Тайна сотворения мира

В начале сотворил Бог небо и землю
(Быт.1:1)

Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них,
познай, что все сотворил Бог из ничего.
(2 Мак.7:28)

                Несказанно таинственный и совершенный Бог – Святая Троица, обитающий в свете непреступном, является Творцом всего сущего – неба и земли. Догмат святой Церкви о сотворении мира Богом из ничего – это не идея философского порядка, а богооткровенная истина христианской веры, открытая нам Самим Богом для нашего духовного совершенствования, спасения и Богопознания, ибо все неизъяснимые тайны Откровения, от вечности сокрыты в неисследимых глубинах Божией премудрости. Если человек – христианский философ, то он черпает вдохновение и мудрость в догматических сокровищах Православной Церкви, ищет ответы на метафизические и этические вопросы в Божественном Откровении, хранимом Церковью и заключенном в Священном Писании и Священном Предании, в Символе Веры и духовно-аскетическом опыте ее святых подвижников, в богослужебных книгах и литургической жизни, ибо христианская философия – это исповедание веры и осмысление церковных догматов как неоспоримых и вечных истин. Святая Церковь – столп и утверждение Истины, она провозглашает, что Бог есть Творец двух миров – видимого и невидимого, духовного и материального, о чем сказано в книге Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). В Символе Веры все христиане и вся Церковь исповедуют веру в единого Бога – «Творца неба и земли», возвещая всем народа земли богооткровенную истину о том, что мир – это произведение свободной Божьей воли – силы, любви и премудрости Святой Троицы. Вера в догмат сотворения мира – в то, что мир не произошел сам по себе, не возник случайно и не существует от вечности, а сотворен Богом из ничего – краеугольный камень библейского миросозерцания. Мир сотворен Богом и иноприроден Богу – между Богом и Его творением существует абсолютная дистанция – онтологическая пропасть, ибо Он – Творец, а весь мир – Его грандиозный шедевр, существующий вне Бога «не по месту», ибо Господь наш есть вездесущий Дух, а «по природе». На высотах молитвенного созерцания преподобный Макарий Египетский  исповедует иносущность Бога и Его творения, возвещая, что Он – Творец наш и нашей души, а она – делу рук Его: «Он – Господь, а она – раба; Он – Творец, а она – тварь; Он – Создатель, а она – создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством». По разъяснению преподобного Иоанна Дамаскина, дистанция между Богом Творцом и Его творением означает, что тайна сотворения Богом мира – это тайна сотворения совершенно нового и небывало бытия – иного по естеству своему, отличного по природе от Бога, свободного по отношению к всемогуществу Божиему – свободой обладают Ангелы и люди. В христологическом смысле в единой Божественной Личности Христа Богочеловека две природы – предвечное Божественное естество и свободно и добровольно воспринятое Им в Свою Ипостась Бога Слова человеческое естество, два естества  в Нем соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, пребывая в неразрывном единстве они остаются в непреложном различии и не сливаются, оставаясь двумя различными природами. Святой Афанасий Великий особенно акцентировал внимание на то, что между миром и Богом невозможно единосущие – все творение иноприродно Творцу своему: «Все сотворенное по своему сущности нисколько не подобно Творцу, но находится вне Его». Величайшее и неизъяснимое чудо творении заключается в том, всемогущий Господь создал совершенно новую и небывалую действительность – небо и землю, субстанциональность мира иная, чем у Бога, ибо Господь – надмирная Личность, запредельная всему сущему – Он превосходит все бытие – и физическое, и метафизическое. В великолепном трактате «О мистическом богословии» святого Дионисия Ареопагита – одном из лучших образцов апофатической теологии, говорится, что для пребывания с Богом надо устремиться всей душой выше всего материального и духовного, выше чувств, слов и мыслей, выше горнего мира Ангелов и всех созерцаний, ибо Господь запределен всему сотворенному: «устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего». Размышляя о тайне сотворения мира, Августин Блаженный замечает, что причина бытия вселенной – вне ее самой, она сокрыта в Боге, в Его свободной и всемогущей воле – Он возжелал и сотворил небо и землю, они имеют опору бытия не в самих себе, а в святой воле Творца и Вседержителя и иноприродны Ему – между ними непреодолимая онтологическая бездна, перекрывающаяся лишь безмерной любовью Святой Троицы. Как поясняет святой Григорий Нисский, великая и непроходима бездна между Богом и сотворенным Им миром по естеству, эта бездна перекрывается и преодолевается любовью Всевышнего, но надо помнить, что бесконечное расстояние между Божественной Сущностью и природами тварных созданий никогда не исчезнет даже на вершинах духовной жизни и обожения.
