Студенты Великий молитвенник...
"Великий Молитвенник и созданная им обитель"
История Российского государства тесно связана с историей монастырей. Для Православия характерно отречение от пристрастия к земным благам ради высших духовных ценностей. Стяжание Духа Святого, по учению Церкви, есть главная задача человеческой жизни. Идеальным условием в достижении этой задачи считается монашеская жизнь. Монашеские обители - это местом проживания тех, кто через покаянное настроение и борьбу с плотью стремится к спасению души и единению с Богом. Монахи своим примером проповедуют иной образ жизни, подчиненный не обычным мирским заботам. Но служение Богу невозможно без обладания определенными источниками существования. Со временем монастыри превратились в землевладельцев, стали заниматься промыслами и торговлей.
Троице-Сергиева Лавра стала первым монастырем государства. История этого монастыря уникальна. Эта Обитель основана около середины XIV века на пустынной окраине Московского княжества.
Основана она Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединении русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский. Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве — Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы — Паже.
Преподобный Сергий, в миру носивший имя Варфоломей, принадлежал по своему происхождению к дворянскому сословию – боярам. Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, жили близ Ростова Великого, где отец, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Кроме него у его родителей было еще двое детей: старший брат Стефан и младший брат Петр.
В семь лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном. Брат учился хорошо, но Варфоломею наука не давалась. Учитель его иногда наказывал, но как ни старался мальчик, успехов в учении он не добился. Однажды, разыскивая пропавших жеребят, Варфоломей повстречал старца
Он рассказал старцу о своих неудачах и попросил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец исполнил просьбу мальчика и, кончив молитву, дал ему кусочек просфоры и велел съесть: «Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей», — сказал незнакомец. С этого времени Варфоломей читал любую книгу без запинки. Встрече мальчика Варфоломея и старца посвятил свою картину известный русский художник М. В. Нестеров. Называется картина: «Видение отроку Варфоломею».
С детства Варфоломей любил церковь, службы, чтение священных книг. В нем постепенно крепло стремление уйти из мира повседневности в мир непосредственного общения с Богом.
После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес. Через некоторое время Стефан ушел от Сергия в Москву и поселился в Богоявленском монастыре. Варфоломей же, оставшись на избранном месте, призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия.
Основанный им Троице-Сергиев монастырь сыграл большую роль в объединении Руси и стал духовным оплотом страны.
Поселившись среди зверей, преподобный Сергий приобрел их расположение, а с некоторыми из них вступал даже, так сказать, в содружество. Мимо кельи его бегали стаи волков, но ему вреда не причиняли; проходили иногда и медведи и также не беспокоили его. Между медведями нашелся один, который часто начал посещать преподобного; видя, что зверь приходит не со злым умыслом, а в надежде получить подачку, Сергий начал делиться с ним своей скудной трапезой, оставляя ему кусочек хлеба на пень или на колоду, причем пополам делился с ним и в том случае, когда самому едва хватало. Когда же случалось, что хлеба не было и медведь, приходя к келье, не находил своей порции на урочном месте, тогда, он долгое время не отходил от кельи. Ежедневные посещения медведя продолжались более года.
Пищу Преподобного Сергия во время его уединенного жития составляли хлеб и вода. Воду он брал из источника, или ключа, близ которого стояла его келья, хлеб время от времени приносил или присылал ему его младший брат Петр, который оставался жить в Радонеже.
Со временем вокруг его кельи поселились и другие иноки. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями, позади келий находились огороды и хозяйственные службы. все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней.
Слава о святости отшельника Сергия распространилась по всей округе и привлекла к нему иноков из других монастырей. Многие строили здесь кельи и оставались жить. По общему согласию он был избран игуменом обители. Сергий подавал во всем пример. Он рубил кельи, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, кроил и шил одежду, обувь. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Был он, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), очень крепок.
