Сват Иван, за которым сказка

Одно из очень загадочных стихотворений А.С. Пушкина: "Сват Иван, как пить мы станем...". Напомню вам его целиком.

                * * *

Сват Иван, как пить мы станем,
Непременно уж помянем
Трех Матрен, Луку с Петром,
Да Пахомовну потом.
Мы живали с ними дружно,
Уж как хочешь — будь что будь —
Этих надо помянуть,
Помянуть нам этих нужно.
Поминать так поминать,
Начинать так начинать,
Лить так лить, разлив разливом.
Начинай-ка, сват, пора.
Трех Матрен, Луку, Петра
В первый раз помянем пивом,
А Пахомовну потом
Пирогами да вином,
Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем —
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Стариков когда-нибудь
(Жаль, теперь нам не досужно)
Надо будет помянуть —
Помянуть и этих нужно...—
Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

Удивительно, что никто из тех, кто рассматривал вопрос пушкинского авторства "Конька-Горбунка", не обратил внимания на это стихотворение, в котором Пушкин даёт ключ ко всей сказке.*Кроме С.Е.Шубина, в эссе "И я там был, и мёд я пил".


Во- первых, кто такой "сват Иван"? Думаю, Иоанн Богослов. Ведь именно  он - покровитель писателей, поэтов, и всей печатающейся братии. Тем более, что здесь явно звучит евангельская тема: три Марии (у Пушкина - Матрёны), Лука с Петром... Все они (вместе с Иоанном) перед Его Крестом стояли. Но сюда включена и Пахомовна - Арина Родионовна, - сказки которой Пушкин слушал и записывал. Это её небылицы-былины, шутки, приговорки, прибаутки у Пушкина в творческом багаже. А двустишие:

И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел, -

    это двустишие отсылает нас к Ветхому Завету, поскольку спорит с тем, как делал косматый Исав:  "И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство". /"Бытиё": 25; 34.


    У Пушкина - тоже первородство, в Русской Литературе, - и он им отнюдь не пренебрегает.

Стариков каких-то - видно, - Державина и Карамзина, - тоже надо помянуть...

Во-вторых, мы имеем загадочнейший конец:

Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

То есть, Пушкин рассказывает апостолу Иоанну какую-то сказку, и она при этом окажется - за ним. То есть, потом уже апостол начнёт её рассказывать? Значит, это будет сказка-Евангелие? Думаю, да.  И что же это за сказка?


Сват Иван мог сосватать ведь за сказку, где главный герой - так же Иван; Иван-дурак, например. И этот Иван - как и его тёзка - проходит испытание кипящим котлом, и выходит оттуда преображённый. Поскольку так же было и с Иоанном Богословом: "Согласно «Золотой легенде», во время гонений на христиан в эпоху римского императора Домициана Иоанн был брошен в чан с кипящим маслом. Чудодейственным образом он вышел из него невредимым и даже помолодевшим. " У нас - целых три котла, - и из них Иван выходит невредимым и похорошевшим. (Опять же, эти три котла согласуются с тремя ключами из пушкинского стихотворения "Три ключа"!)

Началось всё с шуточного коллективного с Вяземским и Мятлевым стихотворения: "Надо помянуть, непременно надо...". Это стихотворение и комментарии к нему - здесь: http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-846.htm


Пушкинские здесь такие стихи:

Господина Шафонского,
55 Карманный грош князя Григория Волконского
И уж Александра Македонского,
Этого не обойдёшь, не объедешь, надо
Помянуть… покойника Винценгероде,
Саксонского министра Люцероде,
60 Графиню вицеканцлершу Нессельроде,
Покойного скрыпача Роде,
Хвостова в анакреонтическом роде;
Уж как ты хочешь, надо помянуть
Графа нашего приятеля Велегорского
65 (Что не любит вина горского),
А по-нашему Велеурского,
Покойного пресвитера Самбурского,
Дершау, полицмейстера с.-петербургского,
Почтмейстера города Василисурского;
70 Надо помянуть — парикмахера Эме,
Ресторатора Дюме,
Ланского, что губернатором в Костроме,
Доктора Шулера, умершего в чуме,
И полковника Бартоломе.