                Идея сотворения мира из ничего – неотъемлемая черта библейского миросозерцания, ее нет в других религиях и философских системах, она чужда языческому сознанию – ее не знала античная философия и эллинская мысль, восточные культы и индийская мудрость, она дана в Библии и познается верой и в опыте церковной жизни. Творение из ничего есть догмат христианской веры, нашедший свое выражение на страницах Священного Писания – во второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество за веру, говорит: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2 Мак.7:28) Ели в античной философии – у великого Платона – есть представление о том, что Бог – это Демиург, устроитель вселенной, художник и мастер, изваявший и оформивший мир, создавший космос из первичной материи – бесформенного и безобразного «меона», то в Библии сказано, что Бог сотворил мир из абсолютного небытия – «укона», а это означает, что акт сотворения есть не саморазвертывание Божества, как александрийского философа Плотина и неоплатоников, теософа Якоба Беме и немецкого философа Гегеля, у которых космогония становится теогонией, деградацией или самопознанием Бога, а напротив, создание небывало и иноприродного Богу – того, чего могло бы не быть, если бы Господь не возжелал сотворить. Учение о сотворение Богом мира из ничего – это Святое Откровение, хранимое и исповедуемое Церковью, оно лежит в основе христианской онтологии и космогонии и не имеет ничего общего ни с дуалистическим учением Платона и Аристотеля, ни с пантеизмом Плотина, индийских философов, Спинозы, Шеллинга и Гегеля, ни с материалистическими теориями происхождения мира, столь популярными в научной среде в наш век апостасии. Владимир Лосский – выдающийся православный богослов двадцатого века, рассудительно писал о том, что Бог от вечности совершенен и абсолютно свободен, Его бытие неизменно и всеблаженно, запредельная Сущность – неприступна и непостижима для всех тварных созданий – от червя до Серафима, она – Святое Святых, сокрытое от самих Ангелов, а Его любовь, красота, сила и мудрость открываются в именах Божиих, и все это означает, что внутри Божественной Жизни в Самом Боге нет и не может быть никакого развития или деградации, нет никакой диалектики трех Лиц, никакого становления и внутреннего процесса, но есть вечное и абсолютное совершенство Бога, обитающего в свете неприступном. По святоотеческому учению Церкви богохульна мысль о том, что мир возник случайно – сам по себе, или был сотворен Богом из Его Сущности или из вечной материи, ведь всемогущий Творец все создал из небытия – все духовное и материальное, создал не из Себя Самого и не из Своей неприступной и запредельной Сущности, иначе бы мы были единосущны Богу, что является пантеистической ересью, Он создал все из ничего, а величие и всемогущество Бога и заключается в том, что Он не имеет нужды в материале – в первичной материи, по способен совершить небывалое чудо – сотворить из ничего вселенную. По вдохновенному и премудрому слову преподобного Иустина Поповича: «Бог – Творец как содержания, так и формы мира; Он и сотворил материю, и придал ей форму. Это значит, что Он сотворил мир из ничего, а не из какого-то первобытного вещества, якобы существовавшего прежде бытия мира, и не из Своей Божественной Сущности. Это видно из Святого Откровения». Всемогущество Божие безгранично, Он творит все, что пожелает Его сердце – «творит все, что хочет» (Пс.134:6), а сотворения мира из ничего – и неба и земли, и материи и формы – есть свидетельство Его неописуемого и безбрежного всемогущества и того, что для истинного и совершенного живого Бога нет ничего невозможного. Преподобный Иоанн Дамаскин – духовный философ Церкви, ее великий поэт, молитвенник и богослов, утверждал, что сотворение мира – это акт свободной воли Бога, а не Его природы – если рождение Бога Сына и исхождение Святого Духа от Бога Отца как «источника Божества» есть дело предвечной природы Божества, поэтому три Ипостаси совечны и равночестны, а каждая из них – всецело Бог, то творчество – дело свободного Божьего волеизъявления и желания: «Рождение Бога Слова безначально и вечно, так как оно есть действие Божественного естества и происходит из Его естества, иначе бы рождающий Бог Отец претерпел бы изменение, и был бы первый Бог и Бог последующий, и произошло бы приумножение. Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие  не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему». С молитвенным трепетом изучая Слово Божие и защищая чистоту апостольской веры, святитель Василий Великий говорил, что Сущность Божия неизменна, совершенна и неприступна для всех сотворенных созданий, ее нельзя постичь – охватить чувством, мыслью и созерцанием, но Бог открывает Себя в Своих деяниях и мы можем познавать Его любовь, премудрость и силу, а высочайшее Откровение о Боге дано миру в чудесной Личности Иисуса Христа – Спасителя мира, воплотившегося предвечного Бога Слова. Святитель Григорий Богослов – один из величайших учителей Церкви, возвещал, что безбрежное море Божественной Сущности непостижимо и неисследимо, три Лица Святой Троицы единосыщны, а мы – иносущны Богу, но мы можем быть причастниками Божественного естества через нетварные и вечные энергии Божии, осеняющие верующих и надеющихся, молящихся и постящихся, кающихся и причащающихся Святых Тайн Христовых. Безупречно выражая святоотеческую мудрость Православной Церкви преподобный Григорий Палама – афонский монах и созерцатель Божественного Света, учил, что предвечное рождение Бога Сына и предвечное исхождение Святого Духа от Бога Отца – дело неприступной и непостижимой Божественной природы, а сотворение мира – дело свободной воли Святой Троицы и нетварных и вечных энергия, исходящих из Божественной Сущности, как лучи исходят из солнца, а значит, Святая Троица существовала бы и без всякого творения, бытие Бога совершенно независимо от бытия вселенной, более того в деяниях Своих Господь абсолютно свободен – Он мог бы и не творить мир, но сотворил небо и землю, ибо благ и свят, Он мог бы не промышлять о небе и земле и каждом создании Своем, но промышляет, ибо любит все созданное, Он мог бы не воплощаться и не вочеловечиваться, но Христос пришел в мир, проповедовал и был распят на Голгофе, сошел во Ад и победил смерть, воскрес и вознесся на небеса, ибо Он есть воплощенная Божественная Любовь и добровольно вознамерился спасти мир и каждого из нас, искупив грехи рода человеческого и основав Свою святую Церковь, поэтому и сказано в Священном Писании, что Агнец Божий «заклан от создания мира» (Откр.13:8), а Сын Божий, Иисус Христос – высший и небесный Архиерей, «священник вовек по чину Мелхиседека», имеющий священство вечное и непреходящее.
