Почему Пёрселл?
Я никогда не любила ни Баха, ни Моцарта. Многие их вещи я принимала умозрительно, иногда душой, но в кровь они не вошли. Poco a poco я поняла, что я хочу остаться с Генри Пёрселлом, Жаном-Батистом Люлли и Арво Пяртом, хотя я не являюсь знатоком их творчества, но того, что я слушаю и слышу, мне достаточно.
Возможно, Генри Пёрселл, умерший какой-то русской смертью (замёрз на пороге дома при невыясненных обстоятельствах в 36 лет), мне близок именно своей выразительностью и бережностью к человеку, его музыкальная фраза чаще всего кантиленна. Если уж на то пошло, и Моцарт, и Бах, и Гендель могут выбить из-под меня табуретку, накрутив на мою душу страдание всего мироздания. Генри Пёрселл во многом противостоит им: его поступательные, волнообразные темы как будто осторожно прорубают в сознании коридоры в пространства, где не больно и не страшно. У Бетховена я такой момент уловила лишь однажды. В рондо Сонаты для фортепиано № 17, в одном из водоворотов есть замедление в несколько секунд, и слушатель вырывается на свет, чтобы утонуть уже окончательно. Всё-таки Пёрселл -- это сегодняшняя музыка, возвращающая нас в ту форму, и на те скорости мысли и чувства, для которых мы и были задуманы, несмотря на её ювелирную изощрённость ледяного стаккато, как, например, в Coldsong, которую спел Стинг, добавив психоделики.
Пёрселл подтолкнул Владимира Дашкевича написать увертюру к «Шерлоку Холмсу».
Но всё-таки Пёрселла лучше слушать от Andreas Scholl. В одном из концертов (Mezzo H.Purcell Airs d' Operas & Songs An. Scholl, Academia Bizantina, St. Montanari) первый скрипач снимал фермату, как в замедленной съёмке. Самым удивительным было видеть, как в этой раскадровке его одна эмоция сменяет другую. И в конце он поставил эту беззвучную точку, которая растворилась в пространстве.
Свидетельство о публикации №222071300819
Хочется тоже сказать про Перселла. Я в нем услышал что-то родное и болезненное, какое-то напоминание про незавершённую конструкцию, отложенную заготовку для будущей цельности и самодостаточности, которые когда-то позволят зазвучать как Бах и Гендель. Про коридоры в пространства, пожалуй, я согласен, то же что-то похожее видится. Может и ведут то они не больше чем в соседнюю камеру другого узника, где можно хотя бы поболтать, может к пропасти над холодным морем, но определенно к какой-то смене координат и переоценке страхов.
Старина Вв 11.10.2023 07:22 Заявить о нарушении