Через восемьдесят лет

Если представить образ, в котором едины красота и трудолюбие, сдержанность и искренность, терпение, материнство и любовь, то это будешь ты, балкарская женщина!!! Это говорю я, по роду деятельности беседовавший со множеством горянок, внимавший ихисториям – одна другой удивительнее.
Гостил я недавно в доме Бориса Настуева в Верхней Балкарии. Хозяйка дома – Роза Зекерьяевна (Асанова), четверо сыновей и дочь. Кроме них в доме живёт сестра матери Бориса – МечукаеваКизийка. Именно она – героиня нашего рассказа.
Кизийка – дочь ЮсупаМуртазова, родилась в селении Кюнлюм в 1927 году. О симпатичной хозяйственной девушке шла добрая слава: она рано стала помогать матери по дому, готовила еду для всей семьи, училась шить и вязать.
Немного выше по улице жила семья УзеираМечукаева. Сестра УзеираСыйлыкыз была женщиной активной, авторитетной, хорошо знающей и понимающей жизнь.Кизийка выросла на её глазах. Сыйлыкыз решила устроить личную жизнь своего родного племянника, сына Узеира – Ильяса. Молодой человек к тому времени закончил учёбу и работал секретарём Черекского районного суда. Уже шла Великая Отечественная война, молодёжь уходила в армию, начали приходить первые похоронки. Понимая, что придёт черёд и племянника встать на защиту Родины, Сыйлыкыз засватала Кизийку ему в жёны. И хотя невесте не было 18 лет и на её мать хотели подать в суд, но и этот вопрос был ею решён.
«Свадьба продолжалась неделю, –вспоминает Кизийка. – Наша семейная жизнь вместе со свадьбой продлилась ровно двадцать восемь дней. Молодёжь уходила на войну, но у Ильяса была бронь. Мы и не знали, что он сразу же написал заявление добровольцем на фронт. Сказал нам об этом лишь в утро прощания. Мы сначала решили, что это шутка и не поверили. Только когда он стал собирать вещи, поднялся общий плач. Услышав новость, прибежала и Сыйлыкыз. Прощаясь с племянником, она сняла с шеи свекра серебряный медальон с изображением родовой тамги и повесила ему на шею. С ним Ильяс и ушёл на войну.
Попал в 31-ю стрелковую дивизию курсантом, учился на артиллериста. В последнем письме писал: «После двух месяцев боёв нас переводят в другое место. Пишу письмо уже в машине».
После этого некоторое время никаких новостей о нём не было, а затем военкомат прислал весть о гибели Ильяса в бою. Потом уже стало известно, что старший лейтенант Мечукаев Ильяс получил тяжёлое ранение в ожесточённых боях в районе станицы Крыловской Краснодарского края и умер в госпитале.
А потом было выселение. Кизийка попала в город Туркестан Казахской ССР, шесть лет работала на нитепрядильной фабрике, потом выращивала хлопок. Из-за непривычных, неподходящих климатических условий тогда умерло много балкарцев. Нашёл там своё последнее пристанище и свёкор УзеирМечукаев…
В последние годы выселения жизнь стала полегче. Молодые люди после работы собирались у кого-нибудь дома, играли на гармошке, веселились, знакомились, создавали семьи.
Я спросил у героини очерка: «Вам исполняется девяносто пять лет. Вы были красивой видной женщиной. Неужели никто не звал замуж? А если звали, почему не вышли за кого-нибудь?»
- Замужество предлагалимногие: и в Средней Азии, и здесь. Но я не могла забыть Ильяса, даже если бы меня за царского сына позвали. Это была моя первая и единственная любовь. И она, если не стала большеза эти годы, то точно не стала меньше, – говорит Кизийка,отводя взгляд в сторону.
Пытались уговаривать её и родственники: «Останешься одна», «Если бы умерла ты, муж бы твой нашёл новую жену». Не захотела. Радостям мира она предпочла истинную любовь.
«Вы прожили вместе совсем чуть-чуть. Что Вы могли узнать о нём за эти дни, понять его? Каким он был?» – спросил я.