                Сотворение мира – это акт свободной воли Бога, оно не обусловлено необходимостью – в существовании мира не было никакой необходимости. Абсолютная свобода Бога совершенна и безусловна, Он Сам возжелал определить Себе к творению – сотворить мир, ни внутренняя, ни внешняя необходимость ни толкали Его на миротворение. С особой богословской тонкостью это понимал средневековый философ и теолог Скот Дунс, писавший: «Творение вещей совершается Богом не по какой-либо необходимости существа, или ведения, или воли, но из чистой свободы, которая ничем внешним не подвигается и тем более не понуждается к причинению». Русский богослов Владимир Лосский особенно акцентировал внимание на то, что творение мира из ничего есть акт Божественной воли – свободной и безусловной, Бог свободно возжелал стать Творцом, Он – предвечно Святая Троица, но не предвечно Творец, как ошибочно думал александрийский богослов и платоник Ориген, плененный цикличискими представлениями античной культуры и философии, и ставящий Всемогущего в зависимость от тварного бытия. По слову преподобного Исаака Сирина, Бог есть безмерная и неизреченная Любовь,  «среди Его действий нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это составляет начало и конец Его отношения к нам». «Единственная причина сотворения мира и пришествия Христа в мир заключается в явлении преизобильной любви Божией, которая привела в бытие то и другое. Сила любви Божией по отношению к твари отражена в пришествии Христа в мир». В полном согласии с библейским Откровением преподобный Исаак Сирин говорил, что с сотворением мира возникло и время, и движимый любовью Господь сотворил Ангелов и духовный мир в молчании, а материальный мир с солнцем, луной и звездами, птицами и животными, и наконец – с людьми – словом, дабы все создания познали Его безмерную любовь и приобщились к Его Божественной славе: «Бесчисленные миры и естества беспредельные привел Он в бытие; и легионы Ангелов, которым нет числа, из ничего сотворил Он. Пребывая в собственном бытии, Он, когда не было никого, кто бы побуждал Его, - ибо ничего не существовало, - по Своей собственной воле и по Своей благодати соизволил и восхотел, чтобы миры пришли в бытие, дабы они познали Его. И совершил Он творение по благодати Своей, удостоив также и нас, людей, которые суть прах от земли, естество немотствующее, благодаря творческому искусству Его возвыситься до состояния словесности, дабы моги мы предстоят перед Ним и разговаривать с Ним в молитве, и дабы умом причащались той славы Божественного Естества, - если жизнь наша достойна этого, - дабы примеру бестелесных существ подражали мы на земле». Преподобный Исаак Сирин говорил, что Господь имел нравственный мотив сотворения мира – любовь, но здесь надлежит сделать богословское уточнение, Святая Троица – это совершенная Любовь, чтобы изливать Свою любовь Бог не нуждался в творение, ибо любовь изливается между Ипостасями и является предвечным образом Божественного бытия. Библейский Бог – Святая Троица, возжелал быть Творцом и сотворил мир – произведение Его любви, силы и премудрости, но, так как одно из имен Божиих – Свобода, то богословски точно будет сказать, что благость и любовь Бога Вседержителя – это не причина, а свободное побуждение, в соответствии с котором Господь таинственным, чудесным и свободным образом сотворил небо и землю. По мудрому суждению Георгия Флоровского – одного из самых ученых богословов Православной Церкви за всю историю ее существования: «В творении Бог определяется лишь Самим Собой. Более того, – Он не определяется и никакой внутренней необходимостью. Бог – это не обязательно Бог-Создатель. Он мог вовсе ничего не создавать, и это нисколько не умалило бы Его высшей полноты и беспредельного совершенства. Никакое откровение себя ad extra не является необходимым для Божественной природы в силу абсолютного полновластия Бога. Тем более оно не является необходимым для Божественной любви… Всемогущество Божие нужно определять не только лишь как высшую власть создавать, но и как абсолютную власть вовсе не создавать. Бог мог бы допустить, чтобы вне Его не существовало ничего. Творить и не творить для Бога одинаковое благо, и бесполезно докапываться до причины Божественного выбора, ибо акт творения не был обусловлен даже милосердием Бога и Его бесконечным совершенством. «Творящая Сущность» – это не главное и не определяющее качество Бога: Бог творит в неограниченной свободе… Без Бога, без Его творческой воли мир не может ни