Невольный чижик надо мной... Часть 3

- Я принимаю ваш вызов, господин Дантес! – твёрдо и, сверля взглядом Дантеса, сказал Алексеев.
Волнительные перешёптывания и тихие возгласы.
- Господа, да что же это! – снова вмешался господин Шмивеман – Я просто обязан вмешаться. Помните, подобными заявлениями вы подвергаете не только опасности свои жизни, но и жизни всех присутствующих в этом зале!
- В таком случае, господин Алексеев! – не обращая внимания на слова Шмивемана, сказал Дантес - Мой секундант прибудет к вам завтра для определения места и времени….
- В этом нет необходимости – спокойно сказал Алексеев – Зачем тянуть? Мы можем решить это здесь и сейчас!
Волнительные перешёптывания и тихие возгласы.
- Я приметил здесь прекрасный сад во дворе…. - продолжил Алексеев, пока Дантесу делали перевод.
Барон Геккерн взволнованно что-то хотел было сказать пасынку, но тот его перебил уверенным жестом руки.
- Как вам будет угодно, господин Алексеев! – твёрдо сказал Дантес.
- Только у меня одно условие…. – сказал Алексеев – В наших краях также переняли эту модную европейскую затею…., но мы как и все русские перенимая что-либо обязательно вносим в перенятое, что-то своё….. И в наших краях есть одно правило, впрочем возможно оно есть не только у нас…. За вызванным на дуэль остаётся право выбора оружия!
- Это ваше право, господин Алексеев! – ответил Дантес, выслушав перевод.
- Ну раз вы с этим согласны…. – загадочно произнёс Алексеев – Тогда мой  выбор оружия будет так же исконно русским!
Алексеев сделал паузу. Многие переглянулись между собой. Перешептывания. Пушкин замер глядя на Алексеева. Дантес также замер.
- Кулачки!!! – весело произнёс Алексеев.
Волнительные перешёптывания и смешки. У Пушкина округлились глаза и в изумлении до невозможности поднялись брови. У Дантеса, внимательно слушающего перевод, задёргался глаз.
Мысли Алексеева:
«…. Сломать ему правую руку в двух местах и дело с концом…..!!!»
- К тому же…. – спокойно продолжил Алексеев, попивая шампанское - Это избавит нас от ожидания прибытия традиционного для этих целей реквизита…. Вдруг в ожидании оного вы передумаете…..
- Вы пьяны! – возмущённо сказал Дантес, выслушав перевод - Это уже слишком! Вы будите драться или вы уклоняетесь от вызова?
- Как раз именно «драться» я вам и предлагаю!!!  – улыбаясь, ответил Алексеев – В исконно русском понимании этого слова! А уклониться пытаетесь здесь только вы….
- Я не знаю, к какому сословию вы себя относите…... -  возмущённо начал Дантес, выслушав перевод – Возможно, ваш род идёт от бывших освобождённых холопов и для вас забавы черни естественны… Я же отношусь к роду благородному и то, что вы предлагаете возмутительно для каждого благородного человека. Для людей чести существуют правила защиты этой чести! Защитить её подобает кровью! А не вашими, как вы выразились…. кулачками….
- Возможно, я не так пьян, как вы, господин Дантес! – с улыбкой и немного возмущённо сказал Алексеев – Служить нашему государю и считать его менее благородным, чем вы!? Вы, что и нашего Великого Петра считаете менее благородным вас самих!? Да вы, по-видимому, не просто пьяны….. вы сошли с ума!
Волнительные перешёптывания. У возмущённых Геккернов, слушающих перевод, округлились глаза.
- Чтооо? – сказал Дантес – Вы лжец! В ваших словах нет ни грамма истины…! Всё что вы сказали вздор…! Все присутствующие этому свидетели!
