Студент О живописном образе Преподобного Сергия
Образ Сергия Радонежского в творчестве М.В. Нестерова
Хорош Божий мир.Полюби Святого Сергия
полюби его искренно, хороша моя родина!
И он тебя полюбит…
М.В. Нестеров
Преподобный Отец Сергий Радонежский – один из самых почитаемых церковных деятелей России. Основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры, он стал символом объединения Руси и сплочения русского народа в борьбе с монголо-татарским игом. Перед Куликовской битвой отец Сергий благословил Великого князя Дмитрия Донского. Его ученики создали по всей Руси более 150 монастырей, ставших для неё светильниками благочестия и просвещения. Тема жизни и трудов святого Сергия актуальна и сейчас. 3 мая 2014 года исполняется 700 лет со дня его рождения. Его образ по-прежнему волнует и притягивает умы и души людей.
Моё знакомство со светлым образом Преподобного Сергия Радонежского началось с картины Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сюжет этой картины заимствован из «Жития Преподобного Сергия», написанного Епифанием Премудрым. Юному Варфоломею (мирское имя святого) не давалась грамота. Он горячо молил Бога, чтобы Тот вразумил его и наставил. И вот однажды отец послал мальчика найти жеребят. В поисках животных ребёнок подошёл к большому дубу, под которым увидел старца-черноризца. Варфоломей попросил неизвестного помолиться за него Господу, чтобы Всевышний помог ему овладеть грамотой. Сотворив молитву, старец дал мальчику просфору со словами: «О грамоте, чадо, не скорби. С этого дня дарует тебе Господь разумение Святого Писания». А ещё один из тех, кто внимательно исследует творчество М.В. Нестерова, написал, что на картине не видно лица инока потому, что художник не только изобразил один из наиболее важных, судьбоносных моментов жития Преподобного Сергия, но и символически показал, что старец, благословляющий отрока – это сам будущий Святой – Преподобный Сергий Радонежский!
Тема русской святости – одна из центральных в творчестве М.В. Нестерова. Особенно любовно он относился, как уже понятно, к Сергию Радонежскому. На протяжение многих лет Михаил Васильевич упорно стремился в полной мере воссоздать облик Сергия, постичь все грани его святости. Художник создал целую серию картин, посвящённых этому святому: «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892 – 1897), «Труды Сергия Радонежского» (1896 – 1897), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899). На этих полотнах Сергий предстаёт перед нами во всех возрастах: и юношей, и зрелым мужчиной, и пожилым человеком.
Михаил Васильевич писал в воспоминаниях: «Образ Сергия Радонежского пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «…был нам близок, входил в обиход нашей духовной жизни». Постепенно в душе художника возник идеал человека, к воплощению которого он стремился все последующие годы. «Стало ещё труднее тогда, когда в своём искусстве я столкнулся с человеком, столь значительным в истории нашей культуры, нашей судьбы… Лицо его лишь мерещилось мне, как во сне, не находя реального воплощения, и начались часы моих тревог, сомнений, страданий».
И вот по вере, по молитве семьи Нестеровых и Васнецовых картина М.В.Нестерова«Юность Преподобного Сергия» - даже не картина, а репродукция… исцелила больного маленького сынаВ.М.Васнецова, когда он вместе с самим автором бессмертного полотна расписывал в Киеве знаменитый Владимирский Собор к 900-летию Крещения Руси!!! Не икона, а репродукция картины, за которую жена художника ухватилась как за «соломинку»! Святость Преподобного Сергия великое множество раз приходила на помощь людям – и вот в соединении с благочестивой душой художника совершили ещё одно чудо!
А ещё при взгляде на картину нельзя не вспомнить, как святость приручала диких животных и как они были преданы тем, кто оставил этот грешный мир ради соединения с Богом.
Идея же картины «Видения отроку Варфоломею» возникла у художника в подмосковном имении Абрамцево, куда он был приглашён в качестве гостя. Красота местной природы поразила Михаила Васильевича. В окрестностях Абрамцева он написал пейзаж, ставший основой для картины. Нестеров вспоминал: «Мой Варфоломей мог грустить и радоваться только в день хрустальный, когда прекрасна и светла тихая лазурь над грустно-сиротеющей землёй. Мне хотелось так написать осень, чтобы слышно было, как журавли кличут высоко в небе». Пейзаж и фигуры персонажей были готовы. Оставалось найти лицо Варфоломея. В окрестностях Абрамцева художник встретил больную крестьянскую девочку. Её облик так поразил художника, что вскоре она стала прообразом главного героя картины.
