Ночной дозор. Рассказ. Акт 1

Ночной дозор. Рассказ в двух актах. Акт 1.

В первый же выходной в английской командировке Витёк поехал в Лондон, чтобы походить по музеям. Лукаво не мудрствовал - доехал на метро до станции Чаринг Кросс и оказался на Трафальгарской площади, за нею виднелись контуры Национальной Галереи. Туда и направился.
 
Начал осмотр с родного российского - взошёл по широкой мраморной лестнице центрального входа на первый этаж и сразу в вестибюле нашёл мозаичный пол Бориса Анрепа, с ангелами и Анной Ахматовой. Как приятно на чужбине найти хоть что-то родное. Потом, не спеша, пошёл по залам, останавливаясь у знакомых по репродукциям картин.
 
Вот и Рембрандт, вот и огромная копия его знаменитого "Ночного дозора", написанная его учеником Герритом Луденсом. Витёк много раз рассматривал эту картину в своей книжке, удивляясь точному балансу персонажей на полотне, тщательному письму мельчайших деталей и приходя к выводу, что полученная Рембрандтом тысяча гульденов с каждого изображённого на картине лица не была чрезмерной платой.
 
Меж тем, мысли потекли в другую сторону, ибо и самому Витьку много лет назад пришлось однажды лично участвовать в ночном дозоре.

В те времена Витёк работал по ремонту рыболовных траулеров и транспортных рефрижераторов. Работа тяжёлая, опасная, грязная, но дающая, хоть за счёт халтур, небольшие, но достойные заработки. Была пора безвременья, когда Брежнев уже отошёл в мир иной, а горбач ещё не появился.
 
Часто приходилось задерживаться на работе и возвращаться домой затемно, даже летом. Обычно Витёк ехал на автобусе до вокзала, потом пересекал вокзал, и по Мельничной и через небольшой скверик, где тогда был стенд передовиков социалистического соревнования Московского района, а сейчас мемориал сгоревшей в начале войны синагоги, добирался до дома.

Когда всё это произошло, стояла середина тёплого лета, погожим ранним утром Витёк вышел из дома и пошёл на работу вдоль Мельничной. Не спешил, автобусы ходили часто.
 
Навстречу Витьку, озираясь по сторонам, со стороны вокзала шёл небритый молодой мужчина в сильно помятом дорогом костюме и несвежей сорочке.
 
Завидев Витька, мужчина засомневался, да так, что это было заметно со стороны, потом вдруг решился и спросил с деланным безразличием:

- Извините, сколько сейчас времени?
- Полседьмого.
- Утра или вечера?
- Утра.
- А какой сегодня день?
- Пятница, тринадцатое июля.
- Да?

Мужчина был немало удивлён. С видимым трудом он взял себя в руки и, заикаясь, спросил:

- Скаж-жите, а какой это город?
- Рига.

Мужчина озадаченно почесал в затылке:

- Да?.. Спасибо.
- Могу вам чем-то помочь? - спросил Витёк.
- Да нет, не сможете, спасибо, - вяло ответил мужчина и повернул к вокзалу, откуда пришёл.

Вот такая утром была встреча, а после работы, на обратном пути домой, Витька ожидала встреча со старым и хорошим знакомым, которого он давно не видел.
 
Это был второй электромеханик Сергей с траулера-суператлантика "Сергей Люлин".
В наступавших сумерках Сергей надолго располагался на скамейке в сквере передовиков Московского района. Он был тепло одет, на груди болтался морской бинокль, у скамейки стоял туго набитый станковый рюкзак "Ермак". Словно собрался в многодневный поход.

- Привет, Серёга! Рад видеть! Когда пришёл? Что здесь забыл?

- Здорово, Витёк! Как сам-то? Я уже вторую неделю каждую ночь здесь торчу. Видишь три окна над магазином "Великан" на этой сталинке? Здесь живёт Гриша, я с ним учился в Калграде в институте, сейчас он в морях на "Юрмале". Мы встретились в кафе Совиспана в Лас-ПальмАсе на Канарах, и Гриша попросил меня последить за его женой, есть у него подозрения...