- Серьёзно!? – улыбаясь, сказал Алексеев – Да вы, господин Дантес, не только не знаете русского языка…., вы ещё не знаете и русской истории. В противном случае вы бы знали, что ваши дуэли давным-давно запрещены указом Петра Великого, который в свою очередь неукоснительно поддерживается всеми его потомками! Следовательно, с ваших же слов наш Пётр и его потомки отказались соблюдать правила чести, существующие для благородного человека?! К слову сказать, кулачные бои…., на туже Масленицу, никто не запрещал…. Отвечайте же господин Дантес! Нашему царю присущи правила чести? Все присутствующие свидетели…. А многоуважаемый господин Шмивеман даже уже один раз предостерёг вас от неправильного ответа….
Шмивеман заметно покраснел, сделав небольшой шаг назад. Все присутствующие замерли в ожидании. Пушкин, до этого быв напряжённым, немного начал улыбаться. Геккерны слушали перевод.
- Вы наглый интриган! – сказал Дантес – Вы переворачиваете всё сказанное мной!
- Серьёзно!? – улыбаясь, сказал Алексеев – Тогда продолжим…. Пропустим ваше неуважение к благородству наших царей…. За незнанием русского, вам сложно будет ответить и на следующий вопрос, но как вы считаете, от какого слова пошло слово «честь» о которой вы так печётесь?
- Я не понимаю вашего вопроса…. – сказал Дантес, выслушав перевод.
- Не удивительно…. – сказал Алексеев – Так вот…, наше слово «честь» пошло от слова «честный»…. Я как вы уже слышали человек простой, не военный…., более того никогда не державший в руках оружие…. даже охоту я отвергаю….. Так вот, господин Дантес, было бы ли для вас «честным», являясь бывалым военным и непременно практикующим все виды оружия, драться на нём с таким человеком как я?
- Как дворянин вы обязаны владеть оружием! - сказал Дантес, выслушав перевод – Чтобы уметь постоять не только за себя, но и за своё отечество!
- Каждый дворянин, несомненно, должен уметь защитить своё отечество! - спокойно, сказал Алексеев – Но, вопрос на каких именно рубежах?
- На всех, разумеется! – ответил надменно Дантес, выслушав перевод.
- Я так понимаю вы мастер военно-морского дела? – с усмешкой, обращаясь к окружающим, спросил Алексеев.
- Я офицер кавалерии! - сказал Дантес, выслушав перевод.
- А как же вы…., как дворянин, собираетесь защищать Наше ….– подчеркнул Алексеев – …. Отечество на морских рубежах?
Пока Дантесу делали перевод Алексеев, продолжил.
- Отечеству, как вы уже поняли из моего вопроса, можно служить по разному! Ибо рубежей у него множество, в том числе и гражданских…. А если наступит время для его непосредственной защиты, то каждый из нас быстро научиться и военному делу, точно также как мы ему научились, когда давешне дали пинка под заднее место вашему великому Наполеону…..!!!
Смешки среди присутствующих. Геккерны слушают перевод. Пушкин всё больше улыбается в восхищении от слов Алексеева.
 - И так уж случилось…. – продолжил Алексеев – Что на данный момент, вашим оружием я не владею и предлагаю вам единственно возможный вариант…. Ведь для защиты нашего отечества каждый, в первую очередь, в том числе и вы, должны владеть и кулачным видом боя! Нее так ли….!? Ведь если, к примеру, оружия при встрече с врагом у вас не окажется….. Что вы будите делать!? Или в этом случае вы предпочтёте сдаться?
Все замерли, наблюдая как Геккерным делали перевод. Дослушав Дантес хотел было что-то сказать, но Алексеев перебил его.
- Можете не отвечать и на этот вопрос, господин Дантес…. – допив шампанское и поставив пустой бокал на стол, сказал Алексеев - А что касается крови….! Так если в драке я вам вырву кадык вместе с вашим треклятым языком, то для смыва вашего позора, крови у вас будет предостаточно…. В общем, решение за вами…. Я же буду ждать вас в саду… Господа!.
Алексеев раскланялся и вышел в дверь, ведущую в сад.