На переднем плане картины, на фоне прекрасной осенней природы, изображены две фигуры: под дубом стоит схимник, а перед ним, застыв от волнения и трепета, хрупкий светловолосый мальчик. Лицо монаха скрыто капюшоном, а вокруг его головы светится золотой полупрозрачный нимб. В руках он держит серебряный ковчежец с просфорой. Фигура юного Варфоломея является смысловым центром полотна. Мальчик стоит перед ангелом, принявшим образ старца, благоговейно сложив руки и широко раскрыв глаза. Его взгляд говорит о чистоте его души, открытой Богу. На наших глазах совершается настоящее чудо. Гармония и спокойствие окружающего пейзажа помогают нам понять искреннее желание юного Варфоломея посвятить себя служению Богу..«Я писал жизнь хорошего человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе, её красоте, любившего Родину и по-своему стремившегося к правде» - писал художник о своей, наверное, самой знаменитой картине, посвящённой Прославленному Святому.
Когда я впервые увидел «Видение отроку Варфоломею», картина заставила меня глубоко задуматься. Каждому человеку в возрасте 13 лет приходится задумываться о выборе будущего жизненного пути. Это не только выбор будущей профессии, но, прежде всего, нравственный выбор. Просветлённый и одухотворённый образ Варфоломея показывает мне этот путь – путь правды, любви, служения людям, Богу, Отечеству.
Труды преподобного Сергия» в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием.
Весь день из рук не выпускав пилы
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.
Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой, стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный.
Вдали сияют ризой изумрудной
Луга в благоухающих цветах,
Мой храм наполнен мёдом и смолою.
Пречистая! склонившись к аналою,
К Тебе взывает юноша-монах.
Эти строки молодой поэт Серебряного века С.М.Соловьёв (тёзка знаменитого своего деда) посвятил Преподобному Сергию. И насколько же перекликаются они с великими полотками М.В.Нестерова – и с «Трудами Преподобного Сергия» и, возможно, с «Юностью Преподобного Сергия». Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.
Есть у М.В. Нестерова немного менее известная, но очень значимая картина 1932 года, которая называется «Всадники». Вдоль монастырских стен сквозь мглу и снежную бурю несутся на выручку Святой Руси три всадника в монашеском облачении, один из которых, верно, Сергий Радонежский. Так было в 1612-м, когда молитва всенародно была произнесена и услышана. Смутное время. Москва уже занята поляками. Польское войско обложило и блокировало Троице-Сергиеву Лавру, центр русского православия. Блокада с осадой длились долго. Силы защитников крепости уже были на исходе и помощи было ждать неоткуда. Враг непременно бы взял монастырь – а тогда конец и Москве. И тут в ночи мимо крепостной стены по воздуху проскакали три неизвестно откуда взявшихся всадника. Поляки, услышав конский топот, решили, что откуда-то подошла подмога защитникам крепости в составе целой армии и, сняв блокаду, отошли. Так Троице-Сергиева Лавра и осталась не взятая ими. Это Сергий Радонежский пришёл на помощь монахам. Средний всадник - это он.
Сам Нестеров так писал об образе Преподобного Сергия: «Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти отрок Варфоломей ещё будет что-то говорить людям, значит он живой, значит, жив и я». И слова эти можно отнести ко всем полотнам художника, посвящённым Образу Великого Святого – Преподобного Сергия Радонежского.
Когда меня, человека, живущего в 21-ом веке, посещают тревожные мысли, волнения, сомнения и раздумья, перед моим мысленным взором возникает одухотворённый образ моего сверстника, образ Преподобного Сергия, который спокойно смотрит в будущее и верит в своё предназначение.
Литература:
1.Житие Преподобного Сергия, изложенное Епифанием Премудрым.
2.Сборник «Белый город» - Нестеров.
3.Сборник «Белый город» - Васнецов В.М.
4.Программа цикла «Библейский сюжет» - «Благовещенье Пресвятой Богородицы», посвящённая М.В.Нестерову.
5.Программа цикла «Библейский сюжет» - «Богородица с младенцем» посвящённая Васнецову В.М.
6.Сборник «Антология Серебряного века русской поэзии».
Свидетельство о публикации №222071401044