Щит Тамерлана

 В мою бытность учеником младших классов школы № 4 города Стерлитамака, в 1960-е годы, я частенько захаживал в городской краеведческий музей. Директором музея тогда был Гавриил Владимирович Скляров, сосед и приятель нашей семьи, добрейший человек, имевший прекрасное образование. Он всячески поощрял мой интерес к краеведению. Гавриил Владимирович был человеком необыкновенным. Воевал под началом Василия Ивановича Чапаева, который лично наградил его за храбрость именным оружием. Директором музея Гавриил Владимирович стал не случайно, искусствоведческое образование получил в Ленинграде, был знатоком культуры народов Башкирии и в, частности, экспертом по холодному оружию и воинским доспехам.

Старинный, металлический, как тогда полагали «персидский» щит, был им помещён в центр экспозиции музея. Скомпонованный в живописную группу со средневековыми кольчугой и шлемом, он стоял на низкой полке. Все экспонаты были открыты, щит можно было рассматривать с какого угодно близкого расстояния, что я и делал при каждом посещении.

Щит мне запомнился почти чёрного цвета, с тусклым отливом, поразительно хорошей сохранности. Это был совершенно необычный предмет, окно в другой, неизведанный мiр великих походов и славных сражений далёкого прошлого, материализованная тайна. С тех пор я посетил многие знаменитые музеи России, но подобных щитов нигде больше не увидел.

Обстоятельства находки щита, его происхождение, бывшие владельцы и время изготовления были неизвестны. Почти 70 лет тайна щита оставалась неразгаданной. После распада СССР он был спрятан в запасниках, скорее всего по политическим мотивам.

Наконец, после полувекового перерыва, в 2018 году, у меня появилось время и возможности изучить щит более основательно, попытаться приоткрыть его тайны.
Результаты оказались более чем интересные.

С высокой степенью вероятности сегодня можно утверждать, что тайна щита, который с 1949 года бережно хранится в Стерлитамакском историко-краеведческом музее, практически разгадана.

Начнём с описания внешнего вида щита.

Круглый, цельнометаллический, изготовленный из медного сплава стерлитамакский щит относится к категории парадных щитов. Он выглядит скорее как произведение искусства, нежели как боевой щит воина. Очень дорогой артефакт с момента его изготовления, поскольку покрыт богатым, хорошо сбалансированным художественным изображением, выполненным в изощрённой технике рельефа. Тонкая работа.

Изображения на парадных щитах умело компоновались из различных изобразительных источников, включая мифологию и античные образцы, с целью привлечь внимание зрителей и донести определённые информационные сигналы. Подобные щиты изготовлялись в Древней Греции и только с началом эпохи Возрождения вновь появились в Европе, сначала в Италии, а позже и в других странах. Таких щитов сохранилось очень мало.

По причине высокой стоимости, рядовые воины не могли себе позволить столь богато украшенные щиты. Их владельцами были аристократы и величайшие воины. Парадные щиты использовались в редких случаях, например, когда аристократы собирались, чтобы отпраздновать важное событие.

Металлическая часть стерлитамакского щита довольно массивная, это несомненно настоящий боевой щит, способный защитить хозяина на поле битвы. Внутренние слои щита из органических материалов не сохранились. В данном случае мы имеем прекрасный образец синтеза многовекового опыта оружейников, идеальное сочетание размера, веса и боевых качеств. Щит сравнительно небольшого размера, выпуклый, круглый. Это щит всадника, по стандарту щита древней тюркской армии. Тяжёлые, крупногабаритные щиты всадникам только помеха. Вместо наращивания толщины щита, что увеличило бы его вес, для усиления защитных качеств металлической части щита использовали специальный вязкий сплав. К сожалению, качественный и количественный анализ материала, из которого изготовлен щит, так и не был проведён. Условно можно сказать, что щит изготовлен из бронзы, состав сплава был хорошо известен в пределах Золотой Орды.