На экране поздний темный вечер.
Алексеев в саду возле арки с выходом, прислонился плечом к дереву.

- Ха, ха, ха, ха!!!! – хохоча, из арки выходит Пушкин – Безбожный пир, безбожные безумцы! Ну вы и дали жару Сергей Александрович! Право только теперь я понял, почему вы хулиган…. До этого я никак не мог вас ассоциировать с этим словом, слушая ваши стихи…. Ха, ха, ха….
Алексеев оборачивается.
- Я право ожидал другого господина …. – улыбаясь, сказал Алексеев.
- Да какой там… - отдышавшись сказал Пушкин – В гневе начал он чудесить….. Снова пробормоча что-то о чести и сделав пару оскорблений в ваш адрес, мои родственнички поспешно удалились….
- Эх, набил бы я ему морду….  – с наигранным вздохом и весёлостью сказал Алексеев - И без его позволения и в присутствии всех остальных…. Да Заратустра не позволяет!!!!
- Ха, ха, ха, ха – хохочет Пушкин, облокотившись на плечо Алексеева – Вы меня не щадите, я только что успокоился….. ха, ха, ха…! Вы что ещё и индус…. ! Ха, ха, ха….
Мысли Алексеева смотрящего на хохочущего Пушкина:
«…. Мог ли Булгаков когда-либо подумать, что сам Пушкин будет смеяться над шутками Остапа Бендера….!!!»
- Нет..... – уверенно сказал Алексеев – Скорее я квакер….!
- Ха, ха, ха, ха….! – снова хохочет Пушкин – Перестаньте прошу вас….!

Чёрный экран.
Титр:
Квакеры – объединение независимых религиозных организаций, чьи вера и практика могут существенно отличаться друг от друга.
Понятие использовалось Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

- Уффф – выдохнул Пушкин - Того что я сегодня увидел и испытал я давно не видывал и не пытывал…, если не сказать ещё реже….! Вы меня очень потрясли господин Алексеев! Но похоже, здесь вам путь заказан…. Мнения конечно же  разделились…. Многие вами восхищены как и я….. Граф Воронцов даже передаёт вам через меня приглашение к нему на бал 23 числа….  В общем предлагаю отметить ваш «удачный выход» в свет, но уже в другом месте…. И раз уж вы, господин Алексеев, такой простой души человек…., то я думаю вы по достоинству оцените мой любимый трактир здесь не подоплёку, где восхитительно готовят мою любимую калью…. Аааа? Как вы на это смотрите? Сегодня я бы даже выпил чего-нибудь более горячительного, чем ваше «восхитительное» Аи!…. Скажем жжёнку!?
- С удовольствием Александр Сергеевич! – сказал Алексеев – Я очень рад, что ваше мнение разделилось в мою пользу!
Пушкин хлопает Алексеева по плечу, делая кивок головой вперёд.
- Ворон ворону глаза не выклюет!!! Вперёд!

На экране ночь.
Пушкин и Алексеев немного навеселе выходят из трактира.

- Ха, ха, ха, ха !!! – смеётся Пушкин – «Не говорите, что мне нужно делать и я не скажу куда вам нужно идти»…… Ха, ха, ха, ха, это было великолепно!!!!
Алексеев читает стих Игоря Губермана:

Я жизнь свою организую,
Как врач болезнь стерилизует,
С порога на **й адресую.
Всех, кто меня организует!!!