Женщина за девяносто молча смотрит в окно, как будто видит перед собой того, кто ей по-настоящему дорог, и тихо отвечает: «Он был чистым, как солнечный свет».
Суровые горцы говорят – нет любви на свете, но вот вам пример! Если бы не было здесь любви, наверное,не было бы и стольких красивых песен, ей посвящённых.
А теперь о том, почему мы оказались у этой достойной женщины в гостях.
Закончилась Отечественная война, пережил народ и ссылку. Оставшиеся в живых вернулись к родным очагам, начали новую жизнь. Вернулась в родное село и Кизийка. Взяла себе на воспитание сына своей сестры Бориса Настуева, вырастила, женила, присматривает за внуками. С тех пор, как ушёл на войну её муж, прошло 80 лет.
…Пять лет назад житель станицы Крыловской Валерий Постол случайно нашёл в земле блестящий на солнце металлический предмет с непонятным символом. Серебряный прямоугольник, на нём тамга. Он понял, что это не простое украшение и занялся поисками: разместил объявление с описанием в интернете, спрашивал у знакомых, искал знатоков.
«Когда я взял в руки этот серебряный значок, как будто почувствовал идущее от него тепло, – говорит Валерий. – Я понял, что это неспроста. У этого предмета есть хозяин, и он попал ко мне не зря. Я понял, что должен найти того, кому принадлежал этот значок».
В поисках шло время: после очередной попытки Валерий откладывал значок в сторону, потом вновь брал его в руки и как будто слышал голос: «чего ты ждёшь, отнеси меня хозяину, он ждёт», – и снова брался за поиски.
А в это время в горном селении Верхняя Балкария КизийкаМечукаева каждый день всматривалась в портрет погибшего в бою мужа, говоря про себя: «Каким же молодым ты ушёл из жизни, не оставив мне ничего на память», вспоминая краткие минуты семейной жизни.
Незнакомый ей мужчина из далёкой станицы продолжал поиски. Как-то поделился историей находки с одним из друзей Сергеем Дубинцом. Тот вспомнил о своём армейском товарище, жителе селения АушигерЗауреГергокове, позвонил ему с расспросами. И уже Заур поставил точку в поисках, сказав, что изображение на значке – родовая тамга Мечукаевых.
Двое друзей из Краснодарского края вышли на заместителем начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава КБРАзрета Мечукаева, познакомились с ним и рассказали историю серебряной тамги. Он и выяснил, что в тех местах воевал один из Мечукаевых – Ильяс. Рассказал и о том, что жива его жена, которая живёт в Верхней Балкарии.
И вот, в один из дней два друга из Краснодарского края вместе с сыном Валерия привезли фамильную реликвию в Кабардино-Балкарию. Здесь их встретили представители рода Мечукаевых во главе с АзретомМаштаевичем. Все вместе с руководством Черекского района приехали в Верхнюю Балкарию и вручили семейную реликвию хозяйке.
Было сказано много красивых слов и гостями, и хозяевами. И только Кизийка сидела, долго смотрелана подарок и прижимала его к себе. Видя это, гости по одному вышли из комнаты. А Кизийка прошептала: «Я всё ещё думаю, что он вернётся – каждый раз, когда открывается дверь, мне кажется, что он войдёт и озариткомнатусветом». А потом тихо добавила, обращаясь ко мне: «Ты знаешь, когда он в комнату входил, она по особому светилась, каким то радужным светом. Будь прокляты войны. Скольким людскихсудебони поломали… А теперь и ты уходи. Мой Ильяс прислал мне весть о себе. Я буду здесь с ним».
Я вышел. Достойная женщина осталась, вспоминая своё короткое счастье с мужем – живым, будто стоящим сейчас рядом с ней.
Она наконец его дождалась.


Рецензии
Молодец бабушка Кизийка.

Залимхан Абдулаев   28.09.2024 18:12     Заявить о нарушении