Карл Маркс и Сизиф

К. Маркс, как считается, величайший экономист. Как же он решил проблему с концептуальной основой экономики? И что такое концептуальная основа?
В любом явлении существует определяющая концепция, вне которой явление перестаёт существовать. В экономике главное, на чём она зиждется, это понятие о стоимости.
Стоимость выступает в качестве главного предмета экономики. Какие же концепции наука экономика предлагает положить в основу понятия стоимости? В основу понятия стоимости, экономика предлагает положить на выбор одну из двух концепций или, как их ещё называют, теорий стоимости.
Трудовая теория стоимости и меновая теория стоимости. Теории эти взаимоисключающие.
Так взаимоисключающие:
- как гео - и гелио - центрические модели Солнечной системы;
- как плоская или шарообразная планета Земля;
- как корпускулярные и волновые свойства излучений в физике;
- как атомарный химический состав материального мира, вместо "элементарных" составных его частей, типа вода, земля, воздух, теплород, огонь и прочие;
- как генетика и различные альтернативные теории наследственности.
        Трудовая теория стоимости учит, что существуют объективно необходимые затраты общественного труда для производства товаров или услуг, которые и определяют их стоимость.
        Меновая теория стоимости утверждает, что стоимость определяется тем, сколько общество, окружающие люди согласны заплатить за произведённый товар или оказываемые услуги.Если потребителей не находится, трудовой коллектив превращается, как стали говороить во времена НЭПа,  в "Артель напрасный труд".

И так, резюмируем. Существует система знаний - экономика. Как наука, она имеет концепцию исследований - стоимость. И об этой концепции, о понятии стоимости, наука экономика сформулировала две взаимно исключающие теории, определяющие эту стоимость. Трудовая и меновая теории стоимости.

        Перейдём к наглядной иллюстрации применения в жизни обеих теорий стоимости.

Для примера рассмотрим труд Сизифа.
Боги осудили Сизифа на бесполезный, нелёгкий труд. Вкатывать на гору тяжёлый камень. Но стоит только Сизифу вкатить камень на вершину горы, камень сразу же срывается с горы и скатывается вниз. Сизиф спускается с горы и весь процесс повторяется.
        С точки зрения трудовой теории стоимости, труд Сизифа подневольный. Рабский труд. Рабовладельцами являются боги, обрекшие Сизифа на бесполезной вечный труд. Каковы взаимоотношения Сизифа с его хозяевами богами? Как они определяются трудовой теорией стоимости?
        Сизиф обязан трудиться. Боги — обеспечивать Сизифа каким-то минимумом для поддержания жизни. Кормить Сизифа, чтобы он не умер с голода. Обеспечить его спец одеждой. Фартук, кожаные перчатки, обувь.
        Сизиф будет добиваться, и скорее всего добьётся права на 8-часовой рабочий день, с перерывом на обед. 5-ти дневной рабочей недели и пр. Ему будет установлено количество вкатываний камня на гору за рабочую смену. Два-три вкатывания до обеда. Четре-пять вкатываний после обеда. Сизифу будет предоставлен годовой месячный отпуск, с поездкой в тёплые края к морю. Возможность завести семью.

Рассмотрим ситуацию с Сизифом с точки зрения меновой теории стоимости.
Чтобы меновая теория стоимости, применительно к труду Сизифа заработала в полную силу, необходим оборотистый, деловой человек, скажем, бизнесмен, который увидит возможность на труде Сизифа заработать деньги. И деньги немалые.
Позвольте, задаст вопрос недоумённый читатель. «Кто будет согласен оплачивать бесполезный труд Сизифа? Какие деньги и откуда?».
Очень просто. Бизнесмен использует возможность заработать на туристах.
Для начала он откупит землю вокруг трассы, на которой трудится Сизиф. Полосу земли шириной сотню-другую метров. Воздвигнет глухой высокий забор. Всё это называется стартовые вложения капитала в бизнес.
         Затем бизнесмен развернёт бешеную рекламу невиданного аттракциона. Настолько всеобъемлющую и полную, что люди, не посетившие аттракцион,  будут считать себя в чём-то неполноценными.
         Вход внутрь огороженной территории будет по билетам. Внутри огороженной территории посетителям будут предоставлены комфортные условия для созерцания невиданного зрелища. И в тоже время места для созерцания будут разделены на категории. От люксовых, стоящих очень дорого. До массовых, без особых удобств и относительно дешёвых.
В прейскуранте мероприятий, предлагаемых туристам, будут перечислены разнообразные  платные услуги. Например, фотографирование туристов возле камня находящегося на вершине горы, возле только что скатившегося камня.  Фотографирование туриста, сидящего на камне. Туриста возле камня со стоящим рядом Сизифом.
Особая плата будет взиматься с туристов, желающих помочь Сизифу вкатывать камень на гору. И конечно, очень дорогой будет предоставление возможности туристу самому вкатить камень на гору вместо Сизифа.
Выпустив акции на зрелище, предприниматель их разделит так, чтобы контрольный пакет 50% + 1 акция остались у него. Остальные акции достанутся Сизифу. Это совершенно не скажется на размере дивидендов, выплачиваемых на акции.
Появление собственников бизнеса, является необходимым атрибутом меновой теории стоимости.
Кем же становится Сизиф? Эксплуатируемым рабочим, прибавочную стоимость, создаваемую которым, гребёт себе буржуа капиталист, согласно трудовой теории стоимости или буржуа, собственник предприятия, на котором он сам же и трудится в единственном числе.К какому классу отнести Сизифа?