- Ха, ха, ха, ха…. – смеётся Пушкин и аплодирует - Браво! Это ваше чудо?
- Нет – сказал Алексеев.
- А чьё? – спросил Пушкин – Я непременно хочу познакомиться с его автором.
Алексеев остановился и серьёзно посмотрел в глаза Пушкину.
– Александр Сергеевич…..! – резко перейдя на серьёзный тон, начал Алексеев.
- Да, да…. Сергей Александрович …. – всё также велело, спросил Пушкин.
- Я хочу поделить мой сегодняшний выигрыш между нами…. Считаю, что так было бы честно…. Без вашего приглашения и выигрыша бы не было…. Прошу вас не спорьте!!!
- Ни в коим разе мой друг!!!!! – уверенно ответил Пушкин – Я до сих пор испытываю чувства угрызения совести, что согласился на ваше давешнее предложение…. Я не имел права с вас брать такую крупную сумму за такие пустяки…. Это я вам должен, а не вы мне! И даже не думайте настаивать! Точка!!!
Алексеев огорчённо вздохнул. Некоторое время Пушкин и Алексеев идут молча.
- Дааа, дали вы жару этим Геккерным…. – задумчиво произнёс Пушкин – Всего неделю в столице и уже нажили себе таких врагов…. Знайте они очень злопамятны и коварны, в особенности старший. И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…. Останьтесь вы в столице надолго, то какая-нибудь подлость с их стороны вам обеспечена…..
- Я ни чуть не переживаю по этому поводу – равнодушно сказал Алексеев.
Пушкин задумался, глядя в даль.
  - И правильно…. Что пройдёт, то будет мило….! – сказал Пушкин и далее уже весело - Да, кстати, завтра я вас обязательно должен познакомить со своим другом Василием Андреевичем Жуковским….

Чёрный экран
Титр:
Васи;лий Андре;евич Жуко;вский (1783 - 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, литературный критик, педагог. Наставник Александра II. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!».

- Мы завтра собираемся в Академию художеств – продолжил Пушкин – Хотим посетить мастерскую живописи нашего общего друга Брюллова…. Я надеюсь вы составите нам компанию? А то без вас мне скучно, я зеваю….. Ха, ха….
- Непременно я с вами! – радостно ответил Алексеев – Я буду очень рад!
Восхищённые мысли Алексеева:
«…. Я увижу Жуковского!!!...»

На экране Пушкин с Алексеевым прохаживаются в фойе Академии художеств.

Титр:
17 января 1837 года.