В первое время существования монастыря случалось по нескольку дней терпеть голод и всей его братии. Братья питались главным образом подаяниями от верующих, но у Сергия было заведено, чтобы не ходить братьям для сбора милостыни по селам и де принимать лишь ту милостыню, которая будет принесена в монастырь самими верующими. Иногда оскудевало приношение милостыни, и братья терпели голод по два дня и более. Когда поднимался между братией ропот на игумена, что он не дозволяет ходить в села и деревни для сбора милостыни, Сергий вразумлял и увещевал малодушных уповать на милость Божию. Это твердое упование Преподобного на милость Божию и не посрамляло его. В минуты голода, когда братья бывали близки к отчаянию, Господь направлял верующих, которые в изобилии присылали в монастырь еду. Старший брат преподобного Сергия, Стефан, оставивший его в пустыне, потом возвратился к нему в монастырь.
Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Недаром впоследствии говорили, что св. Сергий был «начальник и учитель всем монастырям на Руси».
Сергий видел в православной церкви единственное средство, способное сплотить разобщенный народ. Усилиями его и его учеников в различных русских княжествах были основаны 22 монастыря, которые стали тем цементирующим веществом, которое связало москвичей, ярославцев, ростовцев, суздальцев, новгородцев и тверичей в русских. И на этом фундаменте, заложенном св. Сергием, Иван III начал строительство Русского государства.
Со временем вокруг его кельи поселились и другие иноки. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями, позади келий находились огороды и хозяйственные службы. все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней.
Слава о святости отшельника Сергия распространилась по всей округе и привлекла к нему иноков из других монастырей. Многие строили здесь кельи и оставались жить. По общему согласию он был избран игуменом обители. Сергий подавал во всем пример. Он рубил кельи, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, кроил и шил одежду, обувь. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Был он, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), очень крепок.
В первое время существования монастыря случалось по нескольку дней терпеть голод и всей его братии. Братья питались главным образом подаяниями от верующих, но у Сергия было заведено, чтобы не ходить братьям для сбора милостыни по селам и де принимать лишь ту милостыню, которая будет принесена в монастырь самими верующими. Иногда оскудевало приношение милостыни, и братья терпели голод по два дня и более. Когда поднимался между братией ропот на игумена, что он не дозволяет ходить в села и деревни для сбора милостыни, Сергий вразумлял и увещевал малодушных уповать на милость Божию. Это твердое упование Преподобного на милость Божию и не посрамляло его. В минуты голода, когда братья бывали близки к отчаянию, Господь направлял верующих, которые в изобилии присылали в монастырь еду. Старший брат преподобного Сергия, Стефан, оставивший его в пустыне, потом возвратился к нему в монастырь.
Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе звучит как Свято-Троицкая Сергиева Лавра, находится в центре города Сергиев Посад Московской области. Самым ранним строением монастыря считается белокаменный Троицкий собор, возведенный в 1422 году на месте деревянного храма. Это уникальный исторический объект, один из немногочисленных соборов, где сохранился иконостас, расписанный величайшим мастерам - иконописцем Андреем Рублевым. В Троицком соборе находятся мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан.
Вот основные события Троице-Сергиевой Лавры:
Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. В 1380 Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение с татарским войском. Накануне выступления в поход Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. Сергий напутствовал и благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю.
Преподобный Сергий предсказал победу князю Дмитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарским войском на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братьями стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
После Куликовской победы благоверный князь Дмитрий Донской снова посетил обитель Сергия, чтобы совершить здесь поминовение по павшим в бою русским воинам. Тогда же князь сделал богатый вклад в монастырь. Отряды Тохтамыша, пришедшие громить Русь в 1382 году, не нашли затерянную в лесах Сергиеву обитель, но в 1408 году, уже после смерти Сергия, монастырь был сожжен татарами дотла. Но погром 1408 года не стал катастрофой — обитель быстро отстроилась заново.
Уже в конце XIV века монастырь стал одним из крупнейших монастырей Северо-Восточной Руси. Московские великие князья неизменно уделяли Троицкому монастырю большое внимание, а начиная с Василия III поездки на богомолье в Троицу стали частью царского (великокняжеского) быта. Обильные денежные и земельные вклады князей и бояр, многочисленные пожертвования простых людей сделали монастырь одним из самых богатых в России.
Сергий, заступник земли Русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован русской православной церковью.
Над его гробом было начато строительство белокаменного Троицкого собора — на средства, большая часть которых была пожертвована князем Юрием Звенигородским, крестником св. Сергия.
