Озеро для морфлота

Продолжается историко-познавательная экспедиция Издательского дома «Чудеса и приключения», приуроченная к 350-летию Петра Великого. На это раз мы приглашаем читателей побывать на берегу озера, где зарождался отечественный военно-морской флот
I
Плещеево озеро, затаившееся во глубине Московии, стало колыбелью Российского флота не только из-за обильно растущего вокруг строевого корабельного леса. Сам водоём параметрами своими очень подходил для использования его в качестве своеобразного военно-морского полигона и развёртывания в его акватории потешной флотилии. Площадь озера составляет немногим более 50 км2, максимальная длина его глади – около десяти километров, наибольшая ширина – почти десять километров. Глубина достигает 25 метров. Для парусного корабля – шлюпа или фрегата конца XVII столетия здесь было где разгуляться. Здесь и решено было построить и опробовать «потешный флот».
II
Летом 1688 года (Петру I на тот момент исполнилось всего лишь 16 лет) на озере началась подготовка к постройке судов под руководством голландских мастеров Карстена Брандта и Корта. Первоначально корабли строились на судоверфи, сооруженной в устье реки Трубеж, вытекающей из Берендеева болота и впадающей в Плещеево озеро. Немного позднее, для ускорения дела, малые суда «потешной флотилии» сооружались на судоверфи, находящейся на холме Гремяч, который царь выбрал для своей резиденции, и спускались на воду по специально прорытому каналу. Большие корабли изготавливались на лугу близ озера. К маю 1692 года на Плещеевом озере разноцветными вымпелами на мачтах готовность к манёврам показывала целая флотилия из больших и малых судов.
III
Одним из самых величественных кораблей «потешной флотилии» стал тридцатипушечный фрегат «Марс», построенный голландским мастером Класом при непосредственном участии самого государя.  Франц Лефорт писал своему брату: «Флот в Переславле готов, т.е. пять кораблей, чрезвычайно богато отделанных его царским величеством, одна галера и многие боты… Так я имею честь командовать кораблём, названным «Марс», на котором почтил меня своим присутствием их величество».
1 мая 1692 года состоялись первые манёвры флота с участием пехоты и артиллерии, которые в августе того же года Пётр I повторил для прибывшего в Переславль многочисленного «Московского двора». Именно этот день, когда округу взбудоражил звон колоколов и артиллерийская канонада, и считается днём рождения российского военного флота.
IV
В ноябре 1691 года переславский воевода получил царский наказ «для пришествия великого государя построить двор». Местом для него юный царь выбрал высокий холм Гремяч за монастырским селом Веськово. Здесь были возведены царский дворец со службами, церковь Вознесения, надворные постройки и кузница. Теперь это территория, занимаемая музеем-усадьбой «Ботик Петра I» - одним из филиалов Переславль-Залеского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Над входом во дворец красовался герб Российского государства, изготовленный местными кузнецами в конце 1691 года. Теперь этот артефакт, тщательно отреставрированный можно увидеть под стенами «Ботного дома». Любопытство посетителей неизменно вызывают и другие подлинные экспонаты, дошедшие до нас из баснословно далёкой эпохи – слюдяные окна и один из двух приобретённых по указу царя железных котлов «мерою по 20 ушатов», предназначенных «для пивного варения».
V
Уезжая в 1693 году в Архангельск, Пётр I оформил Веськовское поместье с деловым и потешным двором в государственную собственность. А надзор за оставшейся на озере флотилией был поручен рыбакам переславской Рыбной слободы, посадских людей и местного воеводы. Понятное дело, - чиновники не досмотрели, а «люди» не уберегли. В 1722 году проезжая через Переславль, первый российский император увидел свою первую военную флотилию в безнадёжном состоянии. Тогда и родилось легендарное царёво повеление, высеченное впоследствии на обелиске: «Воеводам переславским надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших яко пренебретших сей указ. Пётр.». На первых порах петровские суда, вернее – всё, что от них оставалось, были собраны на левом берегу реки Трубеж. Над ними даже соорудили большой навес. Но постоянно надзирать за реликвиями было невозможно, да и хлопотно. В итоге пожар 1783 года, первопричины которого «по горячим следам» установить так и не удалось, поставил точку и истории «потешного флота». Сохранились лишь якоря – к ним теперь даже можно прикоснуться!
