Над суетою земли поднявшись Гл. 7

                Над суетою земли поднявшись…
                (О творчестве В.С.Соловьёва)
           Часть третья «О Творце Неба и земли и о Пречистой » 
                Глава седьмая
          «Мысли,  созерцанием Звезды  Рождественской дарованные…»
 Одна, одна над белою землею
Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
К себе — туда.
 А вот нечто похожее, хоть и написано в другую эпоху - и поэтом иного «происхождения».
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Строки первого произведения созданы В.С.Соловьёвым, а второго – поэтом, пришедшим в мир земной через тридцать шесть лет после того, как В.С.Соловьёв  мир оставил, - Н.М.Рубцовым. Похожи стихи тем,  что в обоих Звезда Рождества над землёю взошла – над снегами России.
 «Звезду полей» Н.М.Рубцова мы вспоминали однажды, об образе звезды в русской литературе беседуя. (См. «Звезда, в литературе русской просиявшая».Гл.2)
Об «Оке Вечности» В.С.Соловьёва  - тоже, но сейчас нас интересует не только звезда.
Итак, у Русского Мыслителя о любимой им России только «белая земля», снегом покрытая, напоминает – остальное, как скажет позже другой русский мыслитель  И.А.Ильин,  - «сверхнационально».  Потому обратимся к следующим строкам произведения:
 О нет, зачем? В одном недвижном взоре
Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,
И небеса.
И этот взор так близок и так ясен, - Глядись в него,
Ты станешь сам — безбрежен
и прекрасен  —
Царем всего.
 Взирающий на Звезду, о приходе в мир Спасителя возвестившую, должен стать  «Царем всего» - как и было Творцом о создании человека задумано. Вот на том и остановимся ненадолго.
Разве не знает кто-нибудь, как дьяволом соблазнённые, Адам и Ева «право» царями быть утратили – а после и все «потомки» их. Царь… Не самодур, не тиран, не деспот,не рабовладелец. Царь – истинный хозяин, ответственность за всё вокруг происходящее несущий – вплоть до смерти, как наши Святые Великомученики Царственные, как далёкие по времени, но близкие по духу предки их – Братья-Страстотерпцы Борис  и Глеб.
Царство Небесное – царство земное, что «подобием» стать должно. Царь должен быть воплощением справедливости, что значит «быть с праведностью». И «властвовать» должен прежде всего  над страстями своими греховным, чтобы быть, примером для тех, над кем царствует…
И как, говоря о Царе, не вспомнить слова Херувимской Песни во время Литургии, когда замерли все в духовном единении?! Яко да Царя всех подымем.
Словно «продолжая» мысли сакральные, говорит нам В.С.Соловьёв, что должно, жизненно необходимо поднять взгляд на Звезду, о Рождении Божественного Младенца возвестившую.  И «звездою научиться»…
 «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», - изрёк Святитель четвёртого века Афанасий Александрийский. А уж тем паче -  «царём» над страстями греховными. И помнить Промысел Божий о человеке, помнить, как «царствовали» над мирозданием - даже над силою  превосходящими  зверями хищными, свирепыми – часто немощные телом Святые...
«Слава Тебе за кротость животных, служащих мне» - слова удивительного Акафиста «Слава Богу за всё», созданного чудом  властью антихриста не убитого Митрополита Трифона (Туркестанова). Слова о том, что только Божественное Присутствие в жизни человека делает его «царём всего»…
Но довольно, наверное,  а то как-то в сторону далеко ушли.  А, может быть, и не ушли вовсе…
Ты станешь сам — безбрежен
и прекрасен  —
Царем всего –
Разве не говорит В.С.Соловьёв вслед за многими русскими поэтами о «возвращении» к потерянному Раю?!
«Боже, опять нас к себе возврати», - взывает «истомлённый блужданиями во мраке»  лирический герой К.Д.Бальмонта. (См. также «О мыслях, чувствах и переживаниях творчества К.Д.Бальмонта».)
Лирический герой В.С.Соловьёва в отчаянии, конечно, не пребывает. В произведении отражён, наверное, некий «итог» размышлений о Творце, в мир беззащитным Младенцем явившемся, чтобы страданиями на Кресте  и Воскресением смерть победить. И напоминает, говорит  людям о том Звезда, над землёю горящая, много веков назад путь пастухам и волхвам указавшая…
А строки о Звезде «над белою землёю» ещё и песней стали, благодаря одному                из артистов Духовного Православного Театра «Глас» - и не только они. Но об этом беседа                в следующих главах,  как и о том, что Бог пришёл в мир и нас Милостью Своею                не покидает...
(Продолжение следует)


Рецензии