Какой он, библиотекарь вуза?

Какой он, библиотекарь вуза?


У нас на работе довольно часто появляются новые сотрудники. Почему? Работа интересная, обычно без авралов, с хорошей постоянной интенсивностью, в нежном и чутком женском коллективе. Но причины, конечно, есть.

После всех сокращений последних лет сотрудников нашей библиотеки стало почти вдвое меньше: было человек 29, сейчас 15. Сократились и люди в отделах. Раньше в читальном зале работало 5 библиотекарей, теперь только двое.

2000-е годы. Я ещё застала то время, когда здесь был бурлящий поток, а девочки скакали между стеллажей как белочки. Люди в возрасте не выдерживали, на смену приходила молодёжь. Учились быстро, но тоже уставали. Выручала конкурентноспособная зарплата. Профессионалы тянулись на собеседование. У заведующей библиотекой был список желающих у нас работать – золотой резерв, переманивали по отзывам и рекомендациям лучших.

Постепенно времена менялись. По телевидению стали больше говорить о роли культуры, принимались решения, дающие возможность в городских библиотеках зарабатывать больше. Конечно, это правильно, но библиотеки вузов не относятся к Министерству культуры. Казалось бы, в чём вопрос? Образование тоже в центре внимания, высшее в том числе. Только библиотекарь института – не преподаватель, он оказывается за бортом и этого министерства. К чему это привело? Рост зарплаты остановился, повышения стали связаны только с ростом МРОТа. Люди пошли в обратном направлении, в городские библиотеки. Помимо более высокой зарплаты, там возможности дополнительно заработать, бонусы за преданность – увеличивается продолжительность отпуска.

Разговаривала с московским библиотекарем из института: представьте, любая дополнительная работа на рабочем месте дополнительно оплачивается. А нам это даже понять трудно. Раз действие происходит в рабочее время и в стенах библиотеки – это наша обязанность, логично?

Иногда у нас ищут тихую заводь, синекуру, возможность не просто дожить до пенсии, но и посидеть в тишине и покое за зарплату при наступлении оной. Однажды пришла пожилая женщина из соседнего вуза, предложила свои услуги… писать каталожные карточки. От руки. Вежливо улыбнулись в ответ. У нас нет должности с такой однообразной и допотопной функцией.

Чем занят современный библиотекарь или, как я, заведующий читальным залом?

• Выдать и принять книги и журналы – самоё легкое и очевидное.

• Подобрать литературу для написания любой работы: от реферата первокурсника до научной статьи или диссертации преподавателя. И забудьте про распечатанные карточки, весь каталог не просто электронный, часто сами книги и статьи такого формата. Не все из нашей библиотеки, есть ещё и электронные библиотечные системы. И читателей там надо не просто зарегистрировать, но и подсказать, как вести поиск, какие дополнительные возможности. Где-то можно создавать несколько книжных полок по разным темам одновременно. Где-то есть возможность писать конспекты. А где-то стоит только найти фамилию преподавателя и открываются активные ссылки на рекомендованные книги по каждому курсу. Эту часть обязанностей можно сравнить со службой заботы о читателях, которая работает круглый год. А в начале учебного года с первокурсниками проводятся занятия. Без хорошо развитых навыков общения и методики преподавания никак не обойтись. А иногда приходится быть и психологом. С чувством гордости могу сказать, бывает, студенты делятся тем, что не получается в учёбе, переживаниями из-за конфликтов, бытовых неурядиц.

• Новые газеты и журналы тоже получает читальный зал. Проверить соответствие сопроводительным документам, зарегистрировать в специальной программе и внести содержание, чтобы каждую из статей или авторов можно было найти при компьютерном поиске. По названиям некоторых статей трудно понять, о чём в них речь (авторам пройти бы курсы копирайтинга), приходится вносить ключевые слова. Иначе этот материал просто потеряется и не будет использоваться в работе, например, для выставок. Желательно при этом знать библиотечные ГОСТы, понимать, почему описание выглядит так, а не иначе. Простые навыки переключения шрифта или регистра, умение печатать десятипальцевым методом экономят время по-стахановски. Грамотность и внимательность приветствуется. Краснеть за ляпы в каталоге, который доступен из любой точки мира, не хочется никому.

• Выставки, презентации – творчество, удовольствие и просто очень полезная часть обязанностей. Создание заголовков, оформление цитат и выставки в целом. В процессе работы развиваются навыки дизайнера и верстальщика, осваиваются программы и сайты. Если у человека проблема, чтобы элементарно быстро поставить курсор в нужное место, конечно, ему трудно. И очень трудно рядом с ним. Элементарная компьютерная грамотность - это как знание алфавита.

• Обзоры выставок, беседы с группами студентов. Важно умение заинтересовать, удивить, вызвать желание прочитать, быстро ответить на вопрос. В этом помогает опыт публичных выступлений.

• Проверить счета за полученные периодические издания и пробежать по всем кабинетам, чтобы собрать подписи.  Важно, чтобы дебет сошёлся с кредитом, знать остаток денег по договору с поставщиком, не перепутать, куда утром относим деньги, а где после обеда забираем стулья.

• Напоминаем о задолженностях в библиотеке. И не только требовательно, но и вежливо. С кем-то просьбой, с кем-то с юмором.

• А сколько переездов больших и малых мы пережили! С 2000 года больше 17. А что такое переезд в библиотеке? Это вам не взять дамскую сумочку и коробочку с парой папок и канцелярскими принадлежностями. Все книги надо по порядку связать в пачки, написав на них разделы и номера. А иначе как их потом быстро расставить? Такелажники по количеству завязанных узлов в своей жизни отдыхают по сравнению с нами! Пальцы веревками натираются до волдырей. Очень и не очень хрупкие женщины встают в цепочку и перебрасывают на своих руках весь отдел или всю библиотеку. Кому-то из саратовцев доводилось видеть медленно едущий по Большой Казачьей от Театральной площади к вокзалу ПАЗик, до верху набитый книгами. За водителем в салоне вместо атлантов стояли женщины и придерживали эту гору от рассыпания на кочках и поворотах. Зрелище незабываемое из любой точки обзора.

Вам нравится такое разнообразие деятельности? Даже если новичок чего-то не знает и не умеет, конечно, подсказываем и учим. Но всё же хочется, чтобы приходилось учить не всему сразу. На  глобальное обучение с нуля может просто не хватить времени и сил.

И конечно, в коллегах и подчиненных мне хочется видеть человеческие качества. Честность в деле – однозначно. Чтобы не доходило до невесёлых курьёзов:
- Мария Ивановна, Вы поставили печати на накладных?
- Нет, мне отказали. Сказали, что мне они не поставят. Лучше, чтобы Вы пришли.
- Хорошо, я сейчас выясню, почему они Вам не поставили.
- Нет! Вы у них не спрашивайте.

Я уже писала о своей работе, оптимистично и с юмором. Сегодня - без флёра романтики и розовых очков. Не пугает? Тогда вам точно к нам! А юмор и оптимизм в работе будут. Точно!


Рецензии