Студент о благочестивой семье
Благочестивая Семья, воспитавшая Великого Святого
Из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл со всем домом своим, и со всем родом своим - отец будущего игумена знаменитого Троицкого монастыря преподобного Сергия Радонежского. Древнейшее "Житие" Сергия Радонежского написано Епифанием Премудрым. По свидетельству Жития, боярин Кирилл поселился близ церкви Рождества Христова, что в Радонеже. Согласно Житию причиной поселения из Ростова в Радонежскую весь стало обнищание и оскудение боярина Кирилла в Ростове из-за частых нападений татар, участия в посольствах в Орду. Непосредственным поводом к переселению стали недород 1332 года и наконец, подчинение в том же 1332 году Ростова московскому князю Ивану Калите, воевода которого был злым . Этот воевода, один из московских бояр, был назначен наместником в Ростов. Он притеснял и грабил ростовских жителей. Многие из Ростовцев стали покидать город, В числе их был и боярин Кирилл. Для жительства он выбрал маленькое поселение Радонеж в землях Московии.
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им ещё одно чадо - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Рождение дитя произошло в Варнице. Рассказывая о родителях преподобного Сергия, Епифаний Премудрый пишет: "Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей..." Задолго до рождения Промысел Божий дал о нём знамение, как о великом избраннике Господнем. Однажды, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребёнок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской песни и в момент, когда священник, вознося над престолом Тело Христово, возгласил: "Святая святым!"
После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. "Мать же его, - пишет автор Жития, - с того дня, когда было это знамение ... носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище... и как сосуд избранный. И когда в себе ребёнка носила и была им беременна, тогда она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой скоромной пищи избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом и овощами, и водой питалась. От вина совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу пила. Часто же втайне наедине, воздыхая со слезами, молилась Богу, так говоря: "Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенца, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь!"
Праведные и благочестивые Мария и Кирилл дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать, то есть посвятить, Богу.
3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению - "Сын радости" было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осенённый Духом Божественным, предрёк: "радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребёнок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы".
Родители стали замечать особенности в поведении мальчика: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе отказывался от пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец Варфоломей, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался её молоком.
Когда Мария попыталась отдать малыша кормилице, он не захотел взять сосцов чужой женщины. Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил умеренность в еде. Мать опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако юный подвижник просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.
Святые Кирилл и Мария вместе со всем домом переезжают в Подмосковье, когда Варфоломею исполняется 15 лет. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии - Пётр, также женился, а Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но предложили подождать только до их смерти: с уходом Варфоломея они потеряли бы последнюю поддержку, так как двое других сыновей были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал всё, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак. Покорный Варфоломей ухаживал за больным отцом, вёл хозяйство, хотя сердце его горело совсем иным огнём.
Дух иночества передался от сына к родителям, и в конце своей жизни они приняли постриг в Хотьковском монастыре близ всё того же Радонежа. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив ему двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же, в Хотькове, принял монашество. Кирилл и Мария долго не благословляли Варфоломея на монашескую жизнь. Для того времени было обычным явлением то, что православные супруги на склоне совместной жизни вместе становились насельниками одной обители; проводили время в усиленных молитвах и посильных трудах и в скором времени представали пред Господом. Святые Кирилл и Мария выбрали путь спасения бессмертных душ, оставаясь в миру, но по традиции, существовавшей в то время в обществе, они, почувствовав приближение смерти, приняли монашеский постриг. Супруги незадолго до смерти, последовавшей, согласно мнению церковных историков, в 1337 г., становятся монахами, сохраняя при этом свои имена, в Покровском монастыре Хотькова. Здесь же их и погребают. В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Дети погребли их под сенью Покровской обители в Хотькове, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода... Нетленные останки святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, - главная святыня Хотьковского монастыря. Пострижение в схиму - это посвящение монаха в высшую ступень духовности в Православии.
Хорошо известна икона, на которой изображено, как преподобный Сергий совершает панихиду у гроба своих родителей. Известно, что благодатный сын часто посещал место упокоения святых Кирилла и Марии: иконописец, создавший этот образ, выразил суть отношений Сергия Радонежского со своими родителями. Такое изображение символично. Использование символа, условность - одно из отличительных качеств иконы, которая стремится показать нам не то, как конкретно совершался некий факт, а передает суть события. Исполнение пятой заповеди о почитании отца и матери было для игумена земли Русской одним из главных жизненных правил.
Став монахом, а потом и игуменом своего монастыря, он никогда не забывал могил, дорогих его сердцу, до самой своей кончины посещал Хотьковский монастырь, чтобы помолиться на них. Мало того, всем его почитающим он также заповедовал молиться об упокоении Кирилла и Марии. И этот завет исполнялся множеством паломников, шедших в Троице-Сергиеву лавру на богомолье к преподобному Сергию.
Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Например, в 1848 году, во время эпидемии холеры, Митрополит Московский Филарет благословил крестный ход из Троице-Сергиевой лавры в Хотьковский монастырь и село Радонеж. Можно представить, как горячи были молитвы православных русских людей с просьбой о защите от смертоносной болезни. И молитвы эти были услышаны. Местность была избавлена от эпидемии, и ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди которых были и больные, не была подвержена заразе. Церковная летопись Покровского монастыря приводит случаи исцелений от самых различных недугов, многие из которых врачами считались неизлечимыми. Такая книга современных чудес есть и в Высоцком мужском монастыре города Серпухова. В монастыре как величайшая святыня хранится ковчег с частичками мощей святых родителей преподобного Сергия - дар Хотьковской обители. Многие чудеса совершаются по молитвам верующих перед этой святыней и в монастыре Серпухова.
В XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его уже изображены с нимбами. Существует предание, по которому преподобный Сергий завещал - "прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом". Так и повелось - паломники, следующие на богомолье в Троицкую Лавру, посещают сначала Хотьковскую обитель, желая "поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей". По преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры. В XIX веке почитание Преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
Ныне возрождается благочестивая традиция: направляясь в паломничество в Троице-Сергиеву лавру, посетить по дороге и Покровский Хотьковский монастырь, чтобы поклониться святым мощам праведных родителей преподобного Сергия Радонежского.
Сегодня во всех храмах России родителям преподобного Сергия - преподобным Кириллу и Марии - молятся как воспитателям юности Преподобного. А в самом Покровском монастыре утро начинается с Акафиста Пресвятой Богородице, под покровом Которой обитель живет вот уже семь столетий, и весь день открыт главный храм монастыря, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии Радонежских.
После праведной кончины родителей преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном, сохранившим в иночестве имя, поселился на лесистом холме, именуемом "Маковец", затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками из вековых сосен братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их единодушному желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.
Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Старший брат преподобного Сергия, в частности, духовные ошибки Стефана дают нам повод рассказать об истории основания монастырской обители в древнем Киржаче, о верности и подвигах преподобного Романа Киржачского, о появлении знаменитого источника в Малинниках, но эти поучительные истории расскажем нашим читателям в другой раз.
Подвижник Варфоломей остался в дремучих лесах Маковца в совершенном одиночестве. С ещё большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши - игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество, дав подвижнику имя Сергий.
Ф.М.Достоевский сказал: «Семья – малая Церковь». И семьи, воспитавшие великих подвижников Земли русской – один из ярких тому примеров.
Итак,Варфоломей, будущий Великий Святой - второй сын благочестивых родителей бояр Кирилла и Марии, вынужденных переехать из Ростова в Радонеж. (Даже одно из редко встречающихся клейм иконы Преподобного изображает переезд).
В историческом романе «Похвала Сергию» автор - упоминаемый уже Дмитрий Михайлович Балашов подчёркивает удивительную скромность, в том числе и скромность трапезы, благочестие родителей будущего святого. Говорится о благочестии семьи и в Житии Преподобного Сергия, составленном, например, Епифанием Премудрым. В упомянутом же романе Д.М.Балашова маленький Варфоломей зовёт старца к себе домой и знает, что родители почтут за честь принять у себя великого молитвенника и разделить с ним свою скромную трапезу. О том, как будущий святой станет читать, чего не мог раньше, и понимать, то, что недоступно его сверстникам, знают все, кто читал хотя бы житие Преподобного. Но хотелось бы ещё раз обратить внимание на благочестие родителей, для которых вера – не пустой звук .
Это, благодаря их благочестивому воспитанию, стоит мальчик, не смея приблизиться к старцу, пока тот не окончил молитву, и бесконечно доверяет ему, вернее, - воплощённой в нём святости. И старца отрок встречает в тот момент, когда выполняет веление отца (идёт разыскивать коней). И ещё становится совершенно очевидным, что дар получен отроком по горячей молитве и его самого, и его благочестивых родителей.
В том же романе и в Житие Преподобного мы читаем о том, что будущий Великий Святой был избран Господом ещё в утробе матери – не родившийся ещё младенец трижды вскричал во время Литургии – главной православной службы. Обратите внимание: женщина на немалом сроке беременности отстаивает в переполненном храме всю Литургию по своему горячему желанию. Молитва за нерождённое ещё чадо. за старшего, за всю семью гораздо важнее физической усталости! А потом уже родившийся младенец не станет брать грудь матери, если та вкушает мясо, а в среду и пятницу вообще отказывается от молока. Сам неразумный младенец! И мать отказывается от мясной пищи. Избранными ещё в детстве и отрочестве станут и Преподобный Серафим Саровский,
и Святитель Иоасаф Белгородский, и слепя от рождения, но видевшая очами духовными и то. что происходит на расстоянии, и то, что свершится в грядущем Святая уже двадцатого века - Блаженная Матронушка.