На внешней стороне щита имеются, по крайней мере, 19 отметин попаданий стрел и, возможно, пуль (картечи). Одно из самых серьёзных повреждений могло быть нанесено ударом копья. Большинство из этих отметин расположены в третьей четверти, что говорит о индивидуальной манере владельца щита держать его во время атаки. Поскольку щит был изготовлен из специального, вязкого сплава, стрелы и пули насквозь его не пробили. Весьма интересно было бы получить заключение экспертов-криминалистов о характере повреждений и возможной силе ударов.

При этом на внутренней стороне щита нет никаких повреждений или потёртостей, она в идеальном состоянии. Это доказывает, что внутренняя сторона щита была покрыта, например, несколькими слоями кожи или войлока, для чего по краям щита имеются изначальные небольшие отверстия на 12 и 6 часов. Четыре отверстия по углам квадрата, ближе к центру щита, предназначались для крепления кожаных ремешков к внутренней части щита, в которые продевалась рука, чтобы держать щит в боевой позиции. Именно так были устроены тюркские щиты.

На щите нет никаких надписей, букв, клейм мастеров и знаков, ничего, что могло бы указать на язык, государство, религию владельца щита, его изготовителей и время изготовления.

Перейдем к изображениям, выполненным на щите.

По краям верхнего обода поле щита окружено некими завитками с личиками и таинственными существами, похожими на змей. Здесь же размещены восемь блях-клейм с портретами внутри.

В «Илиаде» Гомера есть описание легендарного щита Ахиллеса. Очень интересная деталь:
«Там и ужасную силу представил реки Океана,
Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный».

Полагаю, что завитки по краю щита — это есть изображение реки Океана, его волн.
(Океан — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приют солнца, луны и звёзд. У Гомера Океан — не только бог, но и первоначало всего сущего).

В череду волн органично вписаны круглые, одинаковые лунные личики, всего 29 личиков, по числу лунных дней в лунном месяце. Лунный цикл.

Значит, изготовители щита несомненно были знакомы с древнегреческой мифологией и античным искусством, к которому в эпоху Ренессанса интерес был огромный.

Изображение персонажей в бляхах-клеймах по окружности щита — тоже древнегреческая традиция. Восемь портретов — восемь предводителей отрядов, участвовавших в битве. Поражает мастерство резчика, который умудрился передать лица персонажей, ясно узнаваемые на общем поле изображения. Наибольший интерес представляет изображение на 12 часов, но об этом позже.

С самого начала исследования было ясно, что на щите изображены конкретные исторические события, причём очень важные, хорошо известные современникам изготовителей щита.

Змееподобные существа при внимательном рассмотрении оказались драконами. Змеи и драконы часто использовались древними греками для украшения оружия. На протяжении веков дракон был символом императора Китая. У китайского дракона есть рога, когти и чешуя, а на хребте — ряд острых зубцов.

На территории Великой Степи драконы выглядели несколько иначе: исчезли рога и когти. Именно такие драконы изображены на щите. Дракон (Аждаха) — это тотем Тимура-Тамерлана.

Ещё до сражения с Баязидом, Тимур сменил знамя. Было на знамени три круга, а появился серебряный дракон на чёрном поле.

Один к одному, как на щите, изображения драконов на портале мечети Сейит-Демалетдин в Анау, под Ашхабадом, которые больше нигде в мусульманской архитектуре не встречаются.

Перейдём к изображениям на главном поле щита:

Мы видим картину сражения вблизи средневекового города. Действующие лица представлены четырьмя большими компактными группами: нападающие конные воины с копьями, в шлемах и кольчугах; обороняющиеся воины в чалмах и с ятаганами; обороняющиеся и убегающие воины, одетые и экипированные в европейском стиле и группа безоружных людей в дорогих восточных одеждах.

Отдельно представлена фигура человека, заметно отличающегося от всех остальных.
Поле щита разделено на четыре взаимно перекрывающиеся половины: верхняя и нижняя (горняя и дольняя), левая и правая.

