Мозг человека производит мысли в его интересах?

Вопрос, заданный на Яндекс Кью, выглядит так:

"Мозг человека производит мысли всегда в интересах человека или случайно?
То есть эти мысли могут быть и на пользу и во вред человеку в разных обстоятельствах."

Рассмотрим вопрос с философской точки зрения.

Во-первых, вопрос содержит некорректную дихотомию - "мозг-интерес". Первое понятие биологическое, второе философское - то есть явления разноуровневые. Отсюда прямой ответ на вопрос в такой формулировке невозможен.

Рассмотрим корректную философскую дихотомию "сознание - интерес". Дадим базовые характеристики сознанию - имеет две стороны -  рациональную и чувственную и проявляется в двух формах - мышление (сознание с преобладанием рациональной стороны) и чувствование (сознание с преобладанием чувственной стороны). "Интерес" есть рациональный (объективные потребности - объективный интерес) и чувственный (субъективные желания - субъективный интерес).

Отсюда становится ясным ответ на вопрос о соответствии мыслей и интересов:

а) мысль может соответствовать объективным интересам, если она соответствует (в смысле - "не ниже") среднему уровню интеллекта и культуры человека - и наоборот,

б) мысль может соответствовать субъективным интересам, если она соответствует среднему уровню интроспекции человека (познания своего "я") - и наоборот,

в) мысль может не соответствовать объективным интересам, если она соответствует субъективным интересам, которые противоречат объективным интересам, - и наоборот.

Понятно также, что данный вопрос можно подкорректировать для его рассмотрения с биологической точки зрения - для этого понятие "в интересах" необходимо заменить адекватным биологическим понятием.

Теперь - что касается рассуждений специалистов-психологов на данную тему. Вопрос, заданный подобным образом, не относится к области психологии - это либо философский, либо биологический вопрос. Конечно, большинство психологов имеют солидное философское образование, а нередко и глубокие знания в медицине, биологии и иных смежных науках. И поэтому вполне компетентны давать эвристические ответы. Но от этого природа вопроса не изменится.


Рецензии