Иначе никак

Пандемия коронавируса свирепствует; количеству умерших во всем мире уже достигло пяти миллионов человек, из них 240 тысяч – в России, причем смертность постоянно растет. Смерть становится все ближе: почти у каждого москвича умерли родственники или знакомые. В стране идут выходные дни, введенные специально для уменьшения межчеловеческих контактов; с этой же целью закрыты многие места массового скопления людей.
Спускаюсь в метро, и что же обнаруживаю? Людей в вагонах столько же, как всегда, и, как всегда, половина из них  - со снятыми масками. Разница лишь в том, что пассажиры никуда не спешат и расслаблены: они находятся в состоянии отдыха.
Первый вывод, который невольно напрашивается: большая часть населения – люди беспечные, легкомысленные, неразумные, безответственные, незрелые, и т. д., и т. п. Все это, конечно же, верно, но в сравнении с  «человеком разумным» - обо всем осведомленном, все заранее планирующим на основании трезвого расчета, ко всему готовым, все рассчитывающим, и никогда не идущим на неоправданные риски. Однако этот просвещенческий стоический идеал в жизни неосуществим, так как требует от человека поистине нечеловеческих сил.
Рассмотрим обыкновенного человека; в наше время он, как правило, хорошо информирован. Он понимает, что возможен экономический кризис, в результате которого он может потерять хорошую работу, он знает, что, взяв в руки смартфон, может стать жертвой телефонных мошенников, и лишиться всех сбережений, он в курсе, что в школу, где учится его сын, может войти очередной сумасшедший с винтовкой, и устроить стрельбу, он не исключает, что его отец/мать может заболеть болезнью Альцгеймера, и за ним/ней придется ухаживать, он не исключает, что жена может уйти к другому, или того. что заболеет раком, или станет жертвой ДТП. Он понял, что если все это постоянно учитывать, то можно сойти с ума, а если не думать, чему помогают хобби и развлечения, то, смотришь, проживешь  несколько лет, и  ничего из вышеперечисленного с тобой не случится.
Когда появился КОВИД-19, то сначала проявился эффект новизны, однако со временем к нему,  обыватели (не врачи) привыкли, причислив его к тому же ряду причин для беспокойства, что перечислены выше.
Люди ко всему привыкают. Возьмем общеизвестный пример. Во время чумы, которая была пострашнее КОВИДА, группа друзей, грубо нарушая карантинные меры, собирались, чтобы вместе коротать время, рассказывая друг другу забавные истории. Так родился «Декамерон» Бокаччо.
По мере того, как пандемия затягивается на неопределенное время, значительной частью населения ограничительные меры, принимаемые властями, рассматриваются, как покушение на их образ жизни, как стремление отнять развлечения, делающие эту жизнь приемлемой, и чем дальше, тем сопротивление будет  больше.
К сожалению, вакцинация не решает проблемы. В России ее уровень 33% (как в Гондурасе), но заболеваемость ниже, чем в некоторых странах, где привиты уже 70%. Кроме того, со дня на день может быть объявлено о появлении штамма, устойчивого ко всем существующим вакцинам. Возможно, что коллективное бессознательное обывателя об этом догадывается, склоняя его к скепсису в отношении вакцинации.
Резюмируя, на сознательность граждан властям уповать не следует; нужно ими командовать и требовать безусловного подчинения.
                Ноябрь 2021 г.


Рецензии