За двадцать лет либо эмир, либо ишак сдохнет...

— За двадцать лет либо эмир, либо ишак сдохнет... или сдохнут?
— Хотя бы кто-нибудь из них СДОХНЕТ. Хотя не исключено, что оба, но это не так важно.

Это "новое прочтение" известной восточной пословицы)) Ее мораль такова: Стоит ли нам заглядывать слишком далеко в будущее, к примеру на двадцать лет вперед?  Оказывается, что стоит... Как вариант, пять тысяч таньга золотом.

ВОПРОС
Какое грамматическое число должно быть у глагола в такой конструкции?

ОТВЕТ
Единственное число: За двадцать лет либо эмир, либо ишак СДОХНЕТ.

Выбор согласования в числе регламентируется правилом Розенталя.
§190. Согласование сказуемого с однородными подлежащими http://www.evartist.narod.ru/text1/64.htm

1. В пользу мн. числа говорит только препозиция подлежащих.
2. Выбор ед. числа делаем по следующим признакам:
Раздельность действия каждого лица.
Разделительные союзы, причем нет необходимости согласования подлежащих по числу (или роду).
Контактное расположение второго подлежащего и сказуемого (ишак сдохнет). То есть нет явного рассогласования по числу рядом стоящих слов, что при выборе мн. числа будет негативно восприниматься на слух.

КОММЕНТАРИИ
— Да вот мне тоже единственное ближе... На уровне интуиции. Но по смыслу как-то не то получается. И Розенталь тут как-то не убедителен...

— Интуитивно мы понимаем так: ХОТЯ БЫ КТО-НИБУДЬ ИЗ НИХ СДОХНЕТ. Хотя не исключено, что оба, но это не так важно))

Легенда об ишаке https://dzen.ru/a/YC5m-rxJC2cljGq4

— Этот ишак — не простой ишак! — объявил Ходжа Насреддин. — Он принадлежит самому эмиру. Однажды эмир позвал меня и спросил: «Можешь ли ты обучить моего любимого ишака богословию, чтобы он знал столько же, сколько я сам?»
Мне  показали ишака, я проверил его способности и ответил: «О пресветлый эмир! Этот замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров, ни даже тебе самому, я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, и даже больше, но для этого потребуется двадцать лет».
Эмир велел выдать мне из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и учи его, но клянусь Аллахом, если через двадцать лет он не будет знать богословия и читать наизусть Коран, я отрублю тебе голову!»

— Ну, значит, ты заранее можешь проститься со своей головой!

— Пять тысяч таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство — это человеку не каждый день удается. А голову мою не оплакивай, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из нас троих лучше знал богословие!

О Ходже Насреддине — герое всех народов https://azerhistory.com/?p=5986


Рецензии