В верхней, горней половине, слева — сторона наступающая и побеждающая, торжество силы. Нижняя, дольняя половина — сторона отступающая и побеждённая. В нижней, левой части — двое поверженных воинов, один из них пронзён копьём, второй павший, очевидно, лежит на берегу реки, в высокой траве. В центре — динамика битвы, её апофеоз, решающий момент.

Слева — наступающие, справа — отступающие, бегущие. Вверху — победители, внизу — побеждённые, противопоставление «живые — мёртвые».

Бросается в глаза довольно необычное изображение трёх отрубленных голов на высоких шестах, ближе к центру, в горней половине. Поначалу было предположение, что это христианский символ и события могут иметь отношение к «жёлтому крестовому походу» Хулагу хана. Позднее стало ясно, что это не так, но головы, скорее всего, всё же христианские. Возможно, это было зашифрованное послание мастеров-изготовителей щита.

С края левой половины наступают две грозные колонны конных воинов в кольчугах и шлемах, ощетинившихся длинными копьями. Известно, что обмундирование воинов Тамерлана состояло из стальной кольчуги и остроконечного шлема. Наиболее распространённым типом шлема в тимуридском войске был сфероконический шлем с высоким шпилем, что мы и видим на щите. Также, предводители отрядов имеют на шпилях своих шлемов три пера, старинное украшение времён Чингиз-хана.
За земляными валами и огромными плетёными переносными щитами им пытаются преградить путь лучники с ятаганами. Безуспешно, сражение уже проиграно. Лучник в центре бросил своё оружие и покорно сидит на земле, ожидая своей участи. Рядом с ним — убитый товарищ.

В правой половине, убегая от железного отряда, изображён отряд всадников, одетых и экипированных в европейском стиле средневековых рыцарей. Головные уборы со страусиными перьями, латы, шлемы с забралом. Вооружены палашами. Двигаются организованно, оружие, знамёна не бросили, очевидно имеют определённую цель.
Правее центральной оси, в самом низу дольней половины, изображена очень интересная фигура. По размерам она заметно больше, чем остальные фигуры, ухоженное лицо аристократа, богатый халат, в руке ятаган. Лошадь под ним породистая, с расчёсанной гривой. Ясно, что это не рядовой воин, но правитель, пытавшийся скрыться от побеждающего неприятеля. Лошадь пала, не способна нести своего седока дальше.

Справа от правителя — группа сановников, его придворная свита. В дорогих одеждах, без оружия, в отчаянии заламывают руки, покидая своего повелителя. Это конец, капитуляция.

Детали одежды, хоть и схематично, но определённо указывают на то, что побеждённая сторона — турки: чалмы, чувяки, кушаки, шаровары и особенно вооружение — ятаганы. Грозные, считавшиеся непобедимыми янычары, личная гвардия султана.
Для уверенных выводов необходима какая-нибудь неоспоримая историческая деталь.
В дольней части, слева от правителя, ключ к разгадке: брошенные знаки власти — османский щит и бунчук с полумесяцем (под ними — тело павшего воина на берегу реки).

По счастливой случайности, мне в руки попался официальный сувенир, который правительство Турецкой республики презентовало одной знаменитой компании за особые заслуги. В навершии сувенира был точь-в-точь такой же бунчук с полумесяцем, какой изображён на щите.

Вывод: побеждённый правитель — скорее всего, турецкий султан.

В горней части щита изображены строения средиземноморского типа, явно средневековой архитектуры. В ходе изучения щита удалось выяснить, что это город Ангора (современное название — Анкара). Город расположен на Анатолийском плоскогорье, у слияния рек Анкара и Чубук. В традициях Востока, он помещён в верхней части географического изображения, где всегда указывался Юг.
Учитывая историю турецко-османской экспансии, изображённые события могли произойти не ранее 14-го века. Нам известен только один турецкий султан, который был побеждён и взят в плен. Это султан Баязид I.
В плен его взял Тимур-Тамерлан.

