Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 5

   Boris Gotman, Ph.D


   Продолжение, начало - http://proza.ru/2022/07/14/729

   Сам Браун никогда не рассказывал, как он в метель, над океаном, стоя в потоках пронизывающего ураганного ветра на крыле летящего со скоростью около 160 км/ч бомбардировщика, чистил от намерзающего льда карбюраторы, датчики приборов и другие детали двигателей…

   Но постепенно они выбрались из снежной бури.

   Примерно в восемь утра самолёт достиг территории графства Голуэй в Ирландии.

   Главные условия конкурса Daily Mail они выполнили, став "летчиками, которые первыми пересекут Атлантику на самолете в полете из любой точки Соединенных Штатов Америки, Канады или Ньюфаундленда в любую точку Великобритании или Ирландии за 72 непрерывных часа".

   Оставалось приземлиться. Олкок прилетел с отклонением от намеченного курса, поэтому надо было быстро выбрать подходящее место посадки.

   На корректировку курса с помощью секстанта времени тратить не хотели, не зная, во-первых, удастся ли это вообще, и, во-вторых, несколько опасаясь, что конкуренты на четырёхмоторном гиганте-бомбардировщике Handley Page V/1500 под командованием адмирала Марка Керра, который мог стартовать вскоре после них, сумеют нагнать.
 
   Если бы радио на их борту работало, они знали бы, что Handley Page так и не вылетел – почти повторилась история с несостоявшейся бомбардировкой эскадрильей из четырёх этих гигантов Берлина. Тогда, после того как несколько суток меняли двигатели и устраняли прочие неисправности, и экипажи наконец заняли свои места, примчался взмыленный офицер штаба, который сообщил, что вылет отменён, т.к подписано Соглашение о перемирии.

   Можно себе представить разочарование английских авиаторов – ведь гиганты Handley Page V/1500 конструировались и строились именно для этой спецоперации… Правда, вскоре после неудачи в попытке трансатлантического перелёта  им довелось оставить яркий след в афганской войне, о чём расскажу позже.

   Но продолжим о трансатлантическом полёте. Из имеющихся в свободном доступе материалов можно понять, что, если и была у Брауна карта района предполагаемого приземления, они в это место не попали. И из-за несовершенства их секстанта, и потому, что у них не было средств автоматической корректировки курса в зависимости от направления и скорости ветра.

   Оставалось искать площадку визуально. Вскоре Браун и Олкок увидели внизу вроде бы подходящее зеленое поле и Олкок пошёл на посадку.

   Пилоты почуяли неладное, как только колёса коснулись земли. После короткого «ухабистого» пробега шасси вдруг зарылись в грунт, машина тут же резко задрала хвост и уткнулась носом в землю: то, что с воздуха казалось подходящим зеленым полем, оказалось болотом со звучным названием Дерригимлаг…

   P.S. После первой публикации этой части очерка мне попался следующий интереснейший материал, подтверждающий, в частности, мои предположения о том, что у экипажа были большие проблемы с определением своего местоположения и поэтому приземлились они не там, где планировали:
  «Собственное повествование капитана Олкока о его перелёте из Ньюфаундленда в Ирландию
   ЛОНДОН, 16 июня. (По телеграфу из Клифдена, Ирландия.)
 
   У нас было ужасное путешествие. Удивительно то, что мы вообще здесь. Мы почти не видели солнца, луны или звезд. Часами мы не видели их.

   Туман был очень плотным, и временами нам приходилось спускаться в пределах 300 футов от моря. В течение четырех часов машина была покрыта слоем льда, вызванным замерзшим мокрым снегом; в другой раз мокрый снег был настолько плотным, что мой индикатор скорости не работал, и в течение нескольких секунд это было очень тревожно.

   Я верю, что мы "закольцовали петлю" и сделали очень крутую спираль (имеется в виду спиральное пикирование - Б.Г.). Мы сделали несколько очень комических «трюков», потому что у меня не было ощущения горизонта.

   Ветер был благоприятным на всем пути: северо-западный, а иногда и юго-западный. Мы говорили в Ньюфаундленде что можем совершить полёт за 16 часов, но мы никогда не думали, что так будет.

   За полтора часа до того, как мы увидели землю, мы понятия не имели, где мы находимся, но мы полагали, что находимся в Голуэе или около него. Наше удовольствие от посещения островов Ишал и Турбо (в 5 милях к западу от Клифдена) было велико. Люди не знали, кто мы, когда приземлились, и думали, что мы разведчики в поисках «Вими».

   Мы не столкнулись с какими-либо непредвиденными условиями. Мы не страдали от холода или истощения, за исключением случаев, когда смотрели в сторону; затем мокрый снег "разжевал кусочки" с наших лиц. Мы пили кофе и эль, ели бутерброды и шоколад.

   Полет показал, что атлантический полет осуществим, но я думаю, что это должно быть сделано не с самолетом или гидросамолетом, а с летающей лодкой. У нас осталось много резервного топлива, и мы использовали только две трети нашего запаса.

   Единственное, что меня расстроило, это то, что машина в конце была повреждена. Сверху болото выглядело как прекрасное поле, но машина погрузилась в него до оси и упала на нос.
   «Нью-Йорк Таймс», 16 июня 1919 года, страница 1, колонки 7 и 8»
   
   Полностью этот доклад можно найти по следующему адресу:  https://www.thisdayinaviation.com ›
—The New York Times, 16 June 1919, Page 1
 
   Продолжение следует:  http://proza.ru/2022/08/08/1284


Рецензии
Кошмар какой, и даже и героизмом это назвать язык не поворачивается, так как подобный перелет был вызван не жизненной необходимостью и не для спасения Родины, а из тщеславия и желания получить приз. Но, стоя на крыле, при морозе и ветре! Хоть страховочный пояс у него был? Хотя, он вряд ли бы ему помог, повис бы на нем.
А уж падение в болото?!
Но, судя по мемуарам, они выжили.
Интересно, что спасшиеся из таких передряг, если больше с жизнью в опасные игры не играют, живут очень долго.
Но те, кто не понимают, что подобные игры смерть не любит, обычно плохо кончают.

Очень интересно, просто авантюрный роман с продолжением
Спасибо.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   12.11.2022 22:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Смелость таҡих первопроходцев очень продвигает науку и технику. Олкок и Браун внесли свой вклад в будущие победы британской авиации в битве за Лондон. Страховочного пояса у Брауна не было: на плоскости он стоял, как в клетке, между стойками и тросами, связывающими крылья биплана. По поводу опасных игр, действительно, Сакадура Кабрал через два года погиб над Ла-Маншем, перегоняя новый самолёт для кругосветки, а Гаго Коутиньо, бросив летать, прожил в почёте и славе до глубокой старости. С благодарностью и уважением, Борис

Борис Готман   13.11.2022 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.