Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 4
Продолжение, начало http://proza.ru/2022/07/12/1178
Но главные трудности и опасности ждали их впереди.
Как пишет Википедия: «… в 17:00 они вошли в зону плотного тумана. Это было очень серьезно, потому что, во-первых, слепые полеты в тумане или в облаках должны осуществляться только с помощью гироскопических приборов, которых у них не было, во-вторых, не давало Брауну ориентироваться, используя свой секстант».
После этой цитаты должен сказать, что ориентирование с помощью секстанта в то время было не такой простой операцией, потому что требовалось не только точно считать со шкалы прибора значение высот двух выбранных навигационных светил (быстро повторив каждое измерение несколько раз и усреднив данные), но и выполнить по полученным результатам (с учётом необходимых поправок и использованием специальных таблиц) построения на карте так называемых кругов равных высот для этих светил, одно из пересечений окружностей которых и будет искомой координатой.
Кроме того, в то время ещё не выпускались авиационные секстанты, доработанные из морских установкой на них дополнительных пузырьковых уровней, призванных служить так называемым искусственным горизонтом. Авиационные штурманы пытались использовать морские приборы, которые для работы в летящем на высоте самолёте не годились.
Об авиационных навигационных приборах мы поговорим дальше, пока открою одну «маленькую» деталь: ошибка в определении высоты (угла над горизонтом) навигационного светила в одну десятую минуты приводит к ошибке около одной морской мили в определении местоположения! К такой же ошибке приводит неточность в одну секунду при записи времени замера по секстанту!
Что касается гироскопических приборов, то об их наличии на борту не упоминается ни в одном из материалов тех перелётов. В то же время точно известно, что гироскопический стабилизатор (с гироскопами, вращавшимися со скоростью 7000 об/мин) был впервые испытан Лоуренсом Сперри и Беррингером на самолете Curtiss F ещё в 1913 году, а первый показательный полёт с ним перед многочисленной публикой состоялся в 1914 году.
В результате отсутствия гироскопических приборов во время слепого полёта Олкок дважды терял управление самолетом, который сваливался в спиральное пикирование и чуть не ударился о море при выходе из него.
Продолжали проявляться и дефекты, связанные с недостаточно полной проверкой самолёта. Оказалась нарушенной система управлением дифферентом, из-за чего после выработки части топлива и смещения центра тяжести самолет стал очень тяжелым в управлении.
В 00:15 видимость улучшилась и Браун смог использовать свой секстант, не обнаружив при этом серьёзного отклонения от курса.
Должен добавить, что для работы с тем секстантом, которым Браун располагал, Олкок должен был снизиться и лететь на минимальной высоте над волнами.
Электроподогрев в их костюмах вышел из строя, в открытой кабине было очень холодно.
К тому же пошёл дождь, пилоты изрядно вымокли.
Но природа решила ещё более усложнить полёт и в 3:00 утра дождь сменился сильной метелью. Их инструменты покрылись льдом, обледенели карбюраторы, самолету грозило обледенение.
В этой опаснейшей ситуации, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, Брауну пришлось вылезть на плоскости и очищать и их, и двигатели…
Продолжение следует…
Продолжение следует: http://proza.ru/2022/07/15/1252
Свидетельство о публикации №222071400729
А похоже " искусственный горизонт" и сегодня используется, даже и в быту. По крайней мере мой муж пользуется эти "пузырьковым уровнем" для выравнивания, например, стиральной машины. Немцы называют его Wasserwaage, буквально " водяные весы"
Спасибо за интересный рассказ.
С уважением
Елена
Елена Ахмедова 11.11.2022 22:04 Заявить о нарушении
Борис Готман 12.11.2022 18:17 Заявить о нарушении