Ангорская битва

Произошло это в ходе Ангорской битвы. Битва памятна, как единственный случай в истории Османской империи, когда султан был захвачен в плен.

Ангорская битва или Битва при Анкаре — битва между Османским султаном Баязидом I (Молниеносным) и великим Эмиром и правителем империи Мавераннахр Тимуром (Тамерланом). Сражение произошло 20 (28) июля 1402 года, близ города Ангоры (ныне Анкара). В этой битве войска Тимура разгромили османскую армию султана Баязида I Молниеносного, что привело к временному распаду великой Османской империи.
Тамерлан был эмиром части распадающейся империи Чингиз-хана, разделенной на сферы влияния между потомками Чингиз-хана, Чингизидами, конкретно Улуса Хулагу. Закавказье длительное время было яблоком раздора между потомками Улуса Джучи и Улуса Хулагу.

Тамерлан завоевал Грузию и Азербайджан в 1390 году, в 1400-1401 годах захватил Сирию, разрушил Алеппо и Дамаск, занял Ирак и разрушил Багдад.
В Самарканд были угнаны все мастера Дамаска.

После победы над египетскими мамлюками, Тамерлан расширил свою империю до границ Османской империи. По многим причинам война между двумя империями стала неизбежной.

В мае 1402 года Тамерлан начал свой поход. Его войска заняли турецкие крепости Кемак и Сивас, осадили Ангору (Анкару). К Тимуру для переговоров прибыли послы турецкого султана.

В 1402 году турки-османы вели кампанию в Европе и увязли в завоевании Венгрии. Тамерлан, мудрый и образованный военачальник, тонко разбирающийся в вопросах большой политики, нашёл нужный момент, чтобы атаковать и разбить армию Османской империи.
* * *
Подробности Ангорской битвы детально описаны в многочисленных публикациях. Приведу лишь факты, важные для нашего исследования.

Силы сторон:

1. Сторона Османской империи:

Общая численность: 82000 воинов-османов, 3000 татар и от 5000 до 10 000 сербских воинов. Под командованием Баязида, помимо собственно османских отрядов сипахов (поселённых всадников) и янычар, также находились корпуса покорённых балканских народов (самым крупным, кстати, был сербский корпус — одно из последствий Косова поля). Ядром армии были османские войска янычар и верные, надёжные сербы.

2. Сторона империи Тамерлана:

Общая численность: 140–155 тысяч воинов. Боевой порядок Тамерлан рассчитывал поддержать, в критический момент, сильным резервом из трёх туменов элиты татарской армии (30 тысяч тяжелых всадников). Ядром армии Тамерлана неизменно являлись тюркские воины-кочевники.

Кем именно были упомянутые «татары», в некоторых источниках кара-татары, судить не берусь. Это привилегия историков.

Для нас важно, что в Ангорской битве принимали участие войска из Великой Степи, скорее всего Улуса Джучи (Золотой Орды).
* * *
Было бы наивно ожидать, что мастер-художник изобразит на щите с фотографической точностью Ангорскую битву. Понятно, что этот мастер не мог быть участником битвы и в лучшем случае руководствовался рассказами очевидцев, причём, скорее всего, только одной стороны. Тем не менее, основные события и обстоятельства битвы переданы на щите удивительно верно. Самое главное: предоставлены важнейшие детали-ключи, указывающие на конкретное событие: основные участники, вооружение, бунчук, фигура султана, большие плетёные сипары (переносные щиты), географические подробности и несомненные, известные всем современникам особенности хода битвы, а именно:

Известно, что бегство с поля сражения не спасло Баязида — он был схвачен одним из отрядов преследования неподалёку от Анкары и доставлен в лагерь Тимура. Баязид решился бежать, но лошадь его пала, он попал в плен со своей свитой к Султан-Махмуду, титулованному хану Джагатайской Орды, который и доставил его Тимуру.
Известно, что янычары подтвердили свою верность правителю и остались лежать на поле Ангорской битвы.