Троицкий собор украшался на протяжении веков. Здесь были собраны настоящие шедевры, с любовью созданные руками русских мастеров. Для росписи собора был приглашен Андрей Рублев — величайший русский художник, олицетворявший собой эпоху русского национального возрождения. Тогда-то и была создана гениальная «Троица» — главная храмовая икона собора.
В 1564 году монастырь пережил разрушительный пожар, после которого был выстроен заново. В 1685 году освящен монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы.
В Смутное время монастырь сыграл значительную роль в консолидации русских патриотических сил - Обитель выдержала 16-месячную (1608—1609) осаду войск Лисовского. Настоятель монастыря архимандрит Дионисий в письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева Обитель способствовала организации первого земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского, пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы, значительные денежные суммы, принимала у себя раненых и больных воинов.
В монастыре был крещён Иван Грозный.
В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. В 1689 в монастыре нашел защиту царь Петр I Великий.
По указу императрицы Елизаветы Петровны 8 июня 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой. Троицкий собор украшался на протяжении веков. Здесь были собраны настоящие шедевры, с любовью созданные руками русских мастеров. Для росписи собора был приглашен Андрей Рублев — величайший русский художник, олицетворявший собой эпоху русского национального возрождения. Тогда-то и была создана гениальная «Троица» — главная храмовая икона собора.
Андрей Рублев, Даниил Черный и их помощники создали трехъярусный иконостас. Верхний ярус был создан уже позднее, в XVI веке. Андрей Рублев написал для Троицкого собора иконы деисусного, пророческого и праздничного чина. Среди шедевров — икона «Жены у гроба» работы Рублева или его учеников. Кроме того, совместно с Даниилом Черным Рублев расписал стены собора. От этих фресок почти ничего не сохранилось. В 1635 году эти росписи были заменены новыми, которые затем многократно поновлялись и реставрировались. Вероятно, тогда же Андреем Рублевым была создана монастырская мастерская иконописи, ставшая школой для многих поколений русских иконописцев.
Борис Годунов пожертвовал на икону «Троица» драгоценную ризу из позолоченного серебра, украшенную самоцветными камнями, среди которых особенно выделялся большой изумруд с рельефным изображением Святой Троицы. Драгоценным изделием русских вышивальщиц является поразительное изображение св. Сергия в рост на шитом шелком покрове. Это настоящая икона из шелка. Мощи св. Сергия покоились в серебряной гробнице, пожертвованной Иваном Грозным, который был крещен в Троицком соборе.
В Троицком соборе находились гробницы митрополита Московского Иоасафа и настоятеля монастыря архимандрита Дионисия, героя Смутного времени, а также архиепископа новгородского Серапиона. В 1559 году над могилой Серапиона была возведена так называемая Серапионова палатка.
В 1548 году с южной стороны Троицкого собора был пристроен небольшой придел во имя Св. преподобного Никона, в котором покоились мощи этого прославленного ученика и преемника Св. Сергия.
В первой четверти 15-го столетия было положено начало знаменитой ризнице Троицкого монастыря, быстро наполнившейся выдающимися произведениями древнерусского искусства. Наряду с произведениями русских мастеров, в ней хранились и иноземные изделия, привезенные из Западной Европы, Византии и с Востока. К 1449 году относится чаша для причастия, вырезанная из красного мрамора и оправленная в золото — изделие мастера Ивана Фомина.
В середине XV века в монастыре работал талантливый резчик и ювелир Амвросий. Сохранился деревянный золоченый складень его работы, покрытый филигранью — золотой узорной сеткой.
С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь выработался свой собственный, «сергиевский», стиль оформления книг, по которому можно было безошибочно узнать их происхождение. Из Троицкого монастыря книги расходились по всей стране. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранились сотни драгоценных рукописей.
В 1469 году в монастыре появилось второе каменное сооружение: известный московский зодчий Василий Ермолин построил новую трапезную палату. Это оригинальное здание (оно не сохранилось) послужило образцом для итальянских архитекторов, строивших Грановитую палату в Москве, а также стало прообразом множества подобных зданий в других монастырях.