- Василий Андреевич для меня это гораздо больше, чем друг…. -  с чувством говорит Пушкин – Это мой наставник, учитель…., мой ангел-хранитель… Вы даже не представляете сколько раз он меня спасал, сколько грозовых туч он от меня отогнал. Я знаю его с лицейских лет…. В то время когда я только начинал познавать литературную стезю и только заводил знакомство со своей музою он уже был на пике славы, его популярность была бесконкурентная…. Я просто зачитывался его произведениями….. В вашу копилку к моей биографии мой друг, Жуковский оказал на моё поэтическое будущее влияние колоссальное, его творчество было моим вдохновением….
- А как же Байрон? – спросил Алексеев
- Ооо…. Байрон!!! – восхищённо начал Пушкин – Байрон мой друг это совсем иное….. Это были времена, когда я воспевал мечту прекрасную свободы и ею сладостно дышал! Да, несомненно, Байрон это моё второе вдохновение…. Но также как гений Байрона бледнел с его молодостью, моё беспрекословное и безудержное восхищение им сменилось зрелым и оценивающим взглядом. В те дни, когда мне были новы все впечатленья бытия его новые, для того времени, идеи и стиль меня восхищали, но как я уже сказал это совсем иное, к нашему русскому духу он не имел никакого отношения. А Жуковский, хоть и имел в своих сказках западные нотки, всё же вывел меня ими на подлинно русский характер…. А вот, между прочим, и он!
- Здравствуйте, Здравствуйте Александр Сергеевич! – радостно сказал подходящий Жуковский.
Алексеев в радостном изумлении.
- Здравствуйте Василий Андреевич! – также радостно поздоровался Пушкин - Позвольте представить Сергей Александрович Алексеев, замечательный поэт, начинающий биограф, друг нашего Чаадаева….
Алексеев сделал поклон. Жуковский посмотрел на Алексеева оценивающим взглядом и сделал поклон в ответ.
- Наслышан, наслышан…. – сказал с подозрительной улыбкой и прищурью Жуковский – Какой поэтичный след вы оставили вчера в Английском клубе, как бы это не отразилось и на вашей собственной биографии….
Алексеев немного смутился и покраснел.
-  Как быстро у нас разносятся вести…. Но не судите строго Василий Андреевич….. – оправдывающее начал Пушкин – Этих Геккернов давно следовало кому-нибудь проучить и господин Алексеев прекрасно справился с этой задачею. К тому же они сами напросились…. Господин Алексеев всего лишь отстаивал свою честь и так же блистательно это исполнил….
- Ну, ну, ну….. – укоризненно, но с улыбкой сказал Жуковский, грозя большим пальцем.
- Я кстати, только, что рассказывал господину Алексееву о своём восхищении вашим творчеством в юности – сказал Пушкин, уводя Жуковского от темы разговора.
- А, что сейчас? – также укоризненно спросил Жуковский – Уже не восхищаетесь?
- Помилуйте Василий Андреевич…. – виновато ответил Пушкин – Если бы не ваши великие произведения и ваши чудесные сказки, тооо…. неизвестно кем бы сейчас был Пушкин….
- Я слышал, что между вами было даже, что-то вроде поединка по написанию этих самых сказок? – спросил Алексеев.
Пушкин с Жуковским внимательно посмотрели на Алексеева.
- Оооо… - произнёс Жуковский – Теперь я вижу, что вы биограф…
- Было, было… – хитро улыбаясь и косясь на Жуковского, сказал Пушкин.
- Дааммм… – с наигранным недовольством произнёс Жуковский – И его «Руслан и Людмила» надо сказать, поставили в этом соревновании жирную точку.
- Василий Андреевич даже одарил меня ценным подарком по этому поводу! – гордо сказал Пушкин – Своим портретом с дарственной надписью!
- «Победителю ученику от побежденного учителя»! – сказал Алексеев.
Пушкин с Жуковским снова внимательно посмотрели на Алексеева.
- Пожалуй, за написанием своей биографии, мне стоит обратиться именно к вам господин Алексеев…. – сказал Жуковский.
- Буду очень рад! – довольно ответил Алексеев.

На экране мастерская Карла Брюллова.

 Пушкин, Жуковский и Алексеев рассматривают экспонаты. Рядом присутствуют сам Брюллов и его ученик А. Н. Мокрицкий. Пушкин и Жуковский восхищаются картинами, и оделяться мнениями. Алексеев тем временем немного поодаль рассматривает присутствующих.
Алексеев смотрит на Брюлова.
Мысли Алексеева:
«…. Карл Брюллов, замечательный художник…. Намеревался написать портрет Пушкина, но не успел…. Во время дуэли Пушкина он будет болен, а узнав о его смерти, пошлёт своего ученика Мокрицкого зарисовать покойного поэта….»
Алексеев переводит взгляд на Мокрицкого.

Двухсекундный кадр-вспышка:
Рисунок Мокрицкого «Пушкин на смертном одре»

Алексеев смотрит на Жуковского.
Мысли Алексеева:
«….. Да, действительно….. Василий Андреевич ангел-хранитель Пушкина, в 1820 году он спас его от Соловков, куда его хотел упечь Александр I за слишком вольные стихи и эпиграммы, оберегал его по делу декабристов в 1825 году, не раз сглаживал его конфликты с Николаем I и даже от первой дуэли с Дантесом Пушкина спас именно он…..
….. Именно он будет вывешивать на двери в квартире Пушкина записки о состоянии раненого поэта…..
Двухсекундный кадр-вспышка:
Копия записки на двери о состоянии Пушкина, в музее.