Известно, что очень популярны у турок-османов были луки. Первоначально корпус янычар был в основном вооружён луками, что мы и видим на щите.

Известно, что сербские рыцари «сражались, как львы». После того, как разгром Баязида стал очевиден, они пошли на прорыв и организованно, с оружием и знамёнами, с достоинством ушли в Константинополь.

Географические подробности битвы отображены на щите достаточно точно. На Востоке ориентирование по странам света отличалось от европейского: Юг изображался вверху, Север — внизу. Ангорская битва развернулась к северу от города Ангоры (Анкары), который изображён в верхней части щита, сербские рыцари уходят направо, то есть на запад, где и находился Константинополь. Всё правильно.

Известно, что река Чубук, которая была источником воды для османской армии, была отравлена, посему османская армия осталась без воды. На щите, в самом низу, река изображена выпуклым продольным телом (воды), с пышным растением на берегу (очень характерно для этой части Анатолии). Здесь же лежит османский воин, по-видимому, отравленный.

Известно, что финал битвы состоялся на холме Чатал, который возвышался над долиной Чубук (изображён на щите в горней части).

Всё сошлось, но для полной уверенности нужно было ещё одно, неоспоримое подтверждение. И оно было найдено.

На знамени сербского рыцаря, под определённым углом зрения, чётко виден сербский орёл, национальный символ Сербии!

Мозаика сложилась. Теперь мы уверенно можем сказать, что щит изготовлен в память об Ангорской битве. Учитывая то, что битва состоялась в 1402-м, а Тамерлан скончался в 1405 году, полагаю наиболее вероятным годом изготовления щита 1403-й.

Вопросы

Кто, где и для кого изготовил этот щит?

Проанализировав описание щита, склоняюсь к тому, что щит был изготовлен не одним человеком, а коллективом опытных, искусных мастеров, среди которых могли быть православные византийцы-греки, которых в Малой Азии в то время было очень много.
Доводы: знание античных образцов, отсутствие каких-либо надписей, букв, клейм мастеров, завуалированный символ христианского мученичества (три отрубленных головы на шестах), а также ключи-символы для понимания изображения на щите. Эти ключи схожи с языком византийских православных икон и рассчитаны на глубоко образованных людей.

Как известно, все мастера из Дамаска были, по распоряжению Тамерлана, увезены в Самарканд.

Щит такого высокого уровня мастерства и смыслового содержания в то время мог быть изготовлен только для военачальника армии Тамерлана, принимавшего участие в Ангорской битве, например Султан-Махмуда, или для самого Тимура-Тамерлана, легко узнаваемый по усам портрет которого расположен вверху щита, в бляхе на 12 часов.

Учитывая масштаб и значение Ангорской битвы, победитель, Тамерлан, в глазах степняков выходил на один уровень с Чингиз-ханом, то есть становился богоподобным Сыном Вечного Неба. Парадный щит Тамерлана был сакральным предметом, щитом Силы. Именно этим, по-видимому, объясняется его поразительная сохранность. Щит берегли, как зеницу ока, на протяжении сотен лет.

Каким образом щит попал в Стерлитамак?

Уверен, что в Стерлитамаке щит Тамерлана оказался не случайно.

Версия того, что Тамерлан мог лично прибыть на Южный Урал, на территорию Золотой Орды, хана которой, своего противника Тохтамыша, совсем недавно Тамерлан разгромил, очень и очень слабая. Нечего ему там было делать.

Версия того, что сакральный щит могли с колоссальным риском для жизни выкрасть и доставить на Южный Урал с целью продажи, нереальная, ввиду отсутствия в то время там достаточно богатых и безумно дерзких людей.
Имеются сведения, что, после смерти Тамерлана, Едигей посадил в Хорезме своего сына. Правил он там недолго, но имел возможность взять оружие и другие ценности из кладовых Тамерлана.