возникнуть, ни существовать. Причина и основа мира лежат вне его: в Божественной воле. Существование мира есть чудо Божественной любви и милосердия. Хотя то, что этот мирок может существовать рядом с Богом, для Которого он ничто, – само по себе загадка. К чему это парадоксальное дополнение абсолютной бесконечности Божественной Сущности? Тайна, неразрешимая загадка бесконечной любви». Акт сотворения Богом мира – это акт вечной любви и совершенной свободы. Бог абсолютно свободен и ничто не довлеет над волей Всемогущего ни в предвечном бытии Его, ни в акте миротворения, ни в промышлении о созданной Им вселенной и всех населяющих ее существах, которых Он с любовью привел из небытия к бытию силой Божьей мысли и воли. Всеблаженный Господь абсолютно самодостаточен, Его совершенство – вечно и неизменно, ибо в Боге «нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Любовь Божия бесконечна, она не возрастает и не умаляется, но от вечности пребывает всесовершенной и абсолютной, а стало быть, и творение мира – совершенно свободный акт Всемогущего, великое чудо и тайна, ибо Господь  не имел никакой необходимости творить. Тайна отношения Бога к миру и всем созданиям – это тайна абсолютно свободной воли Божией и Его совершенной и пренебесной любви. В сотворении мира нет, не было и не может быть никакой необходимости для Бога, ибо Господь ни в чем не нуждается, Он абсолютно свободен, а Его любовь не потерпела бы ущерба, если бы мир не был сотворен. Вся жизнь Божия есть любовь, проявляющаяся во всех взаимоотношениях трех Лиц Святой Троицы, и от вечности она осуществлялась совершеннейшим образом в безначальном бытие Бога Отца, предвечном рождении Сына Божиего и исхождении Святого Духа, ибо все это – проникнуто абсолютной и безусловной любовью, не знающей начала и конца. Догмат о Святой Троице открывает нам величайшую тайну Божественной Любви – тайну ее высшего совершенства: даже если бы Господь не сотворил мир, Он не был бы замкнутой в Себе монадой, ибо во всех взаимоотношениях Ипостасей в совершенстве осуществляется вся полнота Божественной Любви.
                Акт сотворения мира был свободным актом Божественной Любви, то любовь Божия простирается на все творение – и на горние чертоги, где пребывают бесчисленные сонмы Ангелов, и на небо, усыпанное россыпями звезд, с древнейших времен, восхищающих поэтов, и на вздымающиеся волны бушующих морей, и на живительный оазис, затерянный в песках бескрайней пустыни, и на каждого из нас, столь часто забывающих о Боге. Бог любит каждое творение Свое с неизмеримо большей силой, чем мы можем себе это представить. Для чего Господь создал мир и всех нас? Если абсолютная и совершенная любовь Божия проявилась при сотворении Ангелов, вселенной и человека, то она заключала великую и премудрую цель для всего Божьих созданий, и прежде всего для венца творения – человека, и этой целью было Божественное совершенство – сама Божия любовь, ибо нет ничего выше ее. Но никакого Божественного совершенства и совершенной любви вне Бога не может быть, ведь Он один – Совершенство всех Совершенств и Абсолютная Любовь, а потому вечная жизнь Божьих творений и их восхождение к Божественному совершенству немыслимо без Самого Бога и Его непосредственного участия в их жизни, оно есть познание Бога и пребывание с Богом – любовь. Небеса проповедуют славу Божию, величие Вседержителя воспевают Ангелы, и весь земной мир в его первозданной красе, еще не оскверненной грехопадением Адама, отражал в себе отблеск совершенства Божиего, ибо всемилостивый и бесконечно щедрый Господь захотел одарить всех сотворенных Им живых существ Своим блаженством, возвести их тварную природу к неисчерпаемой полноте Божественной Жизни. Любовь Божия щедра и искусна, и Господь, будучи совершеннейшим Художником, создал прекраснейший мир и дивных созданий, прославляющих красотой и величием своего Создателя, космос, отражающий в себе Его могущество и премудрость: «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс.103:24). Если мы переведем с греческого языка Символ Веры дословно, то увидим, что мы исповедуем веру в то, что Бог есть Поэт неба и земли, а все сотворенное Им – произведение высочайшего Божественного искусства. В библейском миросозерцании сотворение мира есть свободный акт Бога, а сотворенное – воззванное всемогущим словом и силой Божией из небытия к бытию – было небывалым и иноприродным Богу явлением – оригинальным и бесценным для Творца произведением, о чем возвещает вся Библия и в особенности книга