….. Он будет рядом с раненым Пушкиным до самых последних минут его жизни…. Мучения поэта будут продолжаться двое суток…. Пушкин умрёт на его день рождения двадцать девятого января. С этих пор Жуковский перестанет отмечать своё день рождение…..
…. О второй дуэли он не знал. А если бы знал!!!??? Что если вызов всё же последует и что если ему вовремя сообщить об этом …. Нужно это обдумать…. Главное не упускать Пушкина из виду и быть рядом в нужный момент….. »
- Ох ты Боже мой…., что это за прелесть!!!!! – громко воскликнул Пушкин глядя на стоящую на комоде картину – Ха, ха, ха, ха….
Пушкин громко смеётся. Жуковский и остальные смеются над реакцией Пушкина.

Крупным планом картина Брюллова
«Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне»
Одновременно на заднем плане слышны восхищённые возгласы Пушкина.
- Вы только посмотрите….. Ха, ха, ха, ха…. На этого на подушке…., ха, ха, ха…., а у этого…. ноги, ноги… будто живые болтаются…. Ха, ха, ха…..
Пушкин начал метаться возле картины как обезьяна, не отрывая от неё взгляда и хватаясь то за голову, то прижимая ладони к щекам.
- Ха, ха, ха, ха – звонко смеялся Пушкин.
Потом взяв аккуратно обеими руками картину Пушкин, также аккуратно, прижал её к груди.
- Карл Павлович! Голубчик! Умоляю! Подари! – умоляюще сказал Пушкин.
- Не могу Александр Сергеевич…. – виновато улыбаясь сказал Брюллов – эта картина уже принадлежит не мне….. Её купила княгиня Салтыкова…
- Нет можешь! – настаивал Пушкин.
- Правда не могу….- виновато ответил Брюллов.
Пушкин бросился на колени с картиной в руках.
- Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот…. – с невероятно обворожительной улыбкой сказал Пушкин.
Неловкая ситуация. Жуковский и Мокрицкий жалостно улыбаются, глядя на Пушкина.
Брюллов встал на одно колено и стал поднимать под локти Пушкина.
- Ну что вы…. Александр Сергеевич – умоляюще сказал Брюллов.
 Тот упрямо не хотел подниматься. Потом всё же поднялся, но взгляд остался таким же умоляющим.
- Ей Богу не могу…. – виновато повторил Брюллов – Обещаю нарисовать вам другую….. Ваш портрет!!! Хотите!?
- Ахххх – разочарованно вздохнул Пушкин, глядя на оторванную от груди картину и поставив её обратно – Портрет, так портрет…...

На экране Пушкин с Алексеевым едут в открытом экипаже.

Титр:
18 января 1837 года.

- Вы не возражаете, если по дороге мы заедем к господину Гречу? – спросил Пушкин.
- Конечно не возражаю – ответил Алексеев – А кто это?
- Это мой конкурент в журналистике – ответил Пушкин – В общем, достаточно талантливый человек….., если бы ещё не его дружба с Булгариным….. Но сейчас не об этом….. У него сын тяжело болеет. Я неким образом причастен к его простуде…. Хочу навестить. Ведь я его кумир! Пару недель назад мальчишка увидел меня проезжающего в санях и выбежал за мною в лютый мороз в одних тапочках и рубахе…. Еле уговорил его вернуться в дом. Хочу подарить ему экземпляр первого издания «Капитанской дочки»….

На экране Пушкин на стуле возле больного мальчика о чем-то разговаривают. Мальчик прижимает к груди подаренную книгу.
Алексеев чуть поодаль за занавеской наблюдает за ними.

Мысли Алексеева:
«….. Мальчик умрет накануне дуэли Пушкина и Дантеса. Умирая в муках, Пушкин вспомнит о нём и, узнав о его смерти, пошлёт его отцу свои соболезнования….
…. И здесь я бессилен что-либо сделать…..»

Продолжение следует......


Рецензии