Деревенские рассказы. Хамелеон

   Х А М Е Л Е О Н

Случай, о котором я хочу здесь рассказать, произошел вначале 70-х годов прошлого столетия на моей малой родине -
в деревне Долгие-Нивы Смоленской области.Я тогда только что закончил восьмой класс и вместе со сверстниками гонял с утра до
вечера на велосипеде по местным достопримечательностям - то в лес за земляникой и грибами,то на озеро купаться или ловить
рыбу, а то и в совхозный сад за яблоками.Короче, каникулы есть каникулы, и мы, как могли, оттягивались по полной в свое
удовольствие. Вот и в то утро мы договорились с пацанами встретиться возле клуба и рвануть с девчонками на озеро загорать и
купаться.Но не успел я запрыгнуть на своего железного коня, как мне издали помахал рукой дядя Ваня по кличке Кузумир,бывший
деревенский кузнец - мужик с гонором и своеобразным чувством юмора.
- Понятно, Вовка, дело есть.Сгоняй-ка в Темники за бутылкой, а то банный день сегодня, а я не запасся.Понятно, пока
парюсь, ты и смотаешься.Сам знаешь,баня без бутылки, как свадьба без гармошки.
Слово "понятно" дядя Ваня повторял в каждом предложении по нескольку раз - для связки, так сказать, других слов. Это
был его конек!И если бы он, вдруг, заговорил без этого знаменитого на всю округу "понятно", то никто бы ничего не
понял из его речи, да и для многих это был бы просто нонсенс.А кто-то бы и просто сказал, мол, чокнулся дедок!
- Ну, да, дядь Вань.- поддержал я разговор, - еще полководец Суворов говорил, что после бани последние кальсоны
заложи, но выпей!

- Понятно, насчет Суворова, не в курсах, а вот батя твой так любит выражаться.Ну, так что, по рукам!
- Да не вопрос! Минут пятнадцать, и я уже здесь! Куда водку-то привезти?
- Так, понятно, я тогда тебя тут и подожду, раз так быстро. Покурю вон у колонки!
Короче, я на полных порах умчался в соседнюю деревню в магазин ( у нас тогда сельмага не было), а дядя Ваня остался
меня ждать в прекрасном расположении духа. Еще бы! Так удачно и быстро решил банный вопрос! Но, как это обычно бывает в жиз-
ни, сработал всем известный закон подлости - магазин был закрыт на переучет аж до 12 часов дня.Я и подумал своим детским
умишком, что Кузумир догадается сначала помыться, пока меня нет, а магазин откроется, так я ему прямо в парилку пузырь то и
подгоню.Все, что случилось после моего отъезда, я постараюсь далее доподлинно воспроизвести со слов очевидцев.
Как только я уехал, дядя Ваня сел у колонки и закурил.
- Вот, понятно, парень - золото! Понятно, как каток покатился! - сказал он подошедшей за водой нашей соседке тете Рае.
- Кто ж это тебе, Иван Иваныч, так подладил? - спросила та удивленно. Поскольку услышать какую бы то ни было
похвалу из уст знаменитого Кузумира было то же самое, что увидеть снег летом.
- Так, понятно, сосед твой, Вовка Ширяй. Ну, не малый,понятно, а огонь!Только, понятно, про магазин заикнулся, тут
же сразу и полетел. Так и не мудрено. Есть в кого! У него вон, понятно, и батя классный мужик - что не попросишь,всегда с
уважением! А шутник какой да балагур - таких поискать! Да и дед Закубышка, помню, тоже был хоть куда - и выручит когда надо,
и поговорит по душам.Да вся порода будьте-нате...Понятно, гены...
А между тем, время идет. Проходит 20 минут, полчаса.Дядя Ваня начинает нервничать и ходить взад-вперед от колонки до до-
роги.Так проходит целый час.И в это самое время мимо идет моя родная тетка. Ей бы, теть Нюре, поздороваться да пройти ми-
мо, а она возьми да спроси:
- Иван Иваныч, ты чего это тут как регулировщик уже полдня взад-вперед ходишь?
Тот аж подпрыгнул от неожиданности - вопрос его просто срезал наповал:
- Да, понятно, пошла ты на хрен вместе со своим недоумком - пляменником!
От такого поворота дела тетка встала, как вкопанная,стараясь хоть как-то вникнуть в суть дела:
- Да что случилось-то? Можешь по нормальному объяснить?
- Понятно, по ком он путный-то будет,- продолжал, не слушая ее, дядя Ваня.- Да я ж всю семейку знаю вашу чокнутую, как
облупленную.И батя его, братец твой,не пойми что - рвань да пьянь конченая с тупыми плоскими шутками. Да и дед,понятно,
любой скажет,мудак был полный в любых вопросах.
- Да побойся Бога, Иван Иваныч! Дед то чем тебе не угодил?
- Понятно, Нюрка, иди своей дорогой!С тебя все одно толку, что молока с козла.
- Да Вовка ваш пообещал ему водки с бани привезти, да что-то подзадержался, - пояснила подошедшая тетя Рая.- А этот
черт старый только что его хвалил, как петух кукушку, а теперь вот хает последними словами! Как хамелеон!
- Тьфу ты! А я то подумала, что что-то серьезное случилось.Старый алкаш! Совсем из ума уже выжил!
- Да что вы раскудахтались, овцы нестриженые! Понятно, тьфу на вас...
Иван Иванович, зло сплюнув себе под ноги,заколдыбал в сторону бани.
И тут, как назло, ему навстречу идет мой батя - уже вымытый и слегка выпивший.И между ними происходит такой диалог:
- Здорова, Кузумир! Что мрачный, как сыч?
- Ты, понятно,мне зубы не заговаривай! Бутылку, понятно, давай!
Батя сделал большие глаза:
- Какую на фиг еще бутылку? Да я тебя в глаза первый раз вижу за последний месяц!
Трудно предположить, чем бы все закончилось,но в самый разгар их спора я и подъехал - с водкой и виноватой улыбкой на
лице.Пытаясь объяснить ситуацию, протягиваю поллитровку дяде Ване.
- Понятно, засунь ее себе в задницу!Когда буду помирать, обязательно за тобой пошлю кого-нибудь!
- Это еще зачем, - спросил я удивленно.
- Так тебя только за смертью посылать! Пока будешь бегать, может успею бутылку распить перед кончиной.
Когда я через час вернулся домой из бани, Кузумир сидел за столом вместе с батей, и уже был на хорошем взводе. Помирать
он явно пока не собирался!!!


Рецензии