- Слушай, Витёк, ты с работы? Завтра суббота. Побудь со мной хоть немного за компанию. Поболтаем. У меня флакон коньяку, закусон. Я, как пришёл с морей, рассказал о просьбе Гриши моей жене, она меня поддержала, сказала, что своими руками задушила бы эту изменницу. Каждый вечер она сама отправляет меня на вахту, а днём я отсыпаюсь. Но мужики к жене Гриши не ходят, она всё время ночует с разными подругами, ещё домой не пришли, свет не горит. Так что, как говорят следователи в кино, "обвинения беспочвенны", но я обязан дать другу полный отчёт. Видишь блокнот? Всё записываю по минутам. Ну, сам всё увидишь. Я тебе налил, давай. Бери закуску...

Быстро темнело. На Доме Колхозника зажглись огни. Было тихо, город засыпал.
Вдруг со стороны вокзала послышалось цокание высоких каблуков. Чуть покачиваясь в стороны, к сталинке, обнявшись, приближались две нарядно одетые дамы, иногда они останавливались для поцелуя.
Дамы запели новую песню  из "Машины Времени", но с изменёнными словами: "Я пью одна, а муж мой в море. Когда ж его смоет волна, когда же мне повезёт?.."

- Это они так в шутку, - сказал Сергей, - это Гришкина жинка и одна её подруга. Сам видишь, идут без мужиков, всё тип-топ! Но моё дело сидеть здесь до утра, я обещал, мало ли что... Как хорошо, что мне так повезло с моей женой, не надо сомневаться и никого просить. Говорит мне, что никогда не опустилась бы до низости измены - я спокоен! Посиди со мной, Витёк. Расскажу про рейс, как мы НЛО на траверсе Кабо-Верде видали. Чуешь?

В окнах над магазином зажёгся свет. Задёрнули занавески, вскоре свет погас. Витёк был охоч до всего необычного, попросил рассказать про НЛО в деталях. Хлопнули ещё по стопке, закурили. На аллее сквера появился человек в милицейской форме, капитан. Он приветливо помахал рукой и приблизился.

- Как дела, Сергей? Всё в порядке?
- Пьяных нет, Дима,- ответствовал Сергей, - Знакомься, это Витёк, наш спец по автоматике, свой парень. Подопечные уже дома, пришли без мужиков, легли спать.

Дима-милиционер достал из кармана брюк бутылку водки:
- Рад знакомству, Витёк. Хорошо, что так, это дело надо отметить...

НЛО появился неожиданно, в сумерках, в штиль, примерно в полумиле по правому борту. Где-то с полчаса сопровождал судно, временами снуя в разные стороны и вверх-вниз, а потом неожиданно исчез. Капитан вызвал навигатора, который, как известно, был и кагэбистом, ушли в радиорубку. Когда вернулся, собрал свободную от вахты команду: "Вы ничего не видели и не надо об этом болтать, можно лишиться визы. Всё понятно?"

Милиционер Дима почесал в затылке:

- Да... Дела... Я вот что хочу сказать, Сергей. Конечно, я в это не верю... Не в НЛО - тут ясен пень, а не верю в то, что сказал начальник нашего отделения про случай с твоим дежурством... Так вот, он сказал, что есть женщины, которым мужчины не нужны, которые друг с другом обходятся... Я у него спросил, как, мол, они так ухитряются, им же нечем... Мужики на тюрьме - другое дело, есть даже статья за мужеложество, артистов и певцов за это сажают. Но женщины... Начальник отделения только ухмыльнулся: "Ну ты даёшь, капитан!" И чего я "даю"?

- Конечно, здесь нет ничего такого. Просто подруга, была замужем, развелась. Работают они вместе. Я узнавал, - сказал Сергей, - а ты что думаешь, Витёк?

Витёк много чего об этом думал, но не хотел сеять сомнения в душах праведников и молча кивнул.

Вскоре на востоке заалела заря. Окна над магазином "Великан" были тёмными. Честь супруги электромеханика Гриши была вне подозрений. Витёк простился с Сергеем и Димой и пошёл домой отсыпаться. На его счастье, халтуры в эту субботу не было...

Конец Первого акта.


Рецензии