Четыре копыта

      Четыре копыта, подковы несущие,
Мягкие губы, сахар берущие...
Глаза лошадиные в душу заглянут,
От глаз лошадиных печали увянут.
Вдовина В.
 
      Бабушка утром за завтраком сказала деду:
- Ты бы сходил к Матвею, ноне нам картошку докопать надо, а к нему как раз Витька да Костька в гости приехали. Попроси пособить по - соседски. Мишка-то опосля ранения, ему тяжести таскать не надо бы. А ты ещё воды в баню натаскай, бочки то пустые стоят…
      Дед Семён закряхтел, я знал, что он страсть как не любит кого-то о чем-либо просить, а потому сразу ответил бабушке:
- Ну ты, бабаня, меня уж совсем в инвалиды записала. Доктора мне наоборот сказали ногу разрабатывать… Так, что и картошку выкопаем и баньку сварганим в лучшем виде. Картошки-то, я глядел, осталось там всего ничего - рядков пятнадцать.
      Довольный таким оборотом дед весело посмотрел на меня и подмигнул.
- Вот это по - нашенски, а то ходи проси там кого-то. Правильно внук, сами управимся…
      Вечером картошка была выкопана и ссыпана в погреб, банька тоже была на подходе, и дед Семён старательно доводил её до нужной кондиции. Правда вот раненая нога действительно разболелась не на шутку, и я чтобы не огорчать бабушку лишний раз своей хромотой и гримасами вышел на улицу и сел на лавочку у калитки. Чтобы отвлечься от ноющей боли, я прикрыл глаза и стал вдыхать аромат запахов и слушать музыку звуков вечернего хутора.
      Тут в родном хуторе и цветы пахнут душистее, и трава шумит иначе. Моё контуженное ухо с трудом, но всё же уловило чуть слышное журчание. Это речка за огородами, плавно торопясь, переливается по блестящим на вечерней заре, камешкам и что-то бормочет. Подул тихий ветерок и раздался шелест уже желтеющих листьев вербы перед домом. Где-то натужно замычала корова, призывая запоздавшую где-то хозяйку. Я вдыхал и слушал всё это, такое знакомое с самого детства и боль, разбередившая было рану, отступила, на душе стало легко и спокойно.
      Вдруг, совсем рядом раздался скрип тележных колес и бряканье ведра о железо.
- Тпру-у-у! Тпру-у-у, я тебе сказал, язви тебя… Батюшки светы! Никак Мишаня, собственной персоной. Здорово живёшь!
      Я открыл глаза - передо мной стояла лошадь, запряженная в телегу, всё свободное место которой занимала огромная металлическая бочка с, привязанным позади ведром. На узенькой грядушке впереди телеги восседал дед Матвей – лучший друг моего деда.
- Здравствуй, здравствуй Матвей Егорыч. Я смотрю ты прям, как греческий бог Посейдон стал – повелитель воды.
- Ну какой я там дон, скажешь тоже, энто вот мерина моего дон Жуаном кличут, - словоохотливый дед Матвей бросил вожжи на бочку и мигом оказался рядом со мной на лавочке.
- Ты бы, дедуня, привязал своего дон Жуана, а то ускачет, будешь потом по всему хутору искать.
- Никуды он не денется. Такая умная скотина, я тебе доложу, вот только до лиц женского лошадиного полу очень охочь. Это когда он ещё жеребцом-то был ни одну кобылицу мимо не пропущал, было дело вместе с телегой на неё прыгал. За то и прозвали его дон Жуаном. А раньше он просто Доном звался.
      Вот за неуёмную любовь, его бедолагу в мерины и перевели. Конечно он спокойнЕе стал опосля энтой операции, но одни хрен глазом на кобыл косит. Вот у деда твоего в загоне лошадка Карька стоит, Жуан её чует, вишь ухами стрегёть и глазом подмигивает. Теперича пока его не понукнёшь хрен он куда с энтого места сдвинется…
      Дед Матвей достал кисет, насыпал в обрывок газеты табаку и стал губами склеивать неимоверной величины «козью ножку». Магазинные сигареты и папиросы он не признавал принципиально, курил только табак собственного производства. Занявшись самокруткой, дед на минуту замолчал…
      Сентябрьский вечер был на редкость тихим и прозрачным. И чистое, темнеющее вечерней зорькой голубое небо, и светящаяся янтарной желтизной березовая роща на холме за хутором, прочерченная извилистой полосой проселочной дороги, походили прямо-таки на левитановскую "Золотую осень". Ото всюду тянуло дымком от топившихся банек, а со стороны двора Кругловых донёсся запах шашлычка… Дед Матвей пыхнул едким дымом и продолжил разговор, скорее даже не разговор, а монолог.
- Вот слыхал я Борисыч, учёные люди гутарят, что самая умная животина на земле - это шимпанзе. Только я думаю, что это всё брехня. Возьми вот того же мерина дон Жуана – поехал энто я как-то на ём зимой в Георгиевку к куму. Выехал утром – погодка была блеск, ну а пока мы с кумом пообчались, да чаёк попили, погода испортилась – завьюжило. Хучь и порядком мы с кумом «чаю» выпили, а я всё ж сообразил, что пора до дому командироваться.
