Студентки Обитель Преподобного Сергия
Белибова Татьяна Валерьевна, Непряхина Анастасия Алексеевна
"Обитель Преподобного Сергия"
Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. Это – Обитель Преподобного Сергия Радонежского – Великого Молитвенника Земли Русской, собирателя Русских Земель. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.
Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла - Варфоломеем и Стефаном, - решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь). Не случайно именно здесь, в Лавре, нашла себе приют Московская Духовная Академия – духовное порождение обители, ведущее свое начало от просветительского и ученого кружка Максима Грека. Не случайно именно благодаря Лавре возникли крупнейшие современные центры декоративно-прикладного искусства, такие как Абрамцевское художественное училище и Всесоюзный институт игрушки в Сергиевом Посаде. Их деятельность, можно сказать, освящена самим Преподобным Сергием, который своими руками делал игрушки для детей, приходивших в его обитель.
История города Сергиева Посада, развивавшегося вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в середине XIV века, отсчитывает уже седьмое столетие; она видна и в его широко раскинувшейся живописной панораме, и в прихотливом силуэте монастырского ансамбля. Здесь все так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочности древней архитектуры, постоянно ощущаешь какое-то особое чувство благодарного восхищения перед исключительным мастерством и неиссякаемым творческим поиском столь богатого талантами русского народа.
Великие московские князья, а затем и цари всегда оказывали Сергиеву монастырю подчеркнутое внимание — они часто посещали его, предоставляли ему различные льготы, наделяли богатыми вкладами, посылали туда своих лучших мастеров для строительства и украшения зданий, способствовали превращению монастыря в первоклассную военную крепость. Благодаря такой могущественной поддержке, а также предприимчивости самих монахов богатство монастыря со временем достигло колоссальных размеров: его многочисленные вотчины, угодья и промыслы распространились по всей стране, тысячи крепостных крестьян распахивали его земли, платили ему оброк или работали на него «всякое изделие». Троицкий монастырь вел собственное летописание, здесь собирались рукописи и книги, были свои школы иконописи и «книжного письма»; в монастыре жили и работали многие известные писатели и ученые Древней Руси, здесь начинал свой творческий путь Андрей Рублев, резал свои миниатюры его современник, мастер-ювелир Амвросий. В ризницу монастыря в качестве вкладов поступали первоклассные образцы национального искусства — иконы, шитье, ювелирные изделия и т. д. Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века, видел в ризнице «вещи, поражающие ум изумлением и удивляющие умного больше глупца что «в этом монастыре находится много сокровищ от времени прежних князей и следовавших за ними царей до сей поры».
Особую ценность для русской культуры представляют древние здания и сооружения монастыря. На его небольшой территории из века в век непрерывно трудились безвестные русские мастера, заменяя деревянные постройки каменными, ветхие и устаревшие — новыми, более совершенными и грандиозными. Недаром монастырские власти постоянно хлопотали о таких вотчинах, где можно «камень уломати и известь ужечь», объясняя это тем, что «каменное дело» в монастыре «строится во вся годы». На монастырских стройках воспитывалось не одно поколение искусных умельцев, от отца к сыну передававших накопленный опыт профессионального мастерства, обеспечивая преемственность художественных традиций. Характер строительства определялся конкретными историческими условиями, которые, в свою очередь, находили отражение в архитектурных образах и формах. В стенах Троицкого монастыря сложился своеобразный музей архитектурных форм и стилей, где каждая эпоха и столетие, начиная с XV века, представлены своими характерными и наиболее совершенными сооружениями, большинство которых сохранилось до наших дней. И при всем разнообразии и стилистическом различии этих тесно поставленных разновременных зданий они не только не мешают друг другу, а наоборот, объединенные единой мерой высокого таланта и градостроительного такта возводивших их зодчих, представляют великолепное художественное созвучие или ансамбль, который и является наивысшим результатом сложного искусства архитектуры.