VI
К середине XVIII века постройки петровской эпохи на холме Гремяч пришли в полную ветхость. В 1748 году местный сторож писал в провинциальную канцелярию, что в одной из светлиц дворца даже обрушился потолок. В итоге и дворец был разобран по брёвнышку. Оставались в целости лишь амбары делового двора. В них и был случайно найден в 1802 году бот с пророческим названием «Фортуна». Эту заслугу конечно же приписал себе тогдашний гражданский губернатор князь И.М. Долгоруков. Он рапортовал в столицу из своей Ярославской резиденции о состоянии дел на Плещевом озере: «Тут сильный Пётр учился мореплаванию и оставил городу в залог самим им состроенный первый ботик в государстве нашем… На нём Пётр предвозвестил, что Росси как на суше, так и на морях победительна быть может». Император Александр I постановил для единственного уцелевшего судна «потешной флотилии» построить «Ботный дом». Уже в следующем, 1803 году, каменный павильон был сооружён, на северном фронтоне здания появилась табличка с надписью: «Великому Петру усердный Переславль». И с тех самых пор, уже 220 лет бот «Фортуна» никогда не покидал своего последнего, теперь уже вечного, «причала».
VII
По преданию этот бот из сосны и дуба собственными руками построил Пётр I в самом конце 1680-х годов. Шлюпка с полными, почти круглыми сверху обводами носа и кормы, явно голландского типа, была рассчитана на пять пар вёсел, которые не сохранились. Длина бота – 7,34 м., ширина – 2, 38 м.   В средней части носовой банки сделан вырез для крепления мачты. В качестве парусного вооружения использовались гафельный или шпринтовый грот и треугольный кливер. Рулевой управлял ботиком с помощью навесного руля с железным румпелем. Опять же по неподтверждённым документами сведениям, на этом утлом судёнышке царь впервые вышел на просторы Плещеева озера.
VIII
В январе 1847 года император Николай I «на изъявленное владимирским дворянством желание и готовность приобрести покупкою село Веськово соизволил удостоить дворянство высочайшим отзывом, что поступок этот вполне достоин чувств владимирского дворянства как его величество всегда разумел оное». И ровно 170 лет назад, летом 1852 года, на территории усадьбы появилось сразу два памятника – обелиск из финского красного гранита, на гранях которого вырезаны надписи о значимых в истории усадьбы событиях. Автор монумента – московский архитектор П.С. Кампиони. А тогдашний въезд на мемориальную территорию украсила монументальная триумфальная арка, выстроенная в лучших классических традициях по проекту архитектора И.А. Жеребцова.
Несмотря на то, что с 1919 года усадьба «Ботик Петра I» стала филиалом Переславского музея-заповедника, судьба мемориала складывалась непросто. На территории находился детский дом, пионерские лагеря, всевозможные организации. Зато все постройки комплекса уцелели. Теперь помимо «Ботного дома» экспозиции развёрнуты в Белом дворце, Ротонде, Сторожке. Много любопытных экспонатов, относящихся к истории отечественно флота выставлено под открытым небом. К празднованию 300-летия петровского «потешного флота» в 1992 году при входе в музей установлен памятник юному Петру, взирающему на просторы Плещеева озера. Авторы композиции – скульптор А. Казачок, архитектор В.Ситниченко.
IX
Примечателен и такой факт. Почтить память великого реформатора в музее-усадьбе «Ботик Петра I» считали своим долгом российские государи и члены их семей. Здесь бывали императоры Николай I (1850 г.)  и Николай II (1913 г.). В 2002 году сюда приезжал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Ежегодно, каждое последнее воскресенье июля, на территории комплекса проходит масштабный праздник «Российскому флоту быть!».
Фото Александра Нефедова
Подробнее читайте в №8/2022 журнала "чудеса и приключения"


Рецензии