Стихотворение было сочинено как послание В.А. Жуковскому, 26 марта 1833 года, (ровно через 13 лет после знаменитого "Победителю - ученику от побеждённого - учителя").

Из открытых источников.

И из этой искусно срифмованной шуточной (в духе "Арзамаса") невнятицы Пушкин создал своего "Свата Ивана,..", которым прямо говорит нам о том, что сочинит сказку, похожую на Евангелие - о самом себе, о Боге Слова, и о Боге, который - Слово.

"И отцов наших, державшихся вина фряжского", - писали авторы шуточного стихотворения "Надо помянуть..."

"Бочки с фряжским выставляют", - в конце сказки "Конёк-Горбунок", на свадебном пире.

Иван, уже не дурак, а прекрасный князь, женится на Царь-Девице.

Самый главный, центральный, основной прототип Царь-Девицы - Богородица, Дева Мария (а из дохристианской эпохи - Исида, ну и Артемида-Диана, конечно). Апостолу Иоанну препоручал Иисус заботу о своей матушке, идя на казнь. Понятно, что в сказке представлена не земная женщина, а вечно юная красавица (она же - и Муза Поэта).

А сам Пушкин неоднократно сравнивал самого себя с Апостолом Иоанном (в письмах к друзьям).

Кроме того, Иоанн Богослов присутствует в поэме Ариосто "Неистовый Роланд", на которой, в какой-то степени, основана пушкинская поэма "Руслан и Людмила". В этой же поэме, у рыцаря Астольфа, есть волшебный Гиппогриф, соединяющий в себе грифа и коня, - возможно, один из прообразов Конька-Горбунка.


Сергей Ефимович Шубин в своей работе приходит к мысли, что данное стихотворение может являться присказкой к 1-й части "Конька-Горбунка". Но всё же он сомневается: не очень они стыкуются стилистически!

А "стыкуются" ли "Лукоморье" и "Руслан и Людмила"?... На мой взгляд, тоже не так, чтобы они совсем были подобны друг другу, - да и не должны были!..

Другое дело, что две другие присказки, ко 2-й и 3-й частям, более пригнаны к сказке. Ну, так я вам скажу: они специально для сказки и писались. А "Сват Иван" был написан отдельно, ещё не очень понятно, к чему... И это был ещё 1833 год. Пушкин уже собирался писать сказку о себе, - но она ещё не родилась. И он написал вот это предисловие к ней. То есть, сказки не было, а присказка была.

И потом, когда Пушкин уже начал писать "Конька", он не поставил никакой присказки к 1-й части, потому что присказка уже была - "Сват Иван". И, как бы продолжением слов этой присказки "Начинать, так начинать!:, - явилась строка-эпиграф к этой части - "Начинает сказка сказываться...".

И Старик, главный герой сказки, возник из тех стариков, которых надо было помянуть. В сказке он живёт ещё не на небе, - где обитают мёртвые, - а на земле, - и тогда такая строчка - "Не на небе - на земле", - вполне понятна и оправдана.

Продолжение:http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl


Рецензии
"никто из тех, кто рассматривал вопрос пушкинского авторства "Конька-Горбунка", не обратил внимания на это стихотворение, в котором Пушкин даёт ключ ко всей сказке.*Кроме С.Е.Шубина, в эссе "И я там был, и мёд я пил".
Это неправда, т.к ещё весной 2014-го года о связи "Свата Ивана" с "Коньком" было написано в моей книге "Пушкин глазами следователя" (стр.189-206, гл.12), которую сразу же я и передал в Ленинку, о чём имеется соответствующий документ. А то, что вы, библитекарь, живущий в Москве, не удосужились зайти в самую известную российскую библиотеку, это ваша проблема. Тем более, что понятие историографии (т.е. "истории вопроса") никто не отменял.
"И Старик, главный герой сказки, возник из тех стариков, которых надо было помянуть". Разочарую вас, поскольку этого "старика" поминать не нужно, т.к. он не помер ни в сказке, ни в жизни, а намного пережил автора "Конька".
Кстати, у меня в отличие от вас не "эссе", а "научное расследование на ненаучном языке", что далеко не одно и то же и что обозначено в подзаголовке моей книги и не раз указывалось на Прозе.ру.


Сергей Ефимович Шубин   11.02.2025 12:20     Заявить о нарушении