      Кум уговаривал остаться, но я выпил ещё «чайку» на посошок и поехал. Только-только энто я к переправе на Омке подъехал, как метель нас с Жуаном и накрыла. Ветер свищет, снег в морду нам обоим бьёт, а главное ни черта не видать и мороз всё сильнее жмёт. Метель крутила так, что я всю ориентиру потерял напрочь – дороги не видать и куда ехать даже и не знаю. Подёргал это я вожжами туды - сюды, плюнул, бросил вожжи, закутался в тулуп и зарылся в сено на санях.
      А метель такая, что сани раскачивает, я и не почуял, как мерин поехал сам по себе. Ежели честно, то пригрелся я под тулупом и заснул. Очнулся, вокруг тишина. Высунулся из тулупа, ночь, небо чистое и звёзды кругом понатырканы, блестят ажник глазам больно. Конь мой стоит и мордой в какой-то забор упёрся. Глянул я повнимательней, а это ворота мои, а за ними дом родной.
      Вот ты мне и объясни, как это он дорогу-то к дому нашёл в такую круговерть?! Смогёт твоя шимпанзюка такое исделать?! Ась?! В жизнь не смогёт, на что хошь поспорим!
       Или вот ещё случАй один был. Подрядился это я за жидкую валюту Варваре дом из Язовки сюда на хутор доставить. Заработок легче лёгкого – там мужики телегу нагрузят, тута тоже казаки сгрузят. Так что ты думашь?! Энта коняга напрочь отказался вести полную телегу бревен. Кино про пленницу на Кавкавзе видал, там у Шурика ишак заартачился? Так и здесь – встал мой Жуан и не в какую, глазом назад косит и хучь убей его не идёт и всё тут. Делать нечего стал я, телегу разгружать, и токмо успели мы скинуть пару чурбаков, коняга моя заработала. Но я тоже хитрый и все остатние ходки стал делать так: Мужики грузят полную телегу, я опосля скидываю верхнее брёвнышко и порядок. В две последние ходки так я вообще стал две веточки сверху класть, сбрасываю их, вроде груз убавил, мерин всё это зрит и пошёл. Вот какие-такие мысли бродят в этой конской башке?! Не угадашь ни по чём.
      А тут на днях спонадобилось мне в магазин - на дворе грязюка и решил я для скорости проехать до магазина верхом без седла. Неохота было с седлом мне возиться. А мерину видимо тоже не хотелося грязь месить-то. И что ты думашь делает эта скотинка?! Только мы выехали со двора, он пошёл рысью, ажник брызги от луж во все стороны. Метров десять он проскакал таким резвым аллюром и вдруг резко тормозит, зараза такая, подгибает передни ноги и, шею вниз тут же резко опускает. Ну а я по его шеяке, как с горки, в грязь и жмякнулся со всего маху. Поначалу подумал, что конь просто спотыкнулся, влез я сызнова на него, а он вдругоряд такой же фортель отмочил. Вот чего тут делать, победил он меня вчистую. Пришлося мне мокрому, пешкодралом до магазина командироваться…
      А всё ж таки умные они Мишаня, ёк макарёк, ажник порой дух захватыват. Вот полаюсь я со своёй Агатой. Доведёт она меня почти до крайностев. Я из дому вон и на конюшню. Обниму своего Дон Жуана, а он смотрит глазами умными, кладёт мне голову на плечо и потихонечку так придавливает чуток. А сам глазом на меня косит и навроде гутарит: «Да успокойся ты хозяин, всё образуется, всё пройдёт, как с белых яблонь дым». Постоим вот так с ним и, веришь аль нет, а токмо мне легшей на душе становиться…
      Ладно, заболтал ты меня Мишка, а мне ещё по хозяйству управляться. Баню-то топите, аль нет?.. Добро, ладно, хорошо – попозжа загляну, вместях попаримся…
      Дед Матвей взгромоздился на грядушку телеги, понукнул Дон Жуана, и они покатили вдоль широкой улицы на свой баз, побрякивая мотавшимся сзади пустым ведром.
      Михаил снова прикрыл глаза и подумал:
- У каждого человека лошадь ассоциируется с разными образами. Для кого-то лошадь — это возможность покататься верхом в парке, а для другого это животное олицетворяет друга и партнера по жизни. Но разгадать до конца все тайны и загадки, которые скрывают в себе кони, никто до конца так, наверное, и не сможет.


Рецензии
Не зря казаки лошадь превыше всего ценили -то! Единственный друг был ,пуще глаза берегли.

Ирина Уральская   17.07.2022 06:09     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моему рассказу.Так получилось, что в основном меня воспитывал дед, его слова"казак это состояние души, а не лампасы на штанах" навсегда запали мне в душу.

Михаил Федоров 7   17.07.2022 06:21   Заявить о нарушении