конец.
В искусстве есть ряд легендарных личностей, которые свою личную трагедию перевели в высокий регистр искусства. Коллар среди Фредди Меркури, Дэвида Боуи, выпустивший свой последний студийный альбом «Черная звезда» в свой 69-ый день рождения. Спустя два дня Боуи скончался от рака. Как писал один из рецензентов, Боуи находится на Черной Звезде или на Марсе, среди своих и смотрит на мир, который изменил.
У Коллара в финальной сцене есть тоже тема отстранения от мира, человечества. Он сознательно выбирает точку для съемки выше самого Иисуса Христа в Алмаде, он стоит на высоте 113 метров над уровнем реки Тежу, а Жан стоит еще вышел – на самом мысе Рока, который возвышается на 140 метров над уровнем Атлантического океана. Португальский поэт Луис Камоэнс писал: «Это место, где земля кончается и начинается море».
О Колларе сегодня говорят, что это знаковая фигура для своего поколения. В чем-то он «Лео 1990-х». Он также, как Жан-Пьер, отмечен «стигматами поколения, созревшим под черным солнцем» (Филип Эсно). Герой Лео бежит из тисков семьи и колонии, герой Коллара предпочитает доживать на сумасшедших скоростях. Жан и его порш – как синтез человека и механизма, индустриальный кентавр, который в этой безумной гонке забвения должен добежать до финиша и победить. Жан приезжает на границу своего «тридевятого царства» - на край Европы и стоит на обрыве. И он как будто действительно побеждает. Если в первых кадрах, снятых в Марокко он в ужасе от своего безнадежного положения, то в последних – он отыгрывается за все: и за Марокко, и за Париж, где сходил с ума от отчаяния, он крадет у своей смерти еще немного времени, которое он может заполнить смирением, покоем, философским созерцанием.
До «Диких ночей» Коллара хорошо знали не только в музыкальной тусовке, но и в кинематографической среде. Дебютировал он в 1982 году с короткометражкой «Большая восьмерка», в 1985 году снимает клип на собственную песню «Мать Тереза», с кадрами из фильма «За наших любимых», где сыграл вместе с Сандрин Боннер у Мориса Пиала. В целом, эстетика и нерв «Матери Терезы» можно расценивать репетицию «Диких ночей». Сандрин же как будто репетирует свою героиню, хиппи, бунтарку, про которую снимет свою культовую ленту «Без крыши, вне закона» Аньес Варда.
В 1986 году Коллар снимает в соавторстве «Белый город Алжир» (его сценарий и постановка). Получает премию Мельеса, две премии на Европейском фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране. Номинируется на премию «Сезар» за лучший короткометражный фильм. В 1988 году в соавторстве с Анжеленом Прельжокажем, хореографом в стиле nouvelle danse, родившемся во Франции в семье албанских эмигрантов, снимает короткометражку по картине Гюстава Кайботта «Паркетчики», вновь заявляя, что для него самое интересное остается в межкультурном пространстве.
В публикации «Падший ангел парижской богемы», вышедшей в апреле 2001 года, когда фильм Коллара попал на фестиваль «Любовь в эпоху секса, секс в эпоху СПИДа», Михаил Трофименков пишет:
«Если бы не СПИД, Коллар так и оставался бы обаятельным "маленьким солдатом" парижской богемы, который что-то там пописывал, что-то снимал, что-то напевал. Именно ощущение близкого конца заставило его сконцентрировать все свои силы, выйти за грань судьбы. Сначала роман "Дикие ночи", а затем и — имеющий к нему отдаленное отношение — одноименный фильм превратили его в легенду, в мастера, хотя с профессиональной точки зрения фильм далеко не совершенен. Нехватка опыта компенсируется в нем витальностью и искренностью».
Свидетельство о публикации №222071300749
Паша Цвибышев 23.05.2023 09:56 Заявить о нарушении
Валерия, признаюсь, тема этого текста - мне совершенно чуждая. А вот те малые проблески в таких вашых текстах о макро процессах, о соцыальности - отметились как интересные. Наверное - по причине большой вашей начитанности, в фоновом режыме проецырующейся и в малые высказывания - "проблески" об общественном.
Ваш текст об Армении http://proza.ru/2024/03/30/460 мне интереснее.
Интереснее и тем, что могу что-то и дополнить, и как бы и возразить.
Вот и возражаю связке первых двух предложений :
Армения прежде - это территория в 30 и более раз больше нынешней. Откуда такая мощь ?
А вот откуда :
АрмАне - синоним АРМия, как бы солдаты. У кого армия ? У как бы Персии (тогда и разными другими словами называвшейся, позже и Византией)
т.е. - служащие империи. Именно это объясняет : сильную экономическую функцыю армян по всему миру,
т.е. : армане - и налоговые служащие. Это НЕ нацыональность была вначале.
Вот также и иудеи на западе :
Это служащие империи. Религиозно оформленные, со своими правилами, за нарушение которых - их карали жёстско.
Позже шли макро экономические процессы, в которых западная (агрессивная, поправшая былые правила о НЕ ростовщичестве) победила восточную как бы Византию ( победила ROOM - присвоив и себе само звуковое название , изменив его на Рим.)
и :
Георгий Сотула 19.04.2024 13:12 Заявить о нарушении
Но.
На востоке сохранились даже и к 20-у веку традицыи соцыализма.
поэтому :
ваше высказыаание о том, что Армения - лишь полигон от ростовщического Запада - не полное, вы не знаете о том, что здесь вам написал я.
Да, агрессивный запад силён в своей беззаконности. Но ... и дураки тоже могут меняться. И дураки армяне - тоже.
Но армянам, в отличие от русских - измениться много много труднее.
им есть кого эксплуатировать. А у русских - в принцыпе нет.
(Книга Почему Россия не Америка - Паршев А.П.)
И т.д., и т.п. о макро закономерностях...
с пожеланием Вам как просьбой :
Помочь известности сайта Шиманов Г.М. - там и редкий по хорошему качеству язык, там и много вам (полагаю) интересного, например "письмо к русской учительнице", и подобные рядом тексты почтовые.
Успехов !
.
Георгий Сотула 19.04.2024 13:25 Заявить о нарушении