Полный глубоко осмысленной красоты и неповторимой живописности, ансамбль зданий Троице-Сергиева монастыря настолько совершенен по своей художественной цельности, что невольно кажется, будто само Время выступало здесь его Зодчим, а люди были всего лишь исполнителями-каменщиками. И может быть, не так уж сильно преувеличивал много повидавший Павел Алеппский, когда писал, что «этот монастырь не имеет себе подобного не только в стране московской, но и во всем мире». Троице-Сергиева Лавра по праву считается одним из самых значительных памятников русского искусства и пользуется мировой известностью. И, понятно, не только архитектурных памятников, но, прежде всего, она - именно сердце Православной России, Святой Руси.
А потому, завершая краткий рассказ об одной из главных русских святынь, хотелось бы обратиться к одному из многочисленных примеров почитания русскими людьми одной из главных святынь - к воспоминаниям звонаря Свято-Даниловой Обители - Михаила Ивановича Макарова:
«Здесь все было исполнено мира и доброты. С безграничной любовью смотрели лики на иконе Святой Троицы, и хотя вся икона была закрыта дорогим окладом, а открыты только лики, но их вид глубоко проникал в душу и притягивал к себе. Все существо наполняло чувство живой близости Преподобного: вот сейчас подойдем под его благословение, и он тепло приласкает и благословит. И еще было какое-то ощущение, тогда для меня не ясное, понятое мною позже. Это чувство неизъяснимой раскрытости души, когда стоишь у мощей Преподобного. О чем я молился у мощей? Ни о чем. Я был полон отрадой присутствия в этом святом месте. Как говорят, «не чувствовал под собою ног». Только и хотелось, что повторять слова акафиста, читавшегося в это время: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче». Из этого благодатного состояния я вышел, увидав у подсвечника перед мощами Сергея Александровича, ставящего за каждого из нас по свече и особую свечу — за о. Иоакима. Мое внимание привлек целый костер свечей, горящих на этом большом подсвечнике, и особенно — огромная восковая свеча в центре подсвечника. «Как же ее ставят? — подумал я. — Наверно, вдвоем».
Мой взор упал на пробоину от польского ядра в железных дверях собора, рядом с мощами. Об этой пробоине говорил нам Сергей Александрович, когда рассказывал про осаду монастыря. Глядя на пробоину, я подумал: вот хорошая отметина на память о заступничестве Преподобного Сергия. Шестнадцатимесячная осада кончилась тем, что, потеряв больше половины своего многочисленного войска, в шесть раз превышавшего силы защитников монастыря, поляки бежали.
От пробоины мой взор возвратился к раке и к большой иконе у мощей — Явление Божией Матери Преподобному. Вспомнилось недалекое раннее детство, когда я, просыпаясь ночью, видел на столе образок этого Явления с горящей перед ним лампадкой. И я вновь почувствовал ту теплоту и доброту, которую ощутил, подойдя к кресту после обедни в Сергиев день — первый день посещения Даниловской школы. С этим ощущением я приложился к мощам Преподобного и вышел из собора».
И такие чувства испытывает каждый человек, приходящий к Преподобному Сергию - в его Святую Обитель.
Литература
1.Житие Преподобного Сергия Радонежского, изложенное Епифанием Премудрым и акафистом Преподобному Сергию Радонежскому.
2.И.С.Шмелёв «Богомолье».
3.Д.М.Балашов «Похвала Сергию».
4.Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
5.Н.С.Гумилёв стихотворение «Андрей Рублёв».
6.Материалы журнала «Русский дом».
7.Произведение древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом побоище».
8.Произведение древнерусской литературы «Задонщина».
9.Программа из цикла «Православная Энциклопедия», посвящённая П.А.Флоренскому.
10.Материалы экскурсии в Музее им. Андрея Рублёва.
11. Материалы о Троице – Сергиевой Лавре.
Свидетельство о публикации №222071401026