Иова, Псалтырь и притчи Соломоновы, подчеркивающие великолепную новизну творения, которое есть не слепок и бледная тень царства идей, как думал идеалист Платон, не мимолетное и случайное явление, как убеждены материалисты, а грандиозное и таинственное осуществление творческого замысла Божиего, вызывающее восторг и изумление. Святитель Василий Великий говорил, что созерцая красоту Божьего творения – моря и звезд, закатов и рассветов, садов и лугов, гор и степей, - в нашем сердце возникает желание прославить святое имя Божие, ибо все прекрасное на небе и земле свидетельствует о величии дел всемогущего Творца вселенной, являя в себе отблеск Его любви и совершенства, но гораздо выше иное Богопознание – через познание себя в двух аспектах – созерцания образа Божиего в себе, и покаянного плача о грехах, его осквернивших и извративших. Высочайшая премудрость Божия проявилась в сотворении разумных созданий – Ангелов и людей, ибо они были созданы по образу и подобию Божиему, и даже после грехопадения образ Божий хоть и помрачился, но не истребился в людях, а души их, как и прежде – бесценное сокровище для Бога, более таинственное и грандиозное, чем весь видимый мир. В восьмом Псалме царя и пророка Давида есть изумительные по своей поэтической красоте и мелодичности строки, они – превосходнейший образец библейской лирики, где богословски раскрывается тайна образа Божиего в человеке и его царственного величия: «Когда я взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:4-7). Бог есть Любовь, она – не только вечное свойство Божие, но вся полнота жизни Святой Троицы и образ Божественного бытия, а потому и человек, сотворенный по образу и подобию Божиему, наделен умением любить, любовь – это назначение человека и суть человечности, быть человеком – значит уметь любить и сострадать, быть милосердным, бескорыстным и самоотверженным. Таинственная и пренебесная любовь Божия открывается в каждом творческом действии Бога, она не только лежит в основе сотворения мира, но и держит мир в бытии. По христианскому вероучению мир – это великолепное произведение  премудрости Божией, от Творца зависит бытие сотворенной Им вселенной, и Его святая любовь удерживает каждое создание в бытии. Если бы Господь не любил мир, то вселенная не могла бы существовать, ибо от Духа Божиего дыхание жизни, и без Него весь сотворенный мир и всякая плоть на земле погибли бы, как и сказано в книге Иова: «Кто кроме Него промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе дух ее и дыхание ее, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов.34:13-15). Как проникновенно писал митрополит Филарет Московский, все сотворенные Богом создания не имеют основания бытия в самих себе, потому что причина их возникновения – всемогущая и всеблагая воля Творца и Вседержителя: «Тварные существа поставлены на творческом слове Божием, как на адамантовом и алмазном мосту, под бездной Божественной бесконечности, над бездной собственного своего небытия».
                В Ветхом Завете есть изумительно прекрасные и вдохновенные строки, повествующие о том, как Господь создал мир не только материальный – стихи первой главы книги Бытия, но и духовный – возвышенные слова из Псалтыря: «Словом Господним небеса утвердились, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). В Священном Писании излагается богооткровенная истина веры, хранимая и исповедуемая святой Церковью, о том, что сотворение, промышление и спасение мира – это дело всей Святой Троицы, ибо Бог Отец все делает через Сына в Святом Духе и все три Божественные Лица в единстве воли, премудрости и любви участвовали в акте миротворения, ведь они единосущны и нераздельны и хоть каждое Божественное Лицо имеет ипостасное отличие, но их сущность одно – единое Божество, а потому на небе и на земле все сотворено совершенной Святой Троицей. В книге «Догматическое богословие» Владимир Лосский писал: «Три Лица творят совместно, но каждое присущим Ему образом, и тварное бытие есть плод их совместного творчества». По слову святителя Василия Великого, Бог Отец есть первопричина всего сотворенного, Бог Сын – действующая и зиждительная причина, а Святой Дух – причина совершенствующая, животворная и освящающая. В Символе Веры Бог Отец именуется «Творцом неба и земли», о Боге Сыне сказано – «Имже вся быша», через Него и Им все начало быть, а Святой Дух именуется «Животворящим». Святитель Григорий Богослов пояснял, что Бог Отец все сотворил через Слово – все на небе и земле сотворено через Логос и