Сват Иван, за которым сказка

Одно из очень загадочных стихотворений А.С. Пушкина: "Сват Иван, как пить мы станем...". Напомню вам его целиком.

                * * *

Сват Иван, как пить мы станем,
Непременно уж помянем
Трех Матрен, Луку с Петром,
Да Пахомовну потом.
Мы живали с ними дружно,
Уж как хочешь — будь что будь —
Этих надо помянуть,
Помянуть нам этих нужно.
Поминать так поминать,
Начинать так начинать,
Лить так лить, разлив разливом.
Начинай-ка, сват, пора.
Трех Матрен, Луку, Петра
В первый раз помянем пивом,
А Пахомовну потом
Пирогами да вином,
Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем —
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Стариков когда-нибудь
(Жаль, теперь нам не досужно)
Надо будет помянуть —
Помянуть и этих нужно...—
Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

Удивительно, что никто из тех, кто рассматривал вопрос пушкинского авторства "Конька-Горбунка", не обратил внимания на это стихотворение, в котором Пушкин даёт ключ ко всей сказке.*Кроме С.Е.Шубина, в эссе "И я там был, и мёд я пил".


Во- первых, кто такой "сват Иван"? Думаю, Иоанн Богослов. Ведь именно  он - покровитель писателей, поэтов, и всей печатающейся братии. Тем более, что здесь явно звучит евангельская тема: три Марии (у Пушкина - Матрёны), Лука с Петром... Все они (вместе с Иоанном) перед Его Крестом стояли. Но сюда включена и Пахомовна - Арина Родионовна, - сказки которой Пушкин слушал и записывал. Это её небылицы-былины, шутки, приговорки, прибаутки у Пушкина в творческом багаже. А двустишие:

И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел, -

    это двустишие отсылает нас к Ветхому Завету, поскольку спорит с тем, как делал косматый Исав:  "И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство". /"Бытиё": 25; 34.


    У Пушкина - тоже первородство, в Русской Литературе, - и он им отнюдь не пренебрегает.

Стариков каких-то - видно, - Державина и Карамзина, - тоже надо помянуть...

Во-вторых, мы имеем загадочнейший конец:

Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

То есть, Пушкин рассказывает апостолу Иоанну какую-то сказку, и она при этом окажется - за ним. То есть, потом уже апостол начнёт её рассказывать? Значит, это будет сказка-Евангелие? Думаю, да.  И что же это за сказка?


Сват Иван мог сосватать ведь за сказку, где главный герой - так же Иван; Иван-дурак, например. И этот Иван - как и его тёзка - проходит испытание кипящим котлом, и выходит оттуда преображённый. Поскольку так же было и с Иоанном Богословом: "Согласно «Золотой легенде», во время гонений на христиан в эпоху римского императора Домициана Иоанн был брошен в чан с кипящим маслом. Чудодейственным образом он вышел из него невредимым и даже помолодевшим. " У нас - целых три котла, - и из них Иван выходит невредимым и похорошевшим. (Опять же, эти три котла согласуются с тремя ключами из пушкинского стихотворения "Три ключа"!)

Началось всё с шуточного коллективного с Вяземским и Мятлевым стихотворения: "Надо помянуть, непременно надо...". Это стихотворение и комментарии к нему - здесь: http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-846.htm


Пушкинские здесь такие стихи:

Господина Шафонского,
55 Карманный грош князя Григория Волконского
И уж Александра Македонского,
Этого не обойдёшь, не объедешь, надо
Помянуть… покойника Винценгероде,
Саксонского министра Люцероде,
60 Графиню вицеканцлершу Нессельроде,
Покойного скрыпача Роде,
Хвостова в анакреонтическом роде;
Уж как ты хочешь, надо помянуть
Графа нашего приятеля Велегорского
65 (Что не любит вина горского),
А по-нашему Велеурского,
Покойного пресвитера Самбурского,
Дершау, полицмейстера с.-петербургского,
Почтмейстера города Василисурского;
70 Надо помянуть — парикмахера Эме,
Ресторатора Дюме,
Ланского, что губернатором в Костроме,
Доктора Шулера, умершего в чуме,
И полковника Бартоломе.

Стихотворение было сочинено как послание В.А. Жуковскому, 26 марта 1833 года, (ровно через 13 лет после знаменитого "Победителю - ученику от побеждённого - учителя").

Из открытых источников.

И из этой искусно срифмованной шуточной (в духе "Арзамаса") невнятицы Пушкин создал своего "Свата Ивана,..", которым прямо говорит нам о том, что сочинит сказку, похожую на Евангелие - о самом себе, о Боге Слова, и о Боге, который - Слово.

"И отцов наших, державшихся вина фряжского", - писали авторы шуточного стихотворения "Надо помянуть..."

"Бочки с фряжским выставляют", - в конце сказки "Конёк-Горбунок", на свадебном пире.

Иван, уже не дурак, а прекрасный князь, женится на Царь-Девице.

Самый главный, центральный, основной прототип Царь-Девицы - Богородица, Дева Мария (а из дохристианской эпохи - Исида, ну и Артемида-Диана, конечно). Апостолу Иоанну препоручал Иисус заботу о своей матушке, идя на казнь. Понятно, что в сказке представлена не земная женщина, а вечно юная красавица (она же - и Муза Поэта).

А сам Пушкин неоднократно сравнивал самого себя с Апостолом Иоанном (в письмах к друзьям).

Кроме того, Иоанн Богослов присутствует в поэме Ариосто "Неистовый Роланд", на которой, в какой-то степени, основана пушкинская поэма "Руслан и Людмила". В этой же поэме, у рыцаря Астольфа, есть волшебный Гиппогриф, соединяющий в себе грифа и коня, - возможно, один из прообразов Конька-Горбунка.


Сергей Ефимович Шубин в своей работе приходит к мысли, что данное стихотворение может являться присказкой к 1-й части "Конька-Горбунка". Но всё же он сомневается: не очень они стыкуются стилистически!

А "стыкуются" ли "Лукоморье" и "Руслан и Людмила"?... На мой взгляд, тоже не так, чтобы они совсем были подобны друг другу, - да и не должны были!..

Другое дело, что две другие присказки, ко 2-й и 3-й частям, более пригнаны к сказке. Ну, так я вам скажу: они специально для сказки и писались. А "Сват Иван" был написан отдельно, ещё не очень понятно, к чему... И это был ещё 1833 год. Пушкин уже собирался писать сказку о себе, - но она ещё не родилась. И он написал вот это предисловие к ней. То есть, сказки не было, а присказка была.

И потом, когда Пушкин уже начал писать "Конька", он не поставил никакой присказки к 1-й части, потому что присказка уже была - "Сват Иван". И, как бы продолжением слов этой присказки "Начинать, так начинать!:, - явилась строка-эпиграф к этой части - "Начинает сказка сказываться...".

И Старик, главный герой сказки, возник из тех стариков, которых надо было помянуть. В сказке он живёт ещё не на небе, - где обитают мёртвые, - а на земле, - и тогда такая строчка - "Не на небе - на земле", - вполне понятна и оправдана.

Продолжение:http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl


Рецензии