Однако, будущий Преподобный Сергий избран ещё до прихода в этот мир!
Господь избирает не только будущего Святого, даже ещё не пришедшего в этот мир– Он избирает и его родителей, через которых этот избранник Божий придёт в этот мир и которые смогут дать воспитание нелицемерного благочестия! И потому избраны истинно верующие, благочестивые, люди. Раз святость всегда стяжалась личным подвигом, а не переходила по наследству в понимании нашей земной жизни, то будущие Святые Кирилл и Мария Радонежские стяжали своей благочестивой жизнью право выполнить предназначение, данное Господом, - воспитать будущего Игумена Земли Русской – и через него тоже стать причастными Лику Святых!
И вот выросший уже Варфоломей, горячо желая уйти в монастырь, всё же сначала выполняет свой сыновний долг – заботится о престарелых родителях - и уходит от мира только после их преставления. Вот уж поистине – воспитание в Благодати Божией!
А теперь обратимся к детству М.И.Макарова, его благочестивой семьи, изображённой в замечательной книге «Из жизни Православной Москвы двадцатого века» книге и ещё раз увидим огромную роль Преподобного Сергия в воспитании детей.
«Отец Архимандрит велел не мучить вас экзаменами, а выставить годовые оценки по тем успехам, которые вы показали во второй половине учебного года. Он благословил вместо экзаменов поехать всем нам на три дня на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Сейчас быстрее идите по домам и отпроситесь у родителей на эту поездку. Едем сегодня. В два часа всем быть в школе…
Когда наш учитель Сергей Александрович, возвратившись от настоятеля, объявил нам, с волнением ожидавшим экзаменов, что вместо экзаменов о. Иоаким благословил нас ехать помолиться Святой Троице в Лавре Сергия Преподобного, у меня как будто выросли крылья, а с сердца упал камень. От радости хотелось прыгать. Но было и сомненье: отпустят ли меня в эту поездку? С этим сомненьем я почти бежал домой за разрешением. Дома была мама. Когда я сказал ей о нашей поездке, мама без всякого колебания ответила:— Конечно, поезжай. Что нужно взять с собой? Сергей Александрович сказал, что ничего не нужно. На все хватит денег, выданных о. Иоакимом. — Спаси его, Господи, — сказала мама, — давай скорей переодеваться во все новое.
Она мне достала свежую верхнюю и нижнюю одежду, и я быстро стал переодеваться. Странно, что при этом на всю жизнь мне запомнилась такая деталь: день был прекрасный, на соседнем доме красили крышу, и в покрашенных местах она блестела белым светом, хотя краска была зеленая.
Мама велела мне захватить с собой осеннее пальто, поцеловала и сказала: Ступай с Богом.
Исполненный радости, я пошел в школу и прибыл туда во время. Все отъезжающие уже стояли парами. Я встал на свое место с Максимовым, и мы отправились в путь».
Эти события происходят перед поездкой Миши – будущего звонаря М.И.Макарова и его одноклассников в Троице-Сергиеву Лавру. Все родители отпускают своих детей, как уже говорилось, с одним лишь молодым учителем, хотя и сама поездка, как мы читаем, несколько неожиданная. Отпускают, потому что верят в заступничество Преподобного, который убережёт детей от беды. (В тексте произведения специально подчёркнуты слова, отражающие отношение ко всему происходящему мамы).
«Спаси его, Господи», - говорит мама и об отце Иоакиме, принявшем столь мудрое решение, и о молодом учителе, берущем на себя достаточно большую ответственность.
Вот потому-то у Миши, когда он узнал о поездке, «как будто выросли крылья, а с сердца упал камень». Совсем не оттого, что не надо сдавать экзамены (Оценки-то все равно зарабатывать придётся). И пошёл, вернее, побежал он к школе «исполненный радости»!
Все приведённые примеры показывают, как важна семья для духовного становления любого человека!
Литература:
1.Житие Преподобного Сергия Радонежского, изложенное Епифанием Премудрым, и акафистом Преподобному Сергию Радонежскому.
2.Житие Преподобного Серафима Саровского с акафистом.
3.Житие Блаженной Матроны Московской с акафистом.
4.Житие Святителя Иоасафа Белгородского с акафистом.
5.Акафист Пресвятой богородице пред Образом Ея Песчанским.
6.И.С.Шмелёв - сборник статей.
7.И.А.Ильин «Путь духовного обновления».
8.М.И. Макаров «Из жизни Православной Москвы двадцатого века».
9.Д.М.Балашов «Похвала Сергию».
10.Материалы журнала «Русский дом».
11. Произведение древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом Побоище»
12.Произведение древнерусской литературы «Задонщина».
13. Книга из серии «Белый город», посвящённая М.В.Нестерову.
14.Материалы экскурсии в Музее им. Андрея Рублёва.
Свидетельство о публикации №222071401048