причастно Логосу – имеет смысл и нет ничего, чтобы было бы бессмысленно, все сотворено в Духе Святом – все созданное Богом было свято и прекрасно, великолепно и чудесно, оно изумило воззванных из небытия – созданных Ангелов, которые ликовали при свете утренних звезд. Господь всемогущ, Он сотворил мир совершенно свободно, не имея никаких внешних и внутренних побуждений, Его святая воля ничем неограниченна, она – безусловна, но проникнута любовью. Господь сотворил мир не для того, чтобы получить что-то от Своих созданий, но для одной цели – разделить Свою бесконечную любовь с каждым творением. Если бы Бог не был Любовью, то Он не был бы благ и не сотворил мир и человека, Ангелов и вселенную для столь высокой цели – Царства Небесного. В Библии возвещается, что всеблаженный Бог все сотворил для того, чтобы одарить сотворенных Своей любовью – цель мира и смысл жизни заключены в Его любви, Он Сам – наивысшая ценность и цель – «все из Него, Им и к Нему» (Рим.;11:36), «все Им и для Него создано» (Кол.;1:16). Весь сотворенный мир – это величественная симфония и грандиозное музыкальное произведение, гимн во славу Бога – «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.;18:2); имя Господне и слава Его превознесены на небе и на земле, и все творение хвалит Творца как Давидова арфа: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды света. Хвалите Его небеса небес и воды, которые превыше небес. Хвалите Господа от земли: великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки». В Апокалипсисе тайнозритель и апостол Иоанн Богослов созерцает Божественную Литургию на небесах и  видит как Ангелы и святые поют славу Бога и возносят литургическую молитвенную хвалу в Его честь: «Достоин Ты, Господи, приять славу, честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все no Твоей воле существует и сотворено» (Откр.;4:11). Бог есть верховное Благо, Он есть всемогущий Творец неба и земле, исполненный любви и создавший Ангелов, вселенную и людей, желая сообщить им Свои блага и совершенства, одарить их Своей любовь и блаженством. Весь сотворенный Богом мир – прекраснейшее и совершенное творение, ибо любовь Его безмерна и щедра, могущество – безгранично и неописуемо, а премудрость – совершенна и искусна, Он – Поэт и Художник, прославляемый красотою и величием созданного Им шедевра – красотой природы, а еще более – Ангелов и людей, возносящих молитвенную хвалу в честь Создателя. «Господь положил око Свое на сердца их , чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Ело, и возвещают о величии дел Его» (Сирах.;17:7–8). В книгах Библии – особенно в книге Иова и Псалтыре, Евангелиях и посланиях апостола Павла, провозглашается, что созерцая природу, человек может познать через ее красоту величие, премудрость, благость и мощь Творца. В акафисте митрополита Трифона Туркестанова «слава Богу за все» – молитвенно возносится хвала Бога и воспевается естественное Богопознание – познание Бога через чудеса, тайны и красоту сотворенного Им мира: «Слава Тебе, призвавшему меня к жизни; слава Тебе, явившему мне красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости…». В первозданном состоянии человек был храмом Святого Духа и слава Божия обитала в нем – сияние славы Вседержителя окружало и наполняло человека, он был прекраснее солнца, луны и звезд, и мог взойти на еще более высокую ступень совершенства – обожиться, но через грехопадение, человек лишился славы Божией и райского блаженства – «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.;3:23), он стал несчастным существом, изгнаным из Эдема, а вся тварь земная покорилась тлению и смерти, она стенает и мучится в суете и ожидает , когда «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.;8:20–22). Наш нынешний мир лежит во зле – пребывает в катастрофическом состоянии, но красота природы – звездного неба, утренней зари и прощальных лучей заката, лунной ночи и весеннего торжества расцветающих садов и полей – волнует сердца людей и восхищает их, возносит их мысль к Богу, ведь человек ищет смысл жизни и спасение, вечную красоту и правду. Благой и всемогущий Бог сотворил мир из любви, чтобы все создания Его были осенены славой Божий и пребывали в неизъяснимом блаженстве, восходили от совершенства к совершенству, о славы к славе, наполняясь любовью и одухотворяясь –  все более приближаясь к Богу, к Тому, Кто есть Сущий и Непостижимый, окружен страшным великолепием и пребывает в славе неприступной, все делающий и творящий с совершенной любовью.
