Перелет Брно-Кулунда-Барнаул

66 лет назад, 8 сентября 1956 года, на территории Алтайского края был зафиксирован новый мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета на легком самолете «Сокол М-1С» категории C-1b FAI1. Новый рекорд составил 4 260,07 км и был установлен во время перелета Брно (Чехословакия) – Кулунда (СССР) чехословацким спортсменом Франтишеком Новаком. Изначально конечным пунктом рекорда предполагался Барнаул, но в итоге финиш рекордсмена встретили жители обычного районного центра Алтайского края – поселка Кулунда. Почему именно Кулунда? Об этом ниже.

Новак самостоятельно подготовил маршрут перелета Брно-Черновице – Барнаул, согласовал его с Генеральным штабом Гражданско-транспортной авиации СССР, получив позывной «Сокол Новак».

Поддержкой и организацией полета чешского пилота над территорией СССР был уполномочен ДОСААФ.

Полет организовывался тщательно, до мелочей. Было обусловлено, что Новак каждый час будет получать актуальный метеорологический прогноз, а передача сообщения будет повторяться в течение 10 минут. Пилот получил три комплекта карт для полета, один из которых после полета с отметками перелета должен был быть возвращен обратно в Москву. Обсуждался также набор аварийно-спасательного оборудования для полета.

Были установлены более мощные радиоприемники, а также еще один магнитный компас с подсветкой. В экипировку входил сигнальный пистолет с белыми ракетами на парашюте, которыми при необходимости ночью можно было освещать площадку для возможной аварийной посадки. В самолет погрузили продукты питания, кофе, чай, сигареты.

В день отлета, 7 сентября 1956 года, после оценки метеорологической обстановки Франтишек Новак прошел таможню и паспортный контроль и получил разрешение на взлет. Первым ориентиром полета был Киев. Попав в сильнейший дождь с грозой в полной темноте за 160 км до Киева Новак был вынужден снизиться до такой степени, что однажды увидев мерцающие рядом огни вдруг понял, что это огни фар автомобилей на трассе, проходящей где-то рядом. Из-за разрядов молний полностью отсутствовала радиосвязь. Полет проходил исключительно по приборам. И когда впереди замаячили сотни огней Киева перед Новаком встал выбор – продолжить полет или отложить рекорд до нового случая?

Решил пролететь еще немного и дальше принимать решение по обстоятельствам. Однако за Киевом гроза только усилилась, вокруг насели плотные облака и возвращение обратно стало невозможным - Киев бы он точно уже не нашел. Вся кабине была мокрая от дождя, который просачивался через стекло. Из-за очередного разряда молнии перестал работать компас. Оставалось только полностью сосредоточиться на приборах и лететь дальше. Над Киевом Новак пролетел в 20.15 часов (по московскому времени). К 22:45 гроза стала стихать.

После восстановления визуального контакта с землей Франтишек попытался определить свое местоположение. Расчет показал, что при условии соблюдения запланированного маршрута и средней скорости на трассе он должен был находиться где-то под Воронежем. Около 23-00 часов после многочисленных неудачных попыток ему все-таки удалось перехватить метеосводку со станции Печора с позывным «Сокол Новак». Все еще плохо различая местность внизу, в 23:20 часов чехословацкий пилот сделал плановый поворот на Саратов, все еще точно не определившись со своим местонахождением. В 23:30 часов через разрывы в облаках он увидел реку, полагая, что это Дон. Все также, не имея устойчивой связи, Новак пролетел Волгу, затем Урал. В 4:45 (уже 8 сентября) сплошной слой облаков начал очень медленно распадаться. Согласно плану в 5-00 часов Новак должен был быть над городом Чкалов (ныне Оренбург), после чего он планово сменил курс на Кустанай. Когда сплошной слой облаков, наконец, рассеялся, пилот увидел внизу холмистую местность, потом железнодорожную ветку и решил лететь над ней, пока не наткнется на какой-нибудь значимый ориентир. Очень скоро удалось установить, что эта ветка - железная дорога, соединяющая Чкалов с Орском. После всех трудностей и долгих часов полета в катастрофических условиях погоды, Франтишек отклонился от запланированного маршрута всего на 80 км и задержка от плана составила всего 20 минут. Выяснив фактическое местонахождение, Новак скорректировал курс в сторону Кустаная. В 6:00 перед пилотом открылся бескрайний равнинный ландшафт с очень редкими поселениями. На подлете к Кустанаю Новак выяснил, что сократил отставание от плана на 10 минут, но отклонение от маршрута вызывало новую проблему – было израсходовано излишнее топливо. Стал необходим новый расчет, чтобы понять до какого аэродрома теперь можно максимально дотянуть.

