Подменили Церковь!

Помнится, когда я еще учился в МДС, ко мне подошел незнакомый священник с заочного сектора, который как-то прознал, что у меня высшее техническое образование, и сказал таинственно: Теперь ясно, нас использовали (в качестве священнослужителей), чтобы в 90-е годы заделать возникшие в ходе быстрого роста Церкви дыры. А теперь... ,    с хитрым прищуром он сделал движение рукой, как отгребая кого-то или что-то в сторону,   мы не нужны". Этот эпизод  конца 90-х описал мне один знакомый священник. И вот я замечаю, что священники, самые ревностные и при этом бывшие математики, физики и люди других специальностей, не достигли высот положения  в Церкви. Даже самым благочестивым, трудолюбивым, безропотным, все оправдывающим удалось только  чуть переслужить пенсионный возраст и уйти за штат. Не сыграло роли, что многих из них очень любил народ и им приходилось даже страдать от этого самого народа. Почти никто из них не стал настоятелем даже какого-нибудь бедненького храма. Иные из них даже много лет ждали рукоположения. Иные не выдержали и ушли в раскол, но таких было мало. И это было с практической точки зрения бесполезным. Процветали дети и люди из советской церковной среды, прошедшие жизнь по схеме: школа-армия-МДС, потом заочный сектор МДА и через какое-то время настоятельство в каком-нибудь небедном храме. Многие еще в школьные годы попадали в алтарь и вдохновлялись на путь служения от вида церковного доходов и от ощущения статуса батюшки. Безусловно, выпускники очного сектора обучения МДА составляли некоторое братство, активно поддерживали друг друга: подсаживали, проталкивали... И закрывали глаза на подвиги сокурсников. Иные из выпускников тех времен были уж совсем простыми. Запомнилась мне биография: окончил школу уже во время службы в армии, потом работал кем-то в Загорске до тех пор,  пока не удалось зацепиться за МДС и началось восхождение. Таких простецов было множество. Потом они уже стали писать многотомные "труды по истории", воображать чуть ли не профессорами. В советское время всякий пролетарий, ненавидящий "ничего не делающую" интеллигенцию, желал примкнуть к ней, но не в смысле образованности, культуры и трудолюбия, но ищет пути к денежным потокам и положению, которыми по его мнению, располагает интеллигенция. И плюс к этому советское время, когда духовенство двигали с хорошим социальным происхождением. И теперь ясно как встретили всяких там кандидатов наук в 90-х, и многие архиереи и протоиереи со стажем просто испугались за свое положение. Куда "ученым" было  до смиренных послушников". Тем более что первые, среди которых было много желавших сделать карьеру, не понимали, что для нас самое главное послушание. Пока разобрались. Но, нельзя не отметить и иной процесс, происходивший в самой Церкви.
- Церковь подменили! Это не та Церковь, в которую мы пришли, - воскликнул один священник с 30 стажем. И, действительно, в этом есть доля правды, если не вся, и изменилось почти все: и отношение народа к священнослужителям (стало как  в предреволюционное время) и теперь многие считают, что священники ничего делают и им надо работать. Такие "рабочие" невольно в условиях современного мира будут уделять больше внимания  работе, чем служению. "Заодно священники" - программа, продвигаемая определенными заинтересованными в доходах Церкви людьми. К тому же они обесценивают в социальном понимании священства, множество священников позволит легко решить проблему с неудобными священнослужителями. Народ соответственно теряет почтение к священнослужителям. Народ, соответственно, теряет почтение к священнослужителям, в том числе и работники церкви. "Мы тут в церковном магазине деньги зарабатываем, а они - что".
Есть и такая тенденция: "возвысить до недосягаемости" священнослужение. А так как некоторые лица в Церкви все более и более считают себя обладающими правом распределять благодать (продавать), то возникает мнение, что хороши "послушные" священники, и им мы дадим право служить,  а непослушным - нет. И священник уже должен радоваться, что ему разрешили служить, сделали для него такое благо.
Безграничное распространение интернета в церковной среде обесценило почти до нуля значение священника как учителя. Интернет все лучше знает. Но лучше ли понимает? Учение интернета: сократить богослужение до минимума, перевести его на разговорный русский язык, посты устранить и т.д. Всего этого добиваются еретики и и лжеучители многие века.
Проповедь гностицизма - это реакция на образованность. Образование - это не поклонение знанию. Всегда рядом со святыми "весь мир ученьми просветившими", находились лжеучители, блиставшие знаниями, но к Церкви отношения не имевшие, так как обучение свое проходили у врага нашего спасения и были порою открыто враждебными  к Ней. Сейчас этот гностицизм приобрел вид ЕГЭ или викторины. Человек ЕГЭ легко ответит на вопрос: Был ли апостол Иаков Праведный одним из 12? И в каком родстве находились братья Господа к Нему? ЕГЭ даст точные и ясные ответы. Церковь на эти для Нее второстепенные вопросы четких ответов не имеет. Споры об этом ведутся с глубокой древности и носили принципиальный характер.  Участвовали в них и святые, и явные еретики, и профессора академий и просто ученые. Важно это для нас, для нашего спасения? Нет. Важно только в смысле отказа от лжеучений, подобных гельвидиевым (по мнению этого лжеучителя, Матерь Божия после рождения Христа, стала реальной женой Иосифа). Для интернета и образованщины же - вопрос наиважнейший. Благочестивейшие священники основательно готовятся к богослужению: постятся, молятся, поэтому естественно каждый день служить не могут. Что иногда пропагандируют малоцерковные люди. И после службы ранее вкушали скромную трапезу. Такова была вековая традиция.  Но во многих храмах после службы в лучшем случае нальют кружку чая и все. А порою и этого нет. 
Можно сказать, что это все мелочи, но мелочи свидетельствующие о многом. Нет, уже той церкви, в которой люди жертвовали и деньги, и силы, и время. Есть огромный институт, со множеством работников. Сами понимаете: не будут же сотрудники "Газпрома" жертвовать на это предприятие, хотя и возможностей у него больше. Приходы теперь открываются не пожеланием верующих, а их "спускают" всвыше и строят чаще всего в тех местах, которые выделили власти, то есть в тех, которые никому не нужны. И люди не чувствуют своей ответственности за эти приходы. Это для них патриаршая церковь - вот пусть патриарх и заботиться. Многие уверены, что патриархия платит зарплату священникам (а они, мол, еще что-то хотят: открыли торговлю на приходах - мало им). И не понимает, что дело обстоит строго наоборот: приходы собирают деньги для архиереев и всех церковных организаций. Если раньше все же в основном всем хватало, то теперь из-за создания "приходов свыше", умножения неслужащих "заодно священников", сотрудников на спущенных сверху должностях по молодежной и др. работе и др., и др., средств  становится все меньше. Да и желания жертвовать у народа все меньше...
Можно списать многое на то, что мир стремительно катится под горку, а церковь, как организация член этого мира. Но всегда были в люди святые,  принадлежащие Церкви-Организму. Церкви Святой и Непорочной. За счет этих святых церковь была Церковью. И пока существует связь между церковной организацией и Церковь Святой и Непорочной, она существует,  если же связь оборвется, она станет просто архаичной организацией с длинным названием. Так что можно немного перефразировать слова старого священника в оптимистическом ключе: церковь подменяют.


Рецензии