                Александрийский богослов Ориген ошибочно полагал, что Бог есть Творец по природе Своей и созидает все в вечности, а это означает следующее – мир существует всегда. Церковь отвергла идею Оригена о совечности Творца и Его творения, богословски различая вечную идею Бога о мире и осуществление этой идеи во времени и с возникновением времени, и опираясь на строки Псалтыря, где ясно сказано, что мир не совечен Богу: Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс.89:3). В своем «Догматическом богословии» преподобный Иустин Попович обратил внимание на то, что Церковь отвергла учение Ориген, ибо «по мысли святых отцов, в Боге необходимо различать идею о мире и осуществлении этой идеи в сотворении мира как объективной реальности. Идею о мире Бог имел от вечности, но осуществил ее во времени и со временем, сообразуясь с собственной волей». Вечная идея Бога и Его замысел о сотворении мира – это волевой замысел, возникший в уме Святой Троицы, но чтобы понять безмерную творческую свободу Бога, надо  осознать, что идея сотворения мира имеет свое основание не в Сущности Божией, а в Его воле – Он Сам задумал сотворить вселенную, Ангелов и людей, а это означает, что замысел сотворения мира, Божья творческая идея – вечна, но не совечна Богу – вечная иной вечностью, чем вечность Божьего Существа и самосознания, ведь Господь мог бы и не задумать сотворение мира и мира могло бы и не существовать. Бог есть Творец не по природе Своей, а по совершенно свободной воле. Георгий Флоровский утверждал, что хоть замысел миротворения вечен, но надо различать два образа вечности: «основную вечность, в которой пребывает одна Троица, и случайную вечность свободных деяний Божией Благодати». «Бог выдумал эту идею – иными словами, у Него были высшие причины ее создать. Но Он не был к этому принужден – даже Собственным милосердием, даже Своей бесконечной любовью. Святотатственное заблуждение воображать, будто Бог сотворил мир по такой же необходимости, с какой Он любит Самого Себя. Любовь Божия, милосердие Божие не могут возрасти от созерцания всех существ, которых только можно вывести из небытия, чтобы они приобщились Божественной благодати. Бесконечное Божие блаженство также не может быть умалено отсутствием этих существ, и даже отсутствием идеи их сущности. Бог самодостаточен. Он – самодовлеющ по превосходству… Бог абсолютно свободен по отношению ко всевозможным тварям. Ничто не довлеет над Его волей. И, более того, Бог свободен по отношению даже к возможности существования тварей». Господь в неисчерпаемой свободе Своей замыслил сотворение мира – идея миротворения вечна, но не равновечна Божественному бытию Святой Троицы, она – замышленная в вечности идея, чудо всемогущий любви и премудрости Божией. Вечный замысел Бога о миротворении есть прообраз и эскиз вселенной и всех созданий в мысли Всемогущего, но это еще не сами творения и не их идеальная сущность, иначе бы мы пришли к ереси пантеизма – идеи единосущности Бога и мира, несовместимой со свободой Божьих созданий. Русский религиозный философ Евгений Трубецкой в книге «Смысл жизни» проницательно утверждал, что пантеистическое отождествление замысла Божиего с идеальной сущностью Его созданий, с одной стороны отрицает свободу тварных существ – все их действия определяются Богом, а с другой стороны – если у них нет свободы и все совершается по воле Господней, а в мире существует зло, то тогда Бог становится виновником всех трагедий и бедствий, и это делает невозможной теодицею. В христианстве все создания Божии обладают совершенно иной сущностью, чем их Творец, а свободно задуманные Богом идеи  – это не имманентные сущности созданных Им творений, а их трансцендентные всему тварному миру первообразы, существующие в мыслях Всевышнего. Мир сотворен Богом из ничто, между всеми творениями и Творцом существует неизгладимая онтологическая пропасть, Его создания имеют свое естество и свою волю – Ангелы и люди созданы по образу и подобию Божиему, они обладают всей полнотой свободы выбора и самоопределения в том числе и по отношению к Богу, и это, с одной стороны указывает на величие Ангелов, именуемых сынами Божиими, и царственное достоинство человека, вошедшего во вселенную как царь в свои чертоги, как пророк и священник Господень, а с другой стороны открывает тайну происхождения зла – обладая свободой человек может не только исполнять волю Вседержителя и реализовывать в своей жизни Его замысел, но и свободно распоряжаться своими силами своей жизнью, он может отпасть от Бога и восстать на Творца своего как Люцифер и мятежные Ангелы, может избрать путь, ведущий к погибели – он не перестанет существовать, но может воспротивиться правде Божьей, отлучить себя от благодати и отвергнуть спасение, опустошить свое сердце и бытие и ввергнуть себя в огонь неугасимый и тьму кромешную, где лишь плач и скрежет зубовный. Размышляя о том, что было до сотворения мира, святитель Григорий Богослов писал о том, что от вечности мысль Божия «созерцала вожделенную светлость Своей красоты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества... Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога – все пред очами, и что будет, и что было... Для Него все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества». По слову преподобного Иоанна Дамаскина: Господь «созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план».По толкованию преподобного Максима Исповедника, от вечности всеведущий Бог созерцал Свои идеи – задуманные Им творческие замыслы, являющиеся основаниями бытия. Таинственные и вечные идеи Бога Творца – Его неизменные и совершенные замыслы, они – первообразы и архетипы творения, а не субстанция сотворенных вещей и созданий, они – вне тварного мира и трансцендентны сотворенному бытию, что делает православное богословие полностью и всецело свободным от пантеистического уклона, довлеющего в платонической и неоплатонической философии, в стоической теории «семянных логосов» и индийской мистике, в софиологии В.С. Соловьева и С.Н. Булгакова, где Небесная София – Премудрость Божия истолковывается как душа и сущность мира, что неизбежным образом ведет к пантеистической идеи единосущия Бога и вселенной и отождествлению Церкви и мира, что неприемлемо для христианского миросозерцания.
