Карамзин как Илья Муромец

Рифма "земле-селе" уже была у Пушкина, в наброске "В славной Муромской земле", - на это первым обратил внимание ростовский исследователь пушкинского авторства "Конька-Горбунка" С.Е. Шубин("Не на небе - на земле"); http://proza.ru/2015/04/18/916.

Весь набросок выглядит так:


В славной Муромской земле,

В Карачарове-селе

Жил-был дьяк с своей дьячихой.

Под конец их жизни тихой

Бог отраду им послал -

Сына им он даровал.

Странность здесь в том, что родители Ильи Муромца - дьяк с дьячихой; во всех источниках сказано, что они были крестьянами. И возникает вопрос: про кого это начало сказки? Про былинного богатыря, или про кого-то другого, под его именем? То, что родители героя названы дьяком и дьячихой, относит их прежде всего к грамотным людям. Общеизвестно, что священники были зачастую единственными грамотными людьми в селе, а дьячки служили и переписчиками, и учителями для ребятишек. Так, например, Николай Михайлович Карамзин учился у подобного дьячка, который был "первым грамотеем в околотке". И я вообще подозреваю, что это начало сказки не про Илью-богатыря, а про богатыря-Карамзина.

Насчёт этимологии фамилии "Карамзин" существует несколько версий, одна из них не исключает, что

"основатель рода Карамзиных звался мирским именем Карамса, восходящим к названию доски с туго натянутыми на ней нитями, использовавшейся в старину для линования бумаги. Следовательно, Карамсой могли величать некого чиновника, работа которого была неразрывно связана с процессом записи данных, например, посольского дьяка или подьячего, либо мастера, изготавливавшего карамсы для нужд письмоводителей".

Тогда, действительно, Карамзин может считаться потомком дьяка и дьячихи! Не сыном, но потомком!

Той же осенью, 1833 года, Пушкин сделал зарисовку дома Карамзиных в Симбирске, подписав её:

 "Дом Карамзина, Смоленская гора и Смоленская церковь".

Это был дом брата Карамзина, сам он никогда не жил в Симбирске. Но, скорее всего, Пушкин делал зарисовку к сказке, а не к были. Вот к этой сказке о богатыре Илье Муромце... То есть, Пушкин задумал сказку о Карамзине.

Ведь и Карамзин когда-то писал об этом богатыре, замыслив первую русскую литературную сказку. Писал, как будто о самом себе...

Потому что в этой сказочной поэме Карамзина "Илья Муромец" заглавный герой - не сказочный богатырь, а современный рыцарь, человек пишущий, романтично-сентиментальный, - как сам Карамзин. "В поэме сведены эпический богатырь и героиня народной сказки, наделенные теми же чертами, что и сам автор. Так, не однажды говорится о «нежном сердце» и «чувствительной душе» Ильи Муромца, который воспринимает красоты природы наравне с персонажами сентиментальных повестей". ../ Литературная сказка пушкинского времени.
Так что, задумав писать сказку про Илью-богатыря, Пушкин, скорее всего, думал о Карамзине как Илье Муромце. Но этот замысел не реализовался. Реализовалась же сказка "Конёк-Горбунок", в зачин которой перешла рифма "земле - селе", и перешёл сам Карамзин, как Старик-крестьянин. Интересно, что в наброске Пушкин лишает Илью крестьянского сословия, а в "Коньке", наоборот, превращает в крестьянина, но лишает героя богатырских черт и имени. Да и вообще какого-либо имени, в сказке он просто Старик, Старик-отец, Старинушка (с 5-го издания), крестьянин. То, что Иванушка именует себя в 3-й части сказки Петровичем, к этому Старику не относится. Он таким образом говорит о другом отцовстве и сыновстве. Я это разберу в своём месте.

Интересно, что и зарисовка дома Карамзина в Симбирске вполне могла бы быть иллюстрацией к Зачину "Конька-Горбунка" (но не была):

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе...

Это - скорее всего, одна из предпосылок сказки.

Да и село имелось в виду не это, другое (то есть, на рисунке и не село, а город - Симбирск, - но вид вполне сельский). Тем не менее, для сказки подходит, конечно, такой рисунок, а не зарисовка великолепного Царского Села, которое скорее всего имелось в виду автором.


Рецензии