Студент о духовной пустоте...
Творческое исследование «Без любви, без веры, без молитвы?»
Нигилизм как отрицание духовного начала является очень большой проблемой для сообщества людей, души не утративших.
Многие писатели высмеивали, вернее - обличали нигилистический взгляд на жизнь – показывали тупик такого мировидения.
Звучит эта мысль в произведениях многих писателей - и Н.С.Лескова, и Ф.М. Достоевского, и конечно, Ивана Сергеевича Тургенева.
Давайте попробуем разобраться, как писатель обличает нигилизм в своём знаменитом романе «Отцы и дети» на примере Евгения Базарова - как высмеиваются нигилистические идеи.
Евгений Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря. Взгляд на жизнь Евгения Базарова построен лишь на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – самое полезное, что есть на свете. Старые «порядки» для главного героя являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Однако, принципы, которые положил себе в основу жизни Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности.
Итак, главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит лишь как на «живых существ», а от всей красоты чувств для него осталась лишь примитивная физиология. Любовь для него – «нелепость», которую придумали «романтики».
И вот, отрицая любовь, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову - таким образом писатель показывает, как на самом деле «срабатывают» нигилистические идеи в реальности, говорит о том, что человека приводят они приводят к жизненному краху.
А «построить» ничего не получилось - и не получится, если окрылявшая великое множество людей любовь «мешает»...
Базаров несчастен – не оттого, что любовь безответная, а оттого, что разом все жизненные принципы рухнули. И ответное чувство по той же причине ему вовсе не нужно. Что он с ним «делать» будет…
А ещё нигилизм, конечно же, отвергает искусство - потому что нельзя понять его без движения души, без духовного начала внутри человека. Нельзя, потому что все великие произведения искусства, как напишет уже в двадцатом веке русский мыслитель И.А.Ильин, создаются там, где «проносятся веяния Духа Божьего», даже если «внешне нет ничего церковного и религиозного»...
А сколько в мировой литературе стихов о любви, о красоте мироздания – от глубокой древности до времени героев романа, а после - и до наших дней.
И вот один из очень ярких примеров того – стихотворение поэта, родившегося почти через десять лет после окончания И.С.Тургеневым жизненного пути, - поэта Серебряного века С.Я.Алымова:
Под луной золотой
Всё живет для любви.
О любви об одной
Нам поют соловьи.
Ты любовь не гони,
Ты любви не стыдись,
Береги и храни,
Как наградой, гордись!
Без любви и цветы
Сиротливо цветут,
Без любви и мечты
Не зовут, не поют.
Для влюбленных светлей
В небе звезды горят
И в сиянье лучей
О любви говорят.
Счастье жизни — любить,
Большей радости нет.
С милым хочется быть
Вместе тысячу лет.
Где любовь — там мечта
Соловьем запоет,
Где любовь — красота
Пышным цветом цветет.
Как мне кажется, это стихотворение от начала и до конца являет собою антитезу нигилизму. Каждая строка словно «говорит», как не правы те, что любовь отрицают. Нигилизм по своей сути предполагает, что любовь человеку вовсе не нужна – а главная мысль стихотворения в том, что это чувство самое главное в человеческой жизни. Потому что без любви и цветы не расцветают, и звёзды меркнут в своём сиянии, и мечты нет. Словом, жизнь как будто останавливается. Можно даже сказать, что любовь-это двигатель духовного «прогресса» человека.
Потому, снова возвращаясь к великому роману И.С.Тургенева, хочу сказать, что Базаров «гонит» любовь и «любви стыдится» - а потому писатель «упрекает» своего героя – упрекает в лице его весь нигилизм как таковой. И.С.Тургенев словно говорит нам, что нигилисты не могут быть счастливыми, что они делают несчастными всех, кто рядом, – и в конце концов остаются в одиночестве. Счастья нигилисты «не заслужили», со счастьем они «несовместимы»...
И ещё совершенно невозможно не сказать об отношении этой «философии» к мирозданию - о том, что природа для нигилиста «не храм, а мастерская»…
Перед нами строки стихотворения самого И.С.Тургенева, созданные намного раньше романа:
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И как мне кажется, это стихотворение тоже можно назвать антитезой словам Евгения Базарова. Он говорил, что природа не храм, а мастерская - а в стихотворении весенний пейзаж приводит к мысли о Святости и чистоте душевной, напоминая слова Спасителя: «Будьте как дети»…
Базаров всё отрицал – и вот его «отрицает» сама жизнь – главный герой умирает молодым…
Таким образом И.С.Тургенев говорит нам, что природа не должна, не может быть «средством», «инструментом». О том, что природа, как и любовь, - неотъемлемая часть нашей души, «укрепляющая» наше понимание мира и своего места в этом мире. А нигилистические идеи заводят в тупик.
Свидетельство о публикации №222071400979