                Мир создан Богом «в начале» (Быт.1:1) – мир создан не во времени, но само время возникает вместе с сотворением мира, а Господь есть Царь и Творец веков. Святитель Василий Великий высказал мысль, что начало – это первое мгновение,  таинственная грань между вечностью и временем, возникшим в момент сотворения неба и земли. Августин Блаженный справедливо утверждал, что сотворение мира есть и сотворение времени, ибо Бог есть Творец не только вселенной, Ангелов и людей, но и времени, а время и пространство – два соотносящихся и неразрывных между собой понятия. С особой метафизической филигранностью святой Григорий Нисский пояснял, что весь сотворенный Богом мир – это прекрасная картина и великолепный шедевр, пространство и время – это рама произведения Божиего, а святая воля Всемогущего – основа бытия духовного мира и материального мира. Все сотворенное Богом существует во времени, а пребывание в Боге есть пребывание в вечности, ибо Он есть вечно Сущий, но если даже время – это неизъяснимая загадка, то великая тайна вечности – апофатична, она непостижима и запредельная для нашего ограниченного евклидова рассудка, логики и аналитического мышления. Русский философ С.А. Левицкий писал: «вечность несказуема в слове и понятии, она – несказанна. Поэтому вечность угадывается скорее в молчании, чем в слове, скорее в сознании непостижимости, чем в каких-либо рационалистических конструкциях».  Святитель Григорий Богослов  полагал, что вечность – апофатична: «вечность, есть такое продолжение, которое простирается наравне с вечным, не делится на части, не измеряется каким-либо движением, ни течением солнца... вечность не есть ни время, ни часть времени, – она неизмерима». Время – это категория нашего мира, ее законы – изменчивость и необратимость, но категория времени неприменима к Богу, обладающего всей полнотой бытия и вечности, а вечность Божия – неизъяснимая загадка и невообразимая тайна для нашего ограниченного ума, ее нельзя познать рационально, вечность – это не дурная бесконечность вечно длящегося времени и не застывшее мгновение, иными словами вечность живого Бога Библии – динамична, а не статична как вечность умозрительного мира Платона, именуемая «неподвижным временем». В Священном Писании сказано, что предвечный Господь явился пророку Даниилу в образе седовласого старца – «Ветхого днями»: «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его как чистая волна…» (Дан.7:9). Ветхозаветный пророк Исайя, возвышенно прославляя Бога как премудрого и всемогущего Вседержителя, называет Его – «вечный Господь Бог», Он восседает над кругом земли, и распростер небеса, слово Его пребудет вечно, ибо Он сотворил все сущее: «Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?.. Кому вы уподобите Меня и с кем сравните? Говорит Святой. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляет и е изнемогает? Разум Его неисследим» (Ис.40:12-14, 25-28). Размышляя о вечности и времени, как о неисследимых тайнах премудрости Божией, великий богослов Дионисий Ареопагит в трактате «О Божественных именах», поясняет, что предвечен один Господь Бог – Святая Троица, а все причастное Ему – причастно вечности, так небеса именуются вратами вечности, а Ангелы – стражами врат. По разъяснению святого Дионисия Ареопагита, один Бог предвечен и безначален, и нет никого совечного Святой Троице, а если и говорится, что Ангелы имеют вечную жизнь, то это указывает на то, что они выше времени, но это не отменяет их тварности: «Не следует, таким образом, думать попросту, что называемое вечным совечно предвечному Богу, но, неуклонно следуя за высокочтимейшими Речениями, вечное и временное подобает разуметь в соответствии с известными им образами. Между же Сущим и рождаемым – то, что отчасти причастно вечности, отчасти же времени. Бога же можно воспевать и как Вечность, и как Время – как Причину и всего времени, и вечности, и Ветхого днями, как до времени и выше времени Сущего и изменяющего «времена и лета», также и до веков Существующего, поскольку Он – и до вечности, и выше вечности, и Царство его – «царство всех веков» (Пс.144:13)». Преподобный Максим Исповедник писал, что Бог называется вечным как нерожденный и безначальный Источник и Обладатель самой вечности, в то время как Ангелы не совечные Богу, но причастны к вечности Божией, они есть нетленные и бессмертные духи, имеющие начало – сотворенные Богом. Один Бог по природе Своей и по образу бытия Своего бесконечен и безначален, Он выше всего сотворенного Им мира – духовного и материального, Он выше всего тварного существования. Мир сотворен Богом не во времени, а вместе со временем, наше бытие протекает во времени – имеет хронологию, и если бы не было сотворенной вселенной, то не было бы и времени. Время исчисляется от сотворения неба и земли, оно хронологично – имеет начало и конец, но в Апокалипсисе пророчествуется, что мир будет существовать и когда «времени больше не будет» (Откр.10:6), тогда небеса совьются как свиток, а земля и все дела ее сгорят – исчезнет все суетное и мимолетное, вселенная духовно преобразится – будет новое небо и новая земля, а тленное облечется в нетленное и бессмертное. На страницах Библии сказано, что всемирная история завершится как описано в  Апокалипсисе, небо и земля преобразятся «во мгновение ока» (1 Кор. 15:52), времени не станет и начнется «восьмой день» – все творение приобщится вечности и обретет нетление и неизменность, над праведными взойдет Солнце вечной правды и они унаследуют жизнь вечную и небесное блаженство, а грешных ожидает нескончаемая ночь тьмы кромешной и мука вечная в геенне огненной, ибо свершится всеразрешающий Суд Божий и Высший Судия воздаст каждому по делам его.


Рецензии