Английский экономист, Адам Смит, создатель политэкономии, предложил деление общества на классы. Какой же критерий использовал А. Смит для разделения общества на классы? Всего один критерий. ИСТОЧНИК ДОХОДА. И выделил А. Смит на основе источника доходов три главные и определяющие класса.
— Класс капиталистов, живущих на обороте капиталов.
— Класс земельных собственников, живущих на земельную ренту, получаемую как собственники земли.
— Класс работников наёмного труда.

А. Смит не выделял никаких пролетариев. Для него были едины, что рабочий, следящий за состоянием выносной параши в цехе мануфактуры, что тенор королевского оперного театра. Это всё единый класс работников наёмного труда. Главнейшая заинтересованность работников намного труда, которыми заполнена вся их жизнь,  является «ежечасное, ежеминутное, ежесекундное"... (с) В.Ленин,  изыскание способов добиться от работодателя повышения оплаты труда.
        Сизиф является одновременно собственником-капиталистом аттракциона, использующего его труд. И подневольным рабом, обязанным выполнять трудовую повинность.Но к этой схеме работника наёмного труда примешивается личная заинтересованность работника-собственника аттракциона в качественном выполнении своей работы. Так как количество туристов посещающих аттракцион, а следовательно и  заработок Сизифа зависит от количества зрителей посетивших зрелище.
        Ни какая, чисто агитационная кампания по возвеличиванию труда, обозначением его грандиозной цели, достижения светлого будущего, коммунистического общества всеобщего счастья и равенства, не создаст заинтересованности работников наёмного труда в качественном выполнении их работы.
        В этом кроется роковой минус трудовой теории стоимости.

        Теперь применим источник дохода, использованный А. Смитом для разделения общества на классы, для установления сути режимов государственного устройства разных стран.
        В тоталитарных государствах нет такого источника доходов, на который правящий режим не наложил бы свои загребущие лапы.
 - грибы и дикорастущие ягоды, растущие и сгнивающие на обширных земельных пространствах неухоженный страны;
 - палки сухостоя в лесах лишённых санитарного ухода и лесничеств;
 - рыба, пойманная на единственный крючок удочки;
 - налог на добавленную стоимость взимаемый до реализации произведённой продукции.
За всё плати.
Развал СССР, страны, с каждодневным, гиперболизированным превознесением «пролетариев всех стран», как главную производительную силу, исчерпывающее доказал несостоятельность учения К. Маркса об обществе на основе трудовой теории стоимости.

       В чём состоит историческая заслуга СССР перед человеческой цивилизацией?
Была экспериментально проверена макроэкономическая модель общественного обустройства на основе трудовой теории стоимости. Проверена "на народе, которого не жалко".(с) О. Бисмарк.

       Послесловие.
      На общественной модели К. Маркса свет клином не сошёлся. Экономисты не стоят на месте. Развивают новые экономические модели. Так, на основе учёта громадных достижения научно-технического прогресса создана макроэкономическая модель монетариста Мильтона Фридмана.
      Действительно, как можно не замечать, что в крупных странах, менее 20% населения,  занятых в сельском хозяйстве, обеспечивает пропитание более 80% остальной части жителей государств. Вот что необходимо учитывать радетелям "Нового социализма", а не закрывать глаза на использование БОДа в Испании.
Испания когда-то, открыв Американский континент, перестроила всю жизнь мира.
Нынче, используя БОД в качестве основного способа обеспечения жизни граждан страны, Испания прокладывает путь в социально стабильную организацию общественной жизни государств. Путь, превышающий по значимости для нынешнего мира, когдатошное  открытие Испанией Американских континентов.
 
Смотрите "Хотчу в Испанию" http://proza.ru/2020/08/11/272


Рецензии
Вот что ответил "Искусственный интеллект" на вопрос:
"Что общего между Карлом Марксом и Сизифом?"

Карл Маркс и Сизиф - это две фигуры из разных областей знаний и контекстов, но есть определенные параллели, которые можно провести между ними.

Карл Маркс: Он был немецким философом, экономистом и социологом, который разработал теорию коммунизма и стал одним из основателей теоретического основания для движения социализма. Он анализировал капитализм, утверждая, что в нем содержатся противоречия, которые в конечном итоге приведут к его краху. Он также подчеркивал важность труда и его роли в общественных отношениях.

Сизиф: Это фигура из греческой мифологии, герой, который был приговорен богами к бесконечному повторению одного и того же действия: он должен был взбираться на гору, вкатывая на неё огромный камень, который, как только он достигал вершины, снова скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать все сначала.

Сравнение между ними может быть связано с их общим подходом к труду и усилиям человека в контексте общественной жизни:

Труд: Оба понимали труд как существенный элемент человеческого существования. Маркс уделял внимание значению труда в капиталистическом обществе и важности пролетариата в производстве, в то время как Сизиф символизировал бесконечное трудолюбие и упорство в своих усилиях вопреки бесполезности своих действий.

Парадокс: Оба понятия также могут быть ассоциированы с некоторым парадоксом. Маркс видел парадокс в капитализме, который создавал богатство через труд, но также генерировал социальные и экономические неравенства. Сизиф, в свою очередь, был приговорен к вечному бесполезному усилию, без возможности достичь цели.

Таким образом, хотя Карл Маркс и Сизиф представляют собой фигуры из разных сфер - философии и мифологии, существует некоторое соприкосновение в их общем отношении к труду и усилиям, а также в отношении абсурдности и парадоксальности некоторых аспектов человеческого существования".

Отныне все мои новые публикации на Проза.ру и Стихи.ру будут обязательно сопровождаться рецензией ИИ.
Прорецензирует ИИ и некоторые ранние публикации.

Ангарский   23.12.2023 23:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.