В 9:50 самолет чеха был над Кокчетавом (ныне Кокшетау (Казахстан)). Здесь летчику предстояло решить, как дальше израсходовать оставшиеся 70 литров топлива. У него было три варианта для посадки: аэропорт Барнаул, Павлодар или приземлиться на, отмеченном на карте, аэродроме в Кулунде. Павлодар, находился в 550 км и после посадки там оставался еще достаточный запас топлива. До плановой посадки в Барнауле топлива не хватало, поэтому было принято решение лететь еще 700 км до Кулунды, при этом запас топлива расчётно должен был израсходоваться полностью.

На следующем участке полета пилот ориентировался в основном на соленые озера, которых в этом районе было даже больше, чем деревень. Над озером Селетытениз (бессточное горько-солёное озеро в Северо-Казахстанской области Казахстана) он обнаружил, что уже пролетел со старта 4000 км и это уже перекрывает действующий на тот момент мировой рекорд! В 12:00 Новак пролетел над Иртышом. До Кулунды оставалось 150 км. Чтобы опознать Кулунду Новак ориентировался на пересечение двух железнодорожных линий. За 40 км до Кулунды, на высоте 1500 метров, остановился двигатель, это означало, что штатные топливные баки пусты. Новак переключился на запасной бак с последним топливом и продолжил снижение. На подлете к Кулунде, он тщетно пытался найти аэропорт, но, так и не обнаружив ничего подходящего, решил приземляться на открытую площадку рядом с железнодорожной веткой, ведущей из города на юго-восток.

8 сентября 1956 г. в 13:02 часов по московскому времени Франтишек Новак успешно приземлился в Кулунде с минимальным остатком топлива в баке. Полет длился 22 часа 12 минут, а общая дистанция полета, официально признанная FAI, составила 4 260,07 км. Был установил новый мировой рекорд в своем классе.

Обратная дорога домой заняла у Новака ровно месяц. Через два дня после посадки в Кулунде, где он получил теплый прием и хорошо выспался, 10 сентября 1956 г., Франтишек вылетел в Барнаул, где пробыл четыре дня. О пребывании Новака в Барнауле в «Алтайской правде» вышла небольшая заметка.

14 сентября 1956 года чех вылетел в Новосибирск. Далее его путь пролегал через Омск, Свердловск, Казань. 22 сентября 1956 г. Новак прибыл в Москву. В Москве пробыл шесть дней и 28 сентября 1956 г. вылетел в Сталинград. Затем были Симферополь и Киев. В Киеве он провел три дня и 8 октября 1956 г., после полета продолжительностью 5 часов 15 минут, приземлился дома в Медланке.

На протяжении всего маршрута советские люди оказывали самый радушный прием и гостеприимство чехословацкому летчику. Гостеприимство было настолько велико, что к концу полета Новак набрал лишних 15 кг и семья узнала его с трудом.

Кратко о биографии пилота: Франтишек Новак родился 1 ноября 1922 года в Коваржове в крестьянской семье. Первенец своих родителей Йозефа и Анны. Окончил начальную и среднюю школы. С 21 октября 1942 года был занят на принудительных работах в Германии на фирме Фридриха Круппа, где и оставался до конца войны. По возвращении домой, в 1945-1946 гг., работал автоэлектриком. С 14 октября 1946 года стал сотрудником Моравско-Силезского губернского аэроклуба в Брно, где работал механиком автомобилей и лебедок в аэропорту в Медланке. 14 апреля 1947 года сдал первый экзамен на пилота. В 1953 году получил квалификация инструктор по мототехнике. В 1955 - 1957 годах ему удалось установить или побить четыре мировых рекорда по пилотированию, в т.ч. рекордный полет в Кулунду. В 1956 году присвоено звание Заслуженный мастер спорта, а в 1957 году получил награду Всемирной авиационной федерации FAI - Медаль Луизы Блерио. С 1963 года Франтишек Новак работал инструктором по пилотированию вертолетов. С 1 января 1974 года переведен на должность летчика десантного самолета Ан-2. Вышел на пенсию 31 декабря 1977 года в возрасте 55 лет. Умер 26 апреля 2001 года. Был женат на Людмиле Блажковой. В семье родились две дочки - Людмила и Елена.


Рецензии