Не на небе - на земле

Да, если мы поставим стихотворение "Сват Иван,..." перед текстом "Конька-Горбунка" как Присказку к 1-ой части (а присказка к этой части, как вы помните, отсутствует), то не будем удивляться этому "неправильному" стиху, как удивляется исследователь Сергей Ефимович Шубин, в публикации под таким же заголовком - "Не на небе - на земле", на Прозе.ру:


"3. Сравнивая же это пушкинское начало с перекликающимся стихом «Не на небе - на земле», мы замечаем ошибку, недопустимую для «Конька», имеющего подзаголовок «русская сказка», поскольку в зачинах народных сказок такого отрицательного сравнения как «не на небе», нет. Да и по смыслу-то этого сравнения выходит нечто странное, - старик хоть и живёт на земле, но вроде бы мог проживать и на небе... Да при чём же тут небо?!".http://proza.ru/2015/04/18/916


Небо тут при тех Стариках, которых надо было помянуть.


Стариков когда-нибудь
(Жаль, теперь нам не досужно)
Надо будет помянуть —
Помянуть и этих нужно...—
Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.


Если в шуточном стихотворении Вяземского-Пушкина-Мятлева "Надо помянуть, непременно надо..." перепутаны все поминаемые - живые и мёртвые; бессмертные боги, герои, и простые, даже ничтожные, смертные, то в стихотворении Пушкина "Сват Иван" поминаются только умершие, - а если они умерли, то взяты на небо. (Поскольку поминаются те, кто вёл праведную жизнь, сочиняя замечательные сказки... Сказочники... ).

А "три Матрены" (Марии), - кто они? У Иоанна ,19:25, читаем, что при кресте Иисуса стояли «Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» . "Трех Матрен да Луку с Петром, именами которых начато поминание, поэты ввели по устойчивой народной традиции,...", - пишет комментатор. Возможно, что и так. Святое писание интерпретировалось в русских народных сказках. Почему из всех апостолов выбраны двое - Лука с Петром? Впрочем, если это устойчивая традиция, то Бог с ними, смысла всё равно не отыскать...

Вернемся к сказочникам. То, что под Пахомовной надо разуметь Арину Родионовну, это явно, и всем понятно.

Ю.В. Иванов. Пушкин и няня. Из открытых источников.

Три раза сказано в стихотворении про каких-то Этих

"Этих надо помянуть,
Помянуть нам этих нужно";

Помянуть и этих нужно...

Кто эти эти?

Смотрим в словаре:

э;тот э;та ж., э;то ср. р. (примеры с ХVI в. см. у Унбегауна, ZfslPh 23, 322 и сл.), блр. гэ;ты «этот», гэ;та «это». Из дейктического э (см.) и *tъ; ср. тот; см., далее, э;во, э;нтот, э;стот. Табуистическими мотивами следует объяснять диал. э;тот в знач. «черт»; см. Зеленин, Табу 2, 91.

С некоторых пор Пушкин стал называть царя Николая - Тот. Как чёрта... В стихотворении "эти" поминаются три раза... "Видел я трёх царей...". Не утверждаю, но - возможно, под "этими" подразумеваются именно цари...

"Стариков когда-нибудь нужно будет помянуть"... Вот и настало это время - когда начала складываться сказка "Конёк-Горбунок" -

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе...


Этот Старик, что теперь уже - на небе, тогда жил на земле (в прошедшем же времени сказано).

Что это за Старик? Кого подразумевает Пушкин под Стариком?

Важнейшую роль в судьбе Пушкина сыграли два старика - Гаврила Романович Державин и Николай Михайлович Карамзин. Думаю, что они оба и являются прототипами Старика в "Коньке-Горбунке". Но главным прототипом является Карамзин. Почему? Попробую объяснить.

Продолжение:
http://proza.ru/2022/07/14/1436


Рецензии