Дай оглянусь...

Глава 6-я "Евгения Онегина", где погибает Ленский, заканчивается авторским лирическим отступлением, посвящённым прощанию с юностью:

"Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе)?

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?" - вопрошает Поэт в 45-й строфе, а 46-ю напишет в таком виде лишь через несколько лет:


"Евгений Онегин"

Глава VI

Строфа XLVI

Дай оглянусь. Простите ж, сени,
Где дни мои текли в глуши,
Исполнены страстей и лени
И снов задумчивой души.
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!

Эту строфу 2 октября 1835 года, в Тригорском, Пушкин записал в альбом Анны Николаевны Вульф, с припиской из С.-Т. Кольриджа:

How seldom, friend! a good great man inherits

Honour or wealth with all his worth and pains!

(Как редко, друг, достойный человек получает

Славу и богатство благодаря своим добродетелям и стараниям!).

Пушкин не получил ни славы, ни богатства. Он получил унизительное звание камер-юнкера Двора Его Величества, шутовское звание. Светский омут предполагался теперь единственной средой обитания Поэта. И тогда он оглянулся - на весь свой путь поэтический. Из этой оглядки и родилась сказка "Конёк-Горбунок"; свою поэтическую автобиографию отразил в ней Пушкин. Ему надо было отдать отчёт перед самим собой в том, что он сделал и чего заслужил - на самом деле. И что он, если не получит сейчас, при жизни, - бог с ними со славой и богатством, - но уважение и влияние, которое должен оказывать на свой народ гений такого уровня, - всё равно получит его когда-нибудь, - вероятно, уже за гранью земной жизни. Потому и называется "сказка", "русская сказка": когда-нибудь, народ и его гений встретятся и осознают реальность, и народ ему скажет: "Здравствуй!", - как Царю.

Царю царства Истины.

Но, чтобы это состоялось когда-то, сейчас нужно было играть по правилам Двора Его императорского величества, по правилам Королевства Кривых зеркал, в которых величайший поэт отражается полным ничтожеством, а полное ничтожество управляет Академией Наук (а если брать выше - то и самой Россией так же управляет именно Оно)... И я утверждаю, что незадачливого студента Петра Ершова нашли как подставного автора не из-за каких-то политических намёков сказки, а потому, что вся она: и заглавие её, и автор, и текст, является мистификацией. Это всё - то, что отражается в кривом зеркале Николаевского царства. А того, что является источником изображения и правдой, мы до сих пор не видим. Для того, чтобы увидеть, достаточно поменять автора. И это будет другая сказка.

Продолжение:http://proza.ru/2022/07/14/1318


Рецензии