два бывших однокурсника встретились случайно

Два бывших однокурсника встретились случайно, спустя восемь лет после окончания института. Один был столичный житель. Дом был недалеко от института. Другой приехал поступать именно в этот вуз, именно на этот факультет из маленького далекого городка. Все пять лет учебы жил в общежитии, учился хорошо, потому что выхода другого не было: либо учишься, либо деньги платишь, либо летишь, откуда прибыл, белым лебедем.
При этом в общаге вдоволь не поспишь, не поешь. Хотя весело, конечно...
Москвич этих проблем не знал. Он поступил в этот институт на этот факультет, потому что так получилось. Учился спокойно, жилы не рвал, где надо, платил. Да и что? Дипломы все получили одинаковые, синенькие.
И вот случайно на улице... У киоска, где один покупал воду, второй хот дог.
- Вить, это ты что ли? - не сразу спросил москвич.
Витя оглянулся, оторвался от хот дога, присмотрелся.
- О, привет! Леша?
- Да,да, я.
Пошли вопросы, как, где, в общем, про жизнь.
Оказалось, что москвич Леша устроился на госпредприятие. Сначала было не очень. Потом втянулся, выбился в начальники отдела. Зарплата приличная, машина, женился два года назад. Жена с маленьким сынишкой пока дома, он кормилец и счастливый человек.
- Ну, а ты? - спросил Леша, ожидая, что услышит про не менее, а может, и более успешную карьеру. Леша знал, да и ни для кого не секрет, что москвичи более ленивые, им не надо добывать место под солнцем, как приезжим. Поэтому приезжие зачастую более успешны.
Но Витя замялся.
Оказалось, что толком устроиться никуда он не смог, поменял кучу фирм. Все хотелось денег, да побольше, но не получалось. О женитьбе и речи не было. Зачем себя обременять женами ( он так и сказал: женами).
Леша думал: странно, вроде парень-то нормальный был. Учился хорошо, значит, цель была. Ведь недаром именно в этот вуз, именно на этот факультет! Про это Леша слышал несколько раз и от самого Вити, и еще от кого-то, что ИМЕННО сюда, в вуз, на факультет..
- Подожди, а где же ты живешь?
- А я, Леша, в общаге все в той же и живу! - с каким-то вызовом ответил Витя.
То, что дальше предложил Леша, было только из человеколюбия и какого-то непонятного ложного чувства вины, что у него все, а у Вити ничего. Хотя и сам Витя, и то, что и как он говорил, становились Леше все более неприятным. Но Леша предложил Вите идти к нему в отдел.
- Кем? - неприятно прищурившись, спросил тот.
- Пока рядовым сотрудником. А там посмотрим.
- Это почему же так? На большее не гожусь? - агрессия нарастала.
- Это потому, что я не знаю, на что ты годишься. Поработай, посмотрим.
- А зарплата?
- Поначалу небольшая. Потому что испытательный срок. Три месяца. - Леша вначале хотел взять без испытательного срока, но потом неожиданно решил так.
- Чего? Испытательный срок? Да я в гробу видал твой срок и тебя! Сволочь! Сам весь в шоколаде, а меня за шавку держишь?
- Так, стоп! Рот закрыл! - Леша умел ставить на место. - Давай-ка, дорогой однокурсник, расходиться в разные стороны. Считаем, что встречи не было.
Витя грязно ругнулся. Леша поехал домой.
Там, около жены и сынишки, забылся и стряхнул гадкий эпизод.
На следующий день Лешу вызвал к себе в кабинет директор.
- Алексей, тут какой-то мужик пришел. На тебя ссылался. Говорил, что ты ему место начальника отдела обещал. Ну, вместо Егорова. Отдел-то без начальника сейчас. А он вправду с тобой учился?
У Леши сжались кулаки.
- Где этот мужик, которому я что-то там пообещал?
В кабинет вошёл Витя. Гадко улыбаясь, нагло смотря на Лешу.
- Это тебе я обещал?
- Мне! А разве забыл?
- Я тебя, гада, вчера послал, если помнишь. И совсем в противоположную сторону отсюда! Так что катись!
Вмешался директор.
- Так, стоп. Я понял. Теперь Вы, - он обратился к Вите, - какое образование, стаж? Резюме есть?
- Нет у меня резюме! Образование - вот! - он положил на стол директора диплом.
- Трудовая книжка?
- Не заимел.
- Это как же? Не работали?
- Работали! Только без трудовой.
- Ясно. Значит так. У нас есть место начальника отдела. Освободилось три дня назад. Прежний начальник был превосходным специалистом, отдел работает отлично. Ушел, потому что с ним несчастье случилось. Так бы не бросил нас. Так вот. Если я возьму Вас, как Вы хотите, начальником отдела, то вольетесь в дружный коллектив, где все работают хорошо. Вольетесь - и, судя по всему, развалите там все. Поэтому начальником отдела Вы не пойдете. Рядовым сотрудником разве что... На испытательный срок.
- Да пошли вы...
Витя забрал диплом и вышел из кабинета. Ушел.

Когда Леша выходил с работы и подходил к машине, то увидел, что лобовое стекло разрисовано краской из баллончиков. Но это было не все. Рядом с машиной, нахально ухмыляясь, стоял Витя и ждал.
Леша оценил ситуацию. Вынул из багажника растворитель, тряпку. Стал смывать краску. Смыл. Витя стоял и гадко улыбался. Леша медленно подошел к нему и врезал тому. Витя отлетел, схватился за скулу, куда пришелся удар. Леша ждал, что будет драка и был к ней готов. Но... Витя как-то поник. Он стоял, опустив руки. Потом поднял на Лешу глаза. В них было столько тоски!
- Слушай, подожди, Лех. Ну прости. Только скажи ты мне, почему так? Ну несправедливо же! Я же учился, как проклятый! Я же многое умею! Почему ничего? Почему мне - НИЧЕГО?!
Леша помолчал.
- Я всего не знаю, Вить. Но вчерашнего и сегодняшнего дня мне хватило. Ничего - потому что ты - дерьмо. Говно, одним словом. Откуда его в тебе поднабралось, не знаю. Но прет и воняет. Нам неприятно.
И Леша уехал.
На следующий день, приехав на работу, Леша увидел Витю. У того в руках были папки.
Улыбнувшись Леше заискивающе и приниженно, он сказал:
- Здравствуйте, Алексей Павлович. Я Вам на подпись бумаги несу. Курьером вот к вам устроился.
" Ну, что-то теперь будет", - с тоской подумал Леша, пропуская Витю в свой кабинет.

Н. Ж.


Рецензии