Мне близка версия, что Тамерлан ещё при жизни послал сакральный щит в дар очень важному для него человеку.

Кому?

Полагаю, что таким человеком мог быть только беклярбек Едигей.

В 1400 году Едигей организовал государственный переворот в Золотой Орде, убив Тимур-Кутлуга и возведя в ханское достоинство его младшего брата Шадибека, который проводил жизнь в развлечениях и мало вмешивался в политику. Таким образом, Едигей стал полновластным хозяином Золотой Орды.

Сестра Едигея была женой Тамерлана. Ко времени похода Тамерлана против Тохтамыша, в 1391 году, Едигей был одним из главных эмиров (военачальников) войска.
Как мудрый правитель, Тамерлан, имея сверхцелью воссоздать империю Чингиз-хана, сделал ставку на Едигея, как наиболее могущественную и верную ему фигуру в распадавшемся Улусе Джучи (позже наименованном Золотой Ордой). Совместными усилиями Тамерлан и Едигей способствовали развалу экономики Улуса Джучи, чтобы ослабить его сопротивление. Чтобы поддержать Едигея, придать его действиям легитимность, Тамерлан передал ему сакральный щит. В те времена Щит Тамерлана имел такую же силу воздействия на тюрков, как царский венец на русских. Это был сакральный артефакт, подтверждающий исключительные полномочия его владельца. Именно Едигей убил Тохтамыша и до 1419 года являлся фактическим правителем Золотой Орды.

Одна из летних ставок Едигея в те времена располагалась у реки Агидель-Белая река, на горах Тура (Тора) Тау, Шах Тау и Куш Тау, в окрестностях нынешнего города Стерлитамака.

Во время многочисленных отлучек Едигея и при вражеских нападениях, щит прятали, вместе с другими ценностями, в секретной пещере. Условия хранения в сухой известняковой пещере идеальные, поэтому щит дошёл до нас в прекрасном состоянии.
Известняковые пещеры Стерлитамакских шиханов до сих не изучены. Трёхъярусные, соединённые ходами пещеры Шах Тау варварски уничтожены вместе с самим шиханом.
Ногайские ханы, которые унаследовали ставку на горе Тура (Тора) Тау, могли знать о секретной пещере.

Поскольку уцелела только металлическая часть, а все кожаные (войлочные, матерчатые) детали утрачены, также не исключено, что щит был найден в гробнице на одном из шиханов. Возможно, это была гробница кого-то из потомков Едигея: например, младшего его сына Нуратдина (Мурадыма). Место рождения определяло место погребения (как у Чингизидов).

Что же касается очевидного применения щита в бою, это очень характерно для бурной истории Башкирии. Оружие всегда и везде было в дефиците. Щитом могли воспользоваться в критическую минуту, для спасения своей жизни, хранители щита и его очередной владелец.

Обстоятельства обретения щита уже в наше время — это отдельная, почти детективная история.

Несомненно то, что Щит является сакральным артефактом, неразрывно связанным с исторической судьбой башкирского этноса.

Поскольку нахождение Щита в пределах уникального ландшафта Стерлитамакских шиханов и широкой долины Агидели-Белой реки не было случайностью, имеет смысл более внимательно взглянуть на историческую географию города Стерлитамака и его окрестностей под новым углом, выйти за окостеневшие рамки навязанных в последние два с половиной века стереотипов, чтобы понять скрытый смысл, логос этого события.

На фотографии: щит Тамерлана, 1403 год. Фотография является собственностью автора и не может использоваться без его разрешения.

Полный текст книги можно читать здесь: https://www.litres.ru/vadim-ivlev/schit-tamerlana/


Рецензии
Да очень интересный факт истории. А про Амира Тимура я тоже рассказ написал он называеться. Как Амир Тимур открыл америку.Прочтите на моей странице

Николай Серяков   20.05.2023 19:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.