Иоанн Грозный был при рождении положен в раку Св. Сергия. Здесь, в Троицком соборе, он был крещен. Это связало царя особыми узами с монастырем Св. Сергия. Заботясь о процветании обители, в которой он был крещен, Иван Грозный благоволил к Троице, часто посещал ее, щедро одаривал. К тому времени разросшийся монастырь уже нуждался в новом, более обширном главном храме. В 1554 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор. Он сооружен по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось двадцать шесть лет.
В XVIII веке в алтаре Успенского собора был установлен большой крест. Он обозначал то место, на котором юный Петр Великий искал спасения во время первого стрелецкого бунта 1682 года. Собор был расписан в 1684 году артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Плеханова. Великолепный иконостас выполнен в конце XVII века.
У стен Успенского собора находится усыпальница Годуновых, в которой похоронены царь Борис Годунов и все его семейство.
В 1540 — 1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Стены, толщина которых колеблется от шести до десяти метров, образуют неправильный четырехугольник. Протяженность их составляет более 1200 метров, высота колеблется от восьми до четырнадцати метров. Стены прорезают линии бойниц нижнего, среднего и верхнего боя. По описи 1641 года в монастыре на стенах стояло 90 пушек и еще 20 находилось в резерве.
Спустя шестьдесят лет монастырским стенам пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду войск гетмана Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было, и защитниками монастыря стали монахи, монастырские служки и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне. Но, несмотря на то что число осажденных было в несколько раз меньше 15-тысячного войска интервентов и «воров», попытки поляков захватить крепость штурмом не увенчались успехом.
После снятия осады монастырские люди ездили по разоренным окрестностям, подбирали раненых и мертвых. Женщины шили одежду живым и саваны мертвым. Строились дома и больницы для приюта и содержания бездомных. В Троицкой лавре получили благословение вожди земского ополчения Минин и Пожарский, шедшие к Москве.
Вскоре после Смуты началась перестройка монастырских укреплений. Стены были надстроены, а часть башен заново переложена. В 1635 — 1637 годы были построены больничные палаты с шатровой церковью во имя Св. Зосимы и Савватия Соловецких. Над главным входом в монастырь «именитые гости» Строгановы возвели в 1693 — 1699 годах храм Иоанна Предтечи. Первоначально он был пятиглавым.
Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги — царские палаты. Это большое (20x85 метров) здание ярко расписано «в шашку» («в шахмат») и украшено многоцветными изразцами. Одновременно с Чертогами была возведена новая трапезная (1682 — 1692). Ее огромный зал размерами 15 х 31 метр не знает себе равных. В восточной части трапезной размещается церковь. Ее иконостас является одним из чудес русского искусства. Он выполнен в 1688 году и первоначально находился в московской церкви Николы Большой Крест.
Стены монастыря соединены башнями, особенно выделяется своими белокаменным кружевом нарядная Утичья башня. Предание рассказывает, что молодой Петр I, живя в монастыре во время противостояния с Софьей, стрелял с башни диких уток, садившихся на расположенный за монастырской стеной пруд. С тех пор башня получила свое имя, а завершающий ее шпиль был увенчан белокаменной уткой.
Это, скорее всего, легенда, но башня действительно связана с именем Петра I: ее ажурная надстройка появилась после путешествия молодого царя в Голландию.
Во время «хованщины» — Первого стрелецкого восстания в 1682 году — в стенах Троицы нашли укрытие царевна Софья с малолетними братьями Петром и Иваном.
В ночь на 9 августа 1689 года произошло историческое событие, ознаменовавшее начало новой эпохи в жизни Русского государства: молодой царь Петр без штанов ускакал из Преображенского в Троицкий монастырь. За ним к Троице пришли «потешные» петровские полки, затем сюда потянулись бояре и дворяне московские, быстро разобравшись, за кем сила. На короткое время вся обострившаяся политическая жизнь страны сфокусировалась на монастыре преподобного Сергия. «Троицкий кризис», ставший кульминацией в борьбе Софьи и Петра, разрешился победой Петра. С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Троице-Сергиевой лаврой.
В 1745 — 1753 годах архитектором Дмитрием Ухтомским была построена в стиле барокко небольшая церковь во имя иконы Смоленской Богоматери. Своей округлой формой, балконами-крыльцами с балюстрадами она напоминает, скорее, парковый павильон.
В 1747 — 1767 годах по проекту ведущих тогдашних архитекторов И. Мичурина, И. Шумахера и Д. Ухтомского была построена знаменитая монастырская колокольня. Хотя ее архитектурный облик принадлежит уже новому времени, колокольня не нарушила красоты и цельности древнего монастыря. Нижняя часть колокольни массивная, зато верх ее, тающий в небе, удивительно легок, почти воздушен. Сооружение увенчивается оригинальной главкой в форме золотой раковины. Высота колокольни — 88 метров. На ней висело 42 (позднее 50) колоколов. В 1759 году на колокольню был поднят лаврский Царь-колокол весом в 4000 пудов. Один язык его весил 88 пудов. Уникальный колокол в советское время был сброшен с колокольни и разбит.
Специально для лаврской колокольни «тульской ружейной слободы» мастером Иваном Кобылиным-Большим были изготовлены часы с курантами. Они безотказно прослужили 120 лет и были заменены в 1905 году на ныне существующие.
На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. 11 апреля 1919 года рака с мощами преподобного Сергия была вскрыта. Очередное надругательство состоялось... В ноябре 1919 года лавру внезапно окружили красноармейцы. Вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы были опечатаны.
Это событие вызвало возмущение верующих. Святейший патриарх Тихон обратился лично к Ленину с просьбой об открытии храмов Троице-Сергиевой лавры. В ответ последовал декрет Совнаркома о превращении «бывшей лавры» в музей. А официальный ответ из Совнаркома гласил: «Жалобу гражданина Белавина (то есть главы Русской православной церкви патриарха Тихона) оставить без последствий... Предложить Московскому исполкому Совета рабочих и крестьянских депутатов... закончить ликвидацию мощей Сергия Радонежского».
К тому времени в лавре, кроме музея, уже размещались электротехническая академия, курсы-школа и институт народного образования. В бывшей трапезной был устроен тир, в других помещениях — столовая, клуб. Был уничтожен лаврский Царь-колокол и древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по осаждавшим лавру тушинцам.
После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Как и прежде, Свято Троице Сергиева Лавра является сегодня главным духовным и просветительским центром Русской православной церкви, куда ежегодно стекаются тысячи людей — поклониться гробу Преподобного Сергия.
Сергиев Посад является моим родным городом, я неоднократно посещал Троице-Сергиеву лавру. Люди со всех городов не только России, но и мира, стремятся хоть раз посетить одну из главных святынь Руси. Я горжусь тем, что люди помнят и чтут русскую культуру, русскую святость.
И работу хотелось бы завершить воспоминанием русского писателя – эмигранта Ивана Сергеевича Шмелёва о посещении в детстве Троице-Сергиевой Лавры:
«…Небо над Лаврой — святое, голубое. Носятся в нем стрижи, взвизгивают от радости. И нам всем радостно, денек-то послал Господь! Только немного скучно: сегодня домой идти.
После ранней обедни прикладываемся к мощам, просим благословения Преподобного, ставим свечу дорожную. Пригробный иеромонах все так же стоит у возглавия, словно и никогда не сходит. Идет и идет народ, поют непрестанные молебны, теплятся негасимые лампады. Грустно выходим из собора, слышим в последний раз:
Преподобный отче Се-ргие, Моли Бога о на-ас!..
Мы крестимся. Все желают нам доброго пути. Из-за двора смотрит на нас розовая колокольня-Троица. Молча выходим за ворота».
В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского!
Литература:
1.Житие Преподобного Сергия Радонежского, изложенное Епифанием Премудрым и акафистом Преподобному Сергию Радонежскому.
2.И.С.Шмелёв «Богомолье».
3. И.С.Шмелёв «Лето Господне».
4. И.С.Шмелёв - сборник статей.
5.Д.М.Балашов «Похвала Сергию».
6.Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
7.Материалы журнала «Русский дом».
8. Произведение древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом побоище».
9.Произведение древнерусской литературы «Задонщина».
10.Книга из серии «Белый город», посвящённая М.В.Нестерову.
11.Материалы экскурсии в Музее им. Андрея Рублёва.
12.Материалы экскурсии в Троице- Сергиевой лавре.